ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
ОБЗОР СМИ
К банкам пришли с «Миром» — ЦБ велел ускорить переход на национальную платежную систему
ЦБ торопит переход Национальной системы платежных карт на полнофункциональный режим. Российским банкам установлены жесткие сроки завершения всех подготовительных работ. Принимать карты во всех обслуживаемых сейчас банками торговых точках и выпускать их для всех бюджетников банки должны начать уже с 1 июля. Банкиров подобный ультиматум от регулятора застал врасплох, зато международные платежные системы простимулировал снизить свои тарифы.
Требование предоставить данные по срокам завершения подготовки к сотрудничеству с платежной системой «Мир» содержится в письме «Об исполнении требований закона 161-ФЗ («О национальной платежной системе»)», направленном банкам в конце февраля (копия есть в распоряжении «Ъ»). В письме за подписью первого зампреда ЦБ Георгия Лунтовского Банк России напоминает банкам о необходимости выполнять закон, а именно обеспечить прием карт «Мир» всеми торговыми точками, находящимися на их эквайринговом обслуживании, а также выдавать такие карты клиентам при получении ими выплат за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Планы эмиссии на 2016 год также необходимо предоставить в ЦБ. Отчитаться перед регулятором нужно до 15 марта. При этом важно даже не то, что ЦБ хочет понять степень готовности банков к полноценной работе Национальной системы платежных карт (НСПК), а тот факт, что в письме Банк России, по сути, установил ультимативный срок этой готовности: 1 июля. До сих пор точного срока ни законом, ни со слов представителей ЦБ и НСПК установлено не было. Единственный ориентир на этот счет, который был обозначен рынку, выглядел довольно размыто. 15 декабря 2015 года глава платежной системы «Мир» Владимир Комлев заявлял: «Мы целимся, что к концу третьего квартала (то есть к октябрю 2016 года.— «Ъ») сеть приема должна достичь порядка 90% от той сети приема, которая в целом есть по стране».
По информации «Ъ», письмо направлено всем банкам, признанным значимыми на рынке платежных услуг (51 игрок).
В ЦБ не стали уточнять, с чем связано появление такого письма. Там заявили лишь, что «Банк России и НСПК проводят работу с банками по обеспечению доступности инфраструктуры для приема карт «Мир», а также в отношении эмиссии таких карт для клиентов бюджетной сферы». Впрочем, на низкую активность банков в этом вопросе указывают данные самого «Мира». Так, сейчас к платежной системе присоединились 59 банков, из которых эквайринг обеспечивают всего 12 банков (по остальным «ведутся работы»), к эмиссии приступили и того меньше — семь игроков.
К новым жестким рамкам перехода на полноценную работу в НСПК оказались готовы далеко не все. Большинство банкиров в неофициальной беседе отмечают, что такая спешка в их планы не входила. «Один вопрос — настроить банкоматную сеть, это делается в два щелчка, и многие банки этим действительно занимаются уже сейчас, другое — переподписать договоры с торговыми точками и перенастроить POS-терминалы в них,— отмечает собеседник «Ъ» в банке топ-20.— При этом специальный выезд на конкретную точку и перенастройка обходятся банку в среднем в 10 тыс. руб.». При большом количестве торговых точек в эквайринговой сети банки предпочитают с этим не спешить, а решать проблему по мере планового посещения торговых точек в целях снижения издержек, указывает он. В некоторых банках отмечают, что планировали решить проблему с эквайрингом и вовсе лишь к концу года, так как до сих пор обязательных сроков не называлось. «Потребности в спешке нет — обслуживание карт Visa и MasterCard уже и так замкнуто на российский процессинг НСПК, рисков отключения нет, да и спроса на карты «Мир», в частности среди клиентов частных банков, пока тоже не наблюдается, так что бросать все силы на прием национальной карты нет смысла»,— недоумевает источник «Ъ» в одном из банков топ-15. Отдельные вопросы письмо ЦБ вызвало у тех банков, которые вообще не обслуживают бюджетников, но почему-то должны предоставить план эмиссии карт «Мир» уже сейчас. «Конечно, выпуск и обслуживание национального платежного продукта должны быть приоритетом для карточного рынка, но многие банки в конце прошлого года составляли свои планы, исходя из собственной ситуации с доходами и загруженностью персонала, и сейчас пересмотреть эти планы, чтобы успеть до 1 июля, смогут далеко не все»,— считает глава НП НПС Алма Обаева.
