ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций
Банк России на основании методики, установленной Указанием Банка России от 22.07.2015 № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций», утвердил Перечень системно значимых кредитных организаций.
В Перечень входят 10 банков, на долю которых приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора.
№ п/п |
Наименование кредитной организации |
Рег. № |
1 |
АО ЮниКредит Банк |
1 |
2 |
Банк ГПБ (АО) |
354 |
3 |
Банк ВТБ (ПАО) |
1000 |
4 |
АО «АЛЬФА-БАНК» |
1326 |
5 |
ПАО Сбербанк |
1481 |
6 |
ПАО Банк «ФК Открытие» |
2209 |
7 |
ПАО РОСБАНК |
2272 |
8 |
ПАО «Промсвязьбанк» |
3251 |
9 |
АО «Райффайзенбанк» |
3292 |
10 |
АО «Россельхозбанк» |
3349 |
На указанные кредитные организации будут распространяться требования к соблюдению показателя краткосрочной ликвидности и дополнительные требования к достаточности капитала в соответствии с Базелем III.
Ранее на сайте Банка России был опубликован список банков, которые могут войти в Перечень системно значимых кредитных организаций.
ОБЗОР СМИ
Бахрейн предлагает России создать исламский банк
Бахрейн предложил создать в России первый «исламский банк». Как уточнил посол Бахрейна в России Ахмед Аль-Саати, в таком проекте могли бы поучаствовать не только Бахрейн и представители России, но и другие арабские страны.
Перспективы создания исламского банка в России будут обсуждаться 21 октября в Сочи на на заседании российско-бахрейнского делового совета. Заседание пройдет под председательством главы ВЭБа Владимира Дмитриева и посла Бахрейна в РФ Аль-Саати.
Исламский банкинг — вид банковской деятельности с соблюдением принципов, согласующихся с правилами ислама. Например, в исламских финансах запрещается взимать ссудный процент или вкладывать средства в продажу алкоголя и индустрию «низменных чувств» (в частности, азартные игры).
Рейтинговать нельзя отказать
ЦБ обяжет рейтинговые агентства отчитываться об отказах клиентам
После вступления в силу нового указания Банка России отказать клиенту в присвоении кредитного рейтинга по национальной шкале можно будет только после официальной визы регулятора. ЦБ сможет отклонять такие запросы, если сочтет основания для отказа клиентам «не соответствующими принципу независимости рейтинговой деятельности». Участники рынка считают, что нововведение рассчитано на «большую тройку» иностранных рейтинговых агентств, отказывающих российским госкомпаниям в присвоении рейтинга в связи с санкциями.
Проект указания, опубликованный на сайте ЦБ в понедельник, 19 октября, содержит требование к рейтинговым агентствам отчитываться регулятору обо всех случаях отказа юридическим лицам и публично-правовым образованиям в рейтинговом обслуживании. При этом мотивация агентства может быть не принята регулятором в качестве основания для такого отказа. Указание является продолжением основного закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств,— 222-ФЗ в ч. 3, п. 6.
Документ рассчитан на всех участников рынка, предоставляющих оценки по российской национальной рейтинговой шкале. Однако местные агентства считают, что данное требование адресовано прежде всего «иностранцам», чьи отделения работают в России, но регулируются из-за рубежа. «Таким образом российский регулятор пытается защитить отечественные компании, фигурирующие в санкционных списках, от отказов в присвоении рейтингов из-за ограничений на работу с российскими контрагентами со стороны иностранных правительств и регуляторов»,— считает гендиректор рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Сергей Абляев. Отчасти это подтверждает и Банк России, который в пояснительной записке к документу отмечает, что может отказать кредитному рейтинговому агентству в согласовании отказа, если его основания «не соответствуют принципу независимости рейтинговой деятельности (в том числе от политического или экономического влияния)», а также «принципам добросовестности, разумности и эквивалентности в хозяйственных взаимоотношениях между его участниками».
Тем не менее выполнять указание придется всем — и национальным агентствам, чьи оценки в теории никак не могут зависеть от международной политической конъюнктуры. «У нас было несколько случаев, когда мы были вынуждены отказать клиентам в предоставлении рейтинговой услуги,— рассказывает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.— Но это были технические моменты: после заключения договора сменилось руководство, компания отказалась предоставить полный пакет необходимых документов и т. д.». Несколько участников рынка признались, что не понимают, как будет выглядеть процедура согласования подобных отказов из-за полного отсутствия такой практики. «Это только создаст нам дополнительную бумажную работу»,— говорит один из собеседников «Ъ».
Тем временем агентства-нерезиденты сомневаются, что данное указание будет иметь практический смысл и для регулирования их деятельности на российском рынке. «Указание касается отказов в оказании кредитно-рейтинговых услуг по национальной шкале. Но национальная шкала только повышает сопоставимость эмитентов внутри российской экономики,— говорит представитель компании «большой тройки».— Компании из санкционного списка нуждаются именно в инвестиционных, то есть международных рейтингах. И рублевые выпуски их облигаций рейтинговались ранее по международной шкале». Иными словами, требования ЦБ их не затрагивает. Другой участник рынка также отмечает, что агентства «большой тройки» не являются российскими юридическими лицами, поэтому действия российского регулятора на них не распространяются.