На фоне действий регулятора по скорейшему завершению строительства национальной платежной системы, международные системы, чтобы сохранить конкурентные преимущества, тоже активизировались. MasterCard, например,— в либерализации ценовой политики. По информации «Ъ», на днях MasterCard уведомил банки о понижении с 1 мая 2016 года межбанковской комиссии за снятие наличных в банкомате стороннего банка с текущих 0,5% до 0,45% от суммы снятия (ее банк-эмитент карты платит банку, выдавшему наличные, за каждое снятие). Снижение символическое, указывают банкиры, но важно для конкуренции не только с Visa (с 9 января 2016 года установила комиссию на уровне 0,45% плюс 1-3 руб. в зависимости от объема эквайринга банка), но и с «Миром», чей тариф в октябре 2015 года утвержден на аналогичном уровне. «Это снижение сделает карты MasterCard привлекательными для зарплатных проектов, где для эмитента очень важна себестоимость снятия наличных»,— поясняет председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. Впрочем, в самой MasterCard заявляют, что с работой НСПК снижение комиссии никак не связано, просто новый уровень комиссии оптимален для рынка.
Производители микросхем конкурируют за «Мир» — «Ангстрем» выпустит второй чип для национальных карт летом 2016 года
Летом 2016 года в России появится второй чип для российской платежной карты «Мир» отечественного производства. К выпуску микросхем для национального «пластика» подключится ОАО «Ангстрем» (подконтрольно ГК «Ростех»), конкурент «НИИМЭ и Микрон» (входит в холдинг АФК «Система» Владимира Евтушенкова; 8% его акций находится в собственности Росимущества, 25,1% принадлежит госкомпании «Роснано»). По мнению банкиров, опрошенных «Известиями», конкуренция в сегменте позволит сбить цену на чип для карт «Мир», а значит, удешевить производство «пластика». Впрочем, его востребованность гражданами вряд ли вырастет, уверены эксперты.
— В настоящее время чипы «Ангстрема» проходят сертификацию EMV (международный стандарт для операций по банковским картам с чипом, совместная разработка компаний Europay, MasterCard и Visa), компания получила государственный артикул на микросхемы, — рассказал «Известиям» гендиректор ОАО «Ангстрем» Константин Носов.
По его словам, чипы «Ангстрема» будут стоить не больше, чем микросхемы «Микрона», то есть 30–50 евроцентов за чип (это и уровень зарубежных аналогов). При этом, как утверждает Константин Носов, память микросхем его компании будут превышать заявленные «Микроном» объемы. «Микрон» выпустил отечественный чип для карт «Мир» в октябре 2015 года. Чип сертифицирован по международному стандарту EMV. Карта с чипом «Микрона» (его память — 72 Кб) стоит в диапазоне 100–200 рублей. То есть доля чипа в стоимости карты составляет примерно 20%. Поэтому важно, чтобы на рынке существовало несколько производителей чипов, которые бы конкурировали, предлагая более выгодные условия.
Впрочем, Центробанк и НСПК не настаивают исключительно на российских производителях чипов. В списке рекомендованных НСПК производителей — «Розан», «Ситроникс» (входит в АФК «Система»), «Новакард», «Алиот», «Оренкарт», Gemalto. Эти компании занимаются сборкой, изготовлением и поставкой пластиковых карт для банков РФ, в их продукты вшиты чипы американского (Atmel), европейского (STMicroelectronics, NXP, Infineon) и азиатского производства (Samsung, Renesas).
— Чипы «Микрона» вполне конкурентоспособны, явных преимуществ у иностранных чипов нет: они сделаны по тем же стандартам, техническим требованиям и проходили такую же сертификацию, как и микроновские, — пояснил официальный представитель «Микрона» Алексей Дианов. — Так что при всех прочих равных, с точки зрения безопасности, мы считаем правильным использование в национальной платежной системе чипов, произведенных под полным контролем нашего государства, а не зарубежных.
Президент Владимир Путин дал поручение использовать чипы российского производства при создании платежной системы карты «Мир» в сентябре 2015 года.
— Один из основных критериев при выборе чипа — его соответствие стандарту EMV и требованиям самой платежной системы, — отмечает начальник процессингового центра группы Бинбанка Кирилл Дьячков. — Банки выбирают производителей чипов, руководствуясь прежде всего соотношением цены и качества, а не страной производителя. Можно ожидать, что стоимость российских чипов при соответствующих тиражах производства будет, скорее всего, ниже зарубежных аналогов. И именно цена в данном случае для российских производителей может стать основным конкурентным преимуществом.
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что ключевым преимуществом российской продукции будет защищенность от возможных антироссийских санкций. Кому же из российских производителей — «Микрону» или «Ангстрему» — будут отдавать предпочтение банки, пока сказать сложно.
— «Микрон» вышел на рынок первым, к тому же компания заявляет о собственных технологиях, — пояснил Иван Андриевский. — «Ангстрем» работает на лицензионных технологиях, но пока у него более сильные производственные характеристики. В любом случае на рынке уже обозначается конкуренция, которая будет способствовать развитию российских чипов.
Пока, впрочем, национальный «пластик» главным образом используется для снятия наличных: расплатиться им можно только в 410 торговых точках в Москве и области. На национальную карту «Мир» в обязательном порядке начисляются зарплаты, пенсии, стипендии, пособия для военнослужащих (это требование закона «О национальной платежной системе»). Помимо базового функционала — снятия наличных, денежных переводов, оплаты товаров и услуг — банкам-эмитентам «Мира» планируется дать возможность начинить ее дополнительными приложениями. Картой в перспективе можно будет оплатить парковку и проезд в метро с использованием бесконтактной технологии. Топливное приложение, если оно будет, позволит накапливать баллы автовладельцам, оплачивающим бензин на заправках.
РАЭК о введении упрощенной идентификации пользователей
Ассоциация электронных коммуникаций (НП «РАЭК») и эксперты Кластера «РАЭК / Электронная коммерция», объединяющего игроков рынка электронной̆ коммерции, работающих в России, рассмотрели проект Федерального закона № 1003299-6 (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации – в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации).
Законопроект предполагает установление обязанности по предоставлению клиенту-физическому лицу возможности использования любого одного из трех законодательно установленных способов упрощенной идентификации, а не всех трех.
Это обусловлено тем, что сложившаяся ситуация приводит к объективной невозможности исполнения финансовыми организациями требования Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». С одной стороны, законодательно установлена возможность использования кредитными организациями различных информационных систем для обеспечения осуществления упрощенной идентификации клиентов-физических лиц, а с другой – те сервисы, которые необходимы для проведения упрощенной идентификации, отсутствуют, а возможность актуализации данных в Единой системе идентификации и аутентификации просто не предусмотрена.
Также Законопроект предусматривает урегулирование процедуры подтверждения ранее проведенной идентификации (аутентификации), закрепляет условия, одновременное наличие которых дает право кредитной организации не проводить данную процедуру повторно.
Согласно законопроекту, разрешается поручать проведение идентификации в рамках банковской группы любой из входящих в нее организаций, являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В законопроекте перечислены условия привлечения третьих лиц для проведения идентификации и дополнен перечень организаций, имеющих право поручать проведение идентификации только кредитным организациям.
Законопроект устанавливает, что для целей проведения идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, могут использоваться документы в электронной форме, электронный образ которых должен быть засвидетельствован усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или лица, издавшего оригинал документа. Также разрешается предоставлять документы в электронном сообщении, подписанном электронной подписью, в том числе с использованием сети Интернет.