ЦБ вчера не предоставил комментариев, поясняющих нюансы применения нового указания, в том числе касающихся иностранных рейтинговых агентств.
Законопроект об исламском банкинге отправят на доработку
В то же время принято решение опробовать финансовую модель, работающую по законам шариата, в Татарстане, Башкортостане и регионах Северного Кавказа.
Принятие законопроекта об исламском банкинге в России в текущей редакции отложено. По мнению регулятора, отменять для банков запрет на торговую деятельность (требуется для введения исламского банкинга) в кризис не следует, так как есть риски вовлечения кредитных организаций в незаконные финансовые операции. В то же время ЦБ поддержал проведение эксперимента по применению норм исламского банкинга в ряде регионов. Об этом «Известиям» рассказал зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев, автор поправок в закон «О банках и банковской деятельности».
— Регулятор признал интересной идею провести пилотный проект в нескольких регионах России по внедрению исламского банкинга. Это республики Татарстан, Башкортостан и регионы Северного Кавказа. Если пилот пройдет успешно, без выявления каких-либо нарушений, ЦБ готов к дальнейшему диалогу по законопроекту, — отметил Савельев. — Сроки начала пилотного проекта пока не определены. В осеннюю сессию с большой долей вероятности законопроект будет дополнительно обсуждаться, но позиция правительства согласуется с ЦБ. По итогам обсуждения законопроект об исламском банкинге будет либо принят, либо отклонен. Во втором случае документ будет доработан и перевнесен в Госдуму.
Исламский банкинг — финансовая деятельность по законам шариата: запрещено предоставление денег в долг под проценты, поэтому исламские финансисты не кредитуют клиента, а продают ему напрямую нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку. Также запрещено финансировать производство и продажу свинины, алкоголя, оружия и проч. Депозиты от частных лиц в этой модели принимаются под инвестиционные проекты, в которых банк и «вкладчик» делят прибыль. Соответственно, кредиты бизнесу строятся на принципах инвестирования в капитал и разделения прибыли с компанией.
В России проживает порядка 20 млн мусульман, исламского банкинга в чистом виде не существует, нет и специальных «исламских окон» в отделениях банков: закон «О банках и банковской деятельности» запрещает банкам заниматься производственной и торговой деятельностью, за исключением случаев, когда она необходима для их собственных нужд (например, разрешена продажа имущества, реализуемого в случае обращения взыскания на предмет залога и т.п.). По словам Дмитрия Савельева, по разным оценкам, мировой объем активов исламского банкинга составляет $1–2 трлн, исламские банки открыты более чем в 40 странах мира.
Директор центра долгового фондирования и структурного финансирования Бинбанка Владимир Сисаури считает, что кроме отсутствия нормативной базы есть неопределенность с экономической эффективностью нововведения.
— Скорее всего, в рамках пилота основной упор будет сделан на кредитование населения, исповедующего ислам, что актуально в текущих макроэкономических условиях. Закон должен быть написан так, чтобы не возникло конфликта с законами шариата. Вопрос, как учесть интересы россиян и людей исламской религии при написании закона, сложный. С большой долей вероятности, его принятие может занять несколько лет, — сказал Сисаури.
По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, плюсами внедрения исламского банкинга в России могли бы стать рост числа клиентов банков среди населения, особенно в регионах Северного Кавказа с низким проникновением банковских услуг.
— Но опасения ЦБ небеспочвенны: торговые сделки российских банков могут пойти на финансирование ИГИЛ и других незаконных финопераций, — считает аналитик.
Стоит отметить, что еще в марте 2015 года ЦБ довольно позитивно оценивал новацию: зампред Банка России Александр Торшин говорил «Известиям», что «приход в Россию исламских банков может пойти на пользу нашей банковской системе, поскольку следование банка религиозным принципам естественно повышает доверие к нему со стороны верующих».
— Вообще в международных финансовых центрах, таких как Франкфурт или Лондон, есть исламский банкинг, а Россия не отказывалась от идеи создать в Москве международный финансовый центр, и для нас приход исламских банков был бы вполне логичен. Поэтому мы идею исламского банкинга не отвергаем, главное, чтобы это было на благо, в рамках законодательства, способствовало развитию банковской системы, повышению доверия к банкам, — отмечал Торшин.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
В Индии запустили сервис мобильных платежей по ультразвуку Ultracash
Индийский сервис мобильных платежей на базе ультразвука Ultracash сейчас доступен в 500 торговых точках города Бангалор. Только за два месяца испытаний приложение было скачано 20 тыс. раз, а пользователи совершили более 24 тыс. трансакций, передает портал Ciol.
Создатели Ultracash утверждают, что для использования приложения нужны только банковский счет и смартфон. При этом можно обойтись без предварительного пополнения счета, как у других онлайн-кошельков, даже без доступа к интернету на самом смартфоне, а для передачи платежной информации не нужны ни стандартный NFC-чип (бесконтактный), ни специальная аппаратура. То есть и торговцу нет необходимости приобретать дополнительный терминал – достаточно лишь мобильного телефона.