Принятие данного законопроекта № 1003299-6 (введение упрощенной идентификации пользователей) Государственной Думой Российской Федерации в качестве закона будет иметь положительные последствия для сегмента e-Commerce:
- Упрощение идентификации, как при непосредственном присутствии клиентов-физических лиц, так и посредством использования сети Интернет.
- Отсутствие необходимости проводить идентификацию представителя и (или) выгодоприобретателя клиента – физического лица, а также бенефициарного владельца клиента-физического лица.
- Увеличение минимальной суммы операций, при совершении которых не проводится идентификация, а также может проводиться упрощенная идентификация, до 40 000 рублей.
Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Викторович Емелин в комментарии порталу PLUSworld.ru:
Законопроект № 1003299-6 «О внесении изменений…», внесенный членом Совета Федерации Олегом Казаковцевым, стал результатом длительной совместной работы банков и регуляторов. Первоначально в рамках Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭСБЗ Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, которую возглавляет А.Наумов, была разработана Концепция по модернизации законодательства о ПОД/ФТ в части совершенствования порядка осуществления идентификации (http://www.rosfinsovet.ru/ru/news/index.php?id=1058). В ее состав вошли многочисленные предложения участников рынка, юридически проработанные специалистами НСФР. В сентябре 2015 г.
Концепция была одобрена на заседании Экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку. И уже на основе утвержденной Концепции был разработан Законопроект, включающий наиболее важные (хотя и далеко не все) необходимые изменения в регулировании идентификационных процедур. Важно отметить, что в предварительном обсуждении Законопроекта участвовали не только представители финансовых организаций, но и Банка России, Росфинмониторинга и Минфина, что позволило учесть мнение регуляторов и при определении круга включенных в Законопроект вопросов, и при выработке конкретных формулировок. По своей сути Законопроект направлен на упорядочение и повышение эффективности идентификационных процедур, что позволит снизить неэффективные издержки участников финансового рынка и обеспечить права граждан при оказании им финансовых услуг. Сейчас мы ожидаем отзыва Правительства. Участники рынка очень рассчитывают на принятие Законопроекта в весеннюю сессию.»
Российское не поддается переводу — Рынок денежных транзакций сократился из-за оттока мигрантов
Количество денежных переводов из России за рубеж в 2015 году, по разным данным, сократилось на 20-44%. Основными причинами компании называют сокращение доходов мигрантов и их отток из страны. Рынок поддерживают низкая финансовая осведомленность и слабо развитая банковская инфраструктура в СНГ.
Объем денежных переводов из России в другие страны в 2015 году составил 761,4 млрд руб., или $12,4 млрд, число транзакций — 38,6 млн, подсчитали в «Евросети». Рынок упал к 2014 году на 5% в рублях и на 40% в долларах, количество транзакций снизилось на 20%. Выводы компании основаны на данных систем денежных переводов Anelik, Blizko, Contact, InterExpress, Western Union, «Золотая корона», «Колибри», «Лидер», «Юнистрим» и «Почты России».
В страны СНГ и на Украину направляется 92% денежных переводов из России, говорится в исследовании. На их сокращение повлияли валютные колебания и уменьшение числа мигрантов в стране. «Уровень заработной платы мигрантов остался на прежнем уровне, однако сумма в долларовом эквиваленте снизилась, что спровоцировало отток приезжающих на заработки из СНГ в 2015 году. И только во второй половине года начался тренд на восстановление количества мигрантов из СНГ относительно 2014 года»,— уточняет директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов «Евросети» Мария Шалина.
При этом инфраструктура для работы с банковскими картами и финансовая осведомленность в странах СНГ развиты недостаточно широко, поэтому возможность использования прямых переводов с одной банковской карты на другую пока не оказывает существенного влияния на рынок денежных переводов, отмечают в «Евросети». «Маленькие комиссии и широкая география точек отправления и выдачи денежных переводов по-прежнему остаются важными факторами для пользователей услуги»,— указывают в компании.