Сейчас платежи можно проводить по смартфонам на платформе Android, однако в скором времени будет разработано соответствующее приложениях и для iOS.
В данный момент Ultracash уже получил сертификат безопасности PCI DSS и подал заявку на патент.
«В Индии более 20 млн торговых точек и бессчетное количество торговцев, однако в стране зарегистрировано только 1 млн платежных терминалов, потому что процесс регистрации такого терминала сложный и длительный. Теперь удобным терминалом может стать простой смартфон», — уверены в Ultracash.
В Чехии активно растет количество пользователей мобильного банкинга
Среди клиентов чешских банков 1,13 млн человек хотя бы раз в месяц заходят в свой аккаунт в рамках интернет-банкинга через мобильный телефон, передает портал Е15 со ссылкой на опрос, проведенный среди банков, работающих в Чехии.
Представители кредитных учреждений, по утверждению портала, фиксируют увеличение количества пользователей мобильного банкинга в объеме от 50% до 100% за последние 12 месяцев и ожидают сохранения данных темпов в ближайшие месяцы, хоть и с небольшим замедлением в некоторых случаях.
Лидером по количеству клиентов, скачавших банковское мобильное приложение, является Česká Spořitelna, среди клиентов которого 243 тыс. человек имеют подобную услугу. На втором месте — Komerční Banka (145 тыс. пользователей приложения), далее идут: ČSOB (140 тыс.), mBank (133 тыс.), Air Bank (115 тыс.), Zuno (100 тыс.), UniCredit Bank (85 тыс.), Raiffeisenbank (80 тыс.), Fio Banka (60 тыс.) и Equabank (25 тыс.).
«Нельзя ожидать, что через пару лет каждый чех будет общаться с банком посредством мобильного телефона. Филиальная сеть и личное общение остаются неотъемлемой частью банковской деятельности», — отметили в UniCredit Bank. При этом, подчеркнули в Equabank, более половины электронных писем уже открываются и просматриваются на смартфонах, и их количество будет только расти.
Чешский рынок также готовит для клиентов предложения по развитию мобильных операций – например, внедрение в смартфон и «умные» часы виртуальной платежной карты, что планируют представить Komerční Banka, Česká Spořitelna и Fio Banka.
По данным британской компании Juniper Research, еще до конца этого года мобильным банкингом будет пользоваться 1 млрд человек по всему миру, а к 2020 году их количество может вырасти до 2 млрд.
MasterCard вводит технологию токенизации для кошелька MasterPass
Компания MasterCard объявила о намерении повысить безопасность онлайн и мобильных покупок путем ввода технологии токенизации для своего цифрового кошелька MasterPass, сообщили в пресс-службе организации.
На практике данный шаг означает, что MasterCard по требованию банков-эмитентов заменит личные номера счетов для владельцев дебетовых, кредитных, коммерческих и предоплаченных карт в рамках кошелька MasterPass на «токен» — 16-значное число, представляющее закодированную версию PAN (Primary Account Number) – то есть номера карты. Именно номер карты чаще всего используется в ходе онлайн-покупок.
Данная услуга будет доступна в США в следующем году, а затем распространится на все рынки, где работает MasterCard.
В июле об использовании технологии токенизации заявили в компании Visa, где разработали свою систему безопасности Visa Token Service. Осенью сервис заработает в США, Канаде и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В США его поддерживают такие гиганты индустрии, как Apple Pay и Google.
Токенизация — это технология, которая позволяет обезопасить электронные платежи с помощью системы шифрования данных. Так, расплачиваясь картой, покупатель передает продавцу свои платежные реквизиты сразу в зашифрованном виде — в форме «токена», который выглядит как случайная комбинация символов. Даже, если он окажется в распоряжении мошенников, то будет для них абсолютно бесполезен, так как не отражает какой-либо важной информации для кого-либо, кроме банка-эмитента.
Sony развивает систему мобильных платежей
Японский производитель электроники, скорее всего, не сможет создать глобального конкурента Apple Pay или Samsung Pay. Тем не менее, компания готова занять свою нишу на азиатском рынке мобильных платежей.
Sony планирует подключить к своей системе бесконтактных платежей весь общественный транспорт региона. Разработка известная как FeliCa, использует два типа передачи платежной информации: с помощью чипа, внедренного в смартфон или с микропроцессора в пластиковой карте. Чипы Sony уже установлены в поездах, автобусах и магазинах Гонконга. В начале весны система заработает в поездах Индонезии. Компания уже подписала соглашение с государственной телекоммуникационной компанией Telkom Indonesia. Организации создадут платформу бесконтактных платежей и внедрят ее в торгово-розничной сети страны.
«Наш подход отличается от Apple», — отметил Казуюки Сакамото, старший генеральный менеджер Sony, отвечающий за операции FeliCa. «Пока вам негде применить мобильные платежи, совершенно неважно, сколько ваших устройств поддерживают эту опцию».
Сакамото считает, что Юго-Восточная Азия может стать основным рынком для таких технологий, как FeliCa. Сейчас страны региона активно модернизируют транспортную систему и вкладывают огромные суммы в инфраструктуру.