По расчетам аналитического центра платежной системы Contact на основе данных Центробанка, падение рынка денежных переводов за рубеж было еще более значительным — на 24% в рублях, 53% в долларах и на 44% в количестве транзакций. Число переводов в страны СНГ упало более чем на 45%, в страны дальнего зарубежья — на 28%. Среди основных причин сокращения рынка в Contact также выделяют падение доходов трудовых мигрантов, «которые составляют значительную часть аудитории систем денежных переводов».
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), к началу 2016 года в России работало более 10 млн иностранцев, из которых 8,7 млн человек — граждане стран СНГ. Число мигрантов в России за 2015 год снизилось на 10%. Часть из них покинула страну самостоятельно, а 478 тыс. иностранцев был запрещен въезд в страну из-за нарушений миграционного режима, сообщала ранее ФМС.
Сокращение доли Таджикистана, Киргизии, Туркмении в структуре переводов связано с резким укреплением — более чем на 20% — курсов национальных валют по отношению к рублю в 2015 году, рассуждает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. «При этом количество мигрантов с Украины, несмотря на сохранение напряженности в межгосударственных отношениях и отсутствие прямого авиасообщения, выросло, так как украинская гривна подешевела по отношению к рублю в 2015 году на 14,6%»,— указывает он.
У MasterCard подешевели наличные — MasterCard решила снизить тариф за снятие наличных — Теперь ее расценки ниже, чем у основного конкурента – Visa; при этом не все банки готовы пересматривать условия для клиентов
MasterCard с 1 мая снижает межбанковскую комиссию (интерчейндж) за снятие наличных в банкоматах сторонних банков с 0,5 до 0,45% от суммы транзакции. Об этом «Ведомостям» рассказали несколько участников рынка платежных услуг, по словам одного из них, бюллетень об изменениях компания разослала на этой неделе. В MasterCard подтвердили изменение.
От размера интерчейнджа зависит, сколько банк – эмитент карты заплатит банку-эквайеру, которому принадлежит банкомат. Комиссию непосредственно для клиента устанавливает банк, эмитировавший карту.
Нынешнее изменение тарифов за снятие наличных уже второе для MasterCard за год, предыдущее было более существенным. Так, с 1 апреля 2015 г. компания перешла с фиксированного тарифа 35–45 руб. за операцию на процентный – 0,5% от суммы транзакции. Летом с фиксированной ставки на процентную перешла и Visa, до сих пор ее тариф – 0,45% + 1–3 руб. за транзакцию – был ниже, чем у MasterCard.
Основная цель платежной системы, по словам ее представителя, – стимулировать более активное использование карт для оплаты покупок и совершения других операций. По его мнению, если держатель карты знает, что он в любой нужный момент может снять наличные и не искать, где это выгоднее сделать, он оставляет больший остаток на карте.
«Мы рассматриваем возможность изменения условий обслуживания держателей карт других банков в наших банкоматах», – указали в пресс-службе Сбербанка, однако от подробных комментариев отказались. «Ничего радикального в снижении интерчейнджа нет, я не думаю, что на клиентах это как-то отразится», – считает начальник управления пластиковых карт «ВТБ 24» Александр Бородкин. MasterCard и Visa максимально сблизились по интерчейнджу за снятие наличных в банкоматах, указывает он.
Интерчейндж MasterCard сблизился и с тарифом за снятие наличных для российской карты «Мир» (тоже составляет 0,45%). Тарифы для «Мира» Национальная система платежных карт опубликовала в октябре, в сообщении компании говорилось, что такая ставка позволит банкам-эмитентам снизить клиентам комиссию за снятие наличных в банкоматах других банков.
И все же маржа банков-эквайеров незначительно, но сократится, продолжает Бородкин: из-за девальвации их расходы на поддержание банкоматной сети сильно выросли – большинство оборудования закупается за рубежом. В итоге банки-эквайеры могут поднять лимит на выдачу наличных, чтобы зарабатывать на транзакциях больше, говорит он.
Если банк-эквайер увеличивает лимит на снятие наличных, то он может заработать больше, но со стороны эмитента также есть ограничения, они зависят от категории карты и в среднем составляют 100 000–300 000 руб., говорит предправления одного из банков. Он не ждет, что это изменение скажется на клиентах.
Снижение интерчейнджа – неоднозначный ход, рассказывает сотрудник процессингового центра, поскольку помимо расходов на поддержание сети банки-эквайеры несут издержки и на инкассацию наличных, поэтому комиссия должна быть такой, чтобы эквайеры были готовы выдавать за нее средства.
Visa отказалась комментировать, планирует ли она снижать свои тарифы за снятие наличных.
ВРЕЗ Что получат клиенты
«За прошедший год мы увидели позитивную реакцию от банков», – говорит представитель MasterCard: многие эмитенты предоставили клиентам дополнительно несколько бесплатных снятий наличных в сторонних банкоматах, ряд банков-эквайеров отказались от максимальной суммы снятия наличных по картам MasterCard.
Распространение электронных платежей способствовало росту ВВП России почти на 26 млрд долл. США за последние 5 лет
Согласно результатам исследования, проведенного для Visa независимым аналитическим агентством Moody’s Analytics, рост использования электронных средств оплаты, таких как кредитные, дебетовые и предоплаченные карты, способствовал увеличению ВВП России на 25,93 млрд долларов США в период с 2011 по 2015 гг.
Исследование охватывает 70 стран мира, включая Россию, на долю которых приходится почти 95% мирового ВВП. По оценке экономистов Moody’s, в мировом масштабе развитие безналичных платежей добавило 296 млрд долл. США к объему ВВП стран, принявших участие в исследовании, а также способствовало созданию ежегодно в среднем 2,6 млн новых рабочих мест. Кроме того, за отчетный период отмечался рост потребительских расходов в среднем на 0,18% каждый год.
«Использование электронных платежей является одним из основных факторов, стимулирующих потребление, промышленное производство, экономический рост и создание новых рабочих мест, — отметил главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди (Mark Zandi). — Страны с высоким уровнем использования платежных карт продемонстрировали более высокие темпы экономического роста».
Как отмечается в докладе экспертов, внедрение электронных платежей способствует созданию более стабильных и открытых условий для ведения бизнеса. Кроме того, использование безналичных платежей способствовало сокращению доли теневой экономики — экономической деятельности, основанной главным образом на расчетах наличными средствами и не декларируемой в отчетности. В результате использование электронных средств оплаты обеспечивает более высокие налоговые поступления, способствует сокращению затрат, связанных с хранением и обработкой наличных средств, помогает потребителям получать расширенный доступ к финансовым услугам. Использование безналичных расчетов выгодно и для торгово-сервисных предприятий, поскольку гарантируют им получение оплаты за предоставленные товары или услуги.
«Полученные результаты в очередной раз подчеркивают позитивное влияние, которое электронные платежи оказывают на развитие экономики разных стран по всему миру, — прокомментировал Чарли В. Шарф (Charlie W. Scharf), генеральный директор Visa Inc. — Данное исследование также свидетельствует о том, что верно выбранный курс государственной политики может привести к формированию открытой, конкурентноспособной платежной экосистемы, а также способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Мы в компании Visa сотрудничаем с правительственными учреждениями, финансовыми институтами, торгово-сервисными предприятиями и технологическими компаниями во многих странах, чтобы создавать инновационные платежные решения и сервисы, которые будут способствовать развитию сети приема электронных платежей, коммерции и сделают доступными преимущества оплаты по картам для все большего количества людей повсеместно».
Основные выводы глобального исследования:
· Возможности роста:
Распространение платежных карт: реальные потребительские расходы за период с 2011 по 2015 гг. увеличились в среднем на 2,3 %, из них 0,01 % приходится на рост уровня распространения платежных карт. Соответственно, внедрение электронных платежей способствовало росту потребления на 0,4 %. Наибольший эффект отмечался в развивающихся странах, в которых темпы роста уровня потребительских расходов в среднем выше.
Использование карт: Наибольший прирост ВВП зафиксирован в странах, где за исследуемый период был отмечен максимальный рост уровня использования платежных карт. Так, в лидерах оказалась Венгрия (0,25 %), Объединенные Арабские Эмираты (0,23 %), Чили (0,23 %), Ирландия (0,2 %), Польша (0, 19%) и Австралия (0,19 %). В большинстве стран уровень использования карт увеличился вне зависимости от экономических показателей конкретной страны.
· Вклад в повышение занятости:
В результате увеличения использования карт за период с 2011 по 2015 гг. в 70 странах ежегодно создавалось в среднем почти 2,6 млн новых рабочих мест. Лидерами по этим показателям оказались Китай (427 000 новых рабочих мест) и Индия (336 000 новых рабочих мест). Добиться таких высоких результатов этим странам удалось, в том числе, благодаря повышению производительности труда.
· Развивающиеся и развитые страны:
Как на развивающихся, так и на развитых рынках был отмечен рост потребительских расходов в результате увеличения использования платежных карт. Увеличение использования платежных карт в период с 2011 по 2015 гг. способствовало повышению потребительских расходов на 0,2 % на развивающихся рынках и на 0,14 % в развитых странах. Соответствующие показатели роста ВВП составили 0,11 % для развивающихся стран и 0,08 % для развитых стран. Таким образом, полученные данные приводят к выводу о том, независимо от уровня проникновения платежных карт, все страны могут повысить уровень потребительских расходов, стимулируя использование электронных платежей.
· Перспективы роста:
Эксперты Moody’s пришли к заключению, что расширение использования электронных платежей на 1% может способствовать повышению потребительских расходов в среднем на 104 млрд долларов в год. Если предположить, что факторы роста в будущем не изменятся, то использование платежных карт приведет к увеличению ВВП в среднем на 0,04% в год.
Как отмечается в исследовании, одного только увеличения объема операций по платежным картам недостаточно для повышения уровня благосостояния страны — для достижения максимального эффекта в стране должна существовать развитая финансовая система, а экономика быть стабильной. Для того чтобы ускорить переход на электронные платежи странам рекомендуется проводить политику, нацеленную на снижение регулирования, способствовать созданию надежной финансовой инфраструктуры и стимулировать потребление.
«Приятно отметить, что все больше россиян открывают для себя преимущества безналичных способов оплаты. За последние пять лет уровень распространения платежных карт в России увеличился на более чем 10 процентных пунктов, что способствовало рекордному росту ВВП на 0,33% и увеличению потребительских расходов дополнительно на 26 млрд долларов США, – отметил Эндрю Торре, генеральный директор Visa в России. – Достигнутый результат был бы невозможен без тесного сотрудничества Visa с государственными органами, регуляторами, нашими партнерами. Мы намерены и дальше поддерживать это тесное взаимодействие для достижения нашей общей цели – расширения использования электронных платежей во благо развития всей российской экономики».
Выводы по России:
- Вклад в увеличение ВВП:
Рост уровня распространения электронных платежей способствовал рекордному росту ВВП страны на 0,3%. Уровень распространения платежных карт за исследуемый период вырос на 10 процентных пунктов в период с 2011 по 2015 гг., что привело к увеличению потребительских расходов на 26 млрд долларов США за этот же период. В свою очередь, уровень использования платежных карт за пятилетний период вырос на 7 процентных пунктов, что способствовало повышению потребительских расходов на 1,4 трлн долларов США. Распространение электронных платежей способствовало увеличению ВВП в России на 25,93 млрд долларов США в период с 2011 по 2015 гг.
- Вклад в повышение занятости:
Повышение уровня занятости в Европе было обусловлено ростом уровня распространения платежных карт, в том числе благодаря положительной динамике развития этого показателя в России. Одновременно, в России, которая является самой населенной страной в регионе, в течение всего исследуемого периода отмечался рост производительности труда. Использование электронных платежей способствовало созданию в среднем 235 050 новых рабочих мест в России в период с 2011 по 2015 гг.
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