ОБЗОР СМИ
ЦБ: регулятор не ослабляет контроль за процентными ставками на рынке
Банковский сектор РФ начал постепенный переход к структурному профициту ликвидности, что сопряжено со снижением процентных ставок. Однако это не означает, что ЦБ ослабляет контроль за процентными ставками на рынке, заявил замглавы департамента денежно-кредитной политики Банка России Александр Полонский.
Он пояснил, что цель ЦБ по инфляции — 4% к концу 2017 года — в рамках денежно-кредитной политики достигается, в частности, за счет регулирования ставок межбанковского рынка. Для этого Центробанк проводит операции по предоставлению ликвидности в случае ее дефицита и операции по абсорбированию ликвидности — в случае ее профицита, уточнил Полонский.
По состоянию на конец июля банковский сектор, по оценкам ЦБ, находился в ситуации структурного дефицита ликвидности. Объем дефицита составил 1 трлн рублей.
Профицит же ликвидности ожидается в начале 2017 года, такая ситуация, по прогнозу регулятора, может продлиться в течение трех лет.
Банк России утвердил рекомендации для работы НФО без сбоев
Методические рекомендации по обеспечению непрерывности деятельности некредитных финансовых организаций (НФО), утвержденные регулятором, опубликованы в среду, 24 августа, в «Вестнике Банка России».
Рекомендации касаются информационных систем НФО и их программно-технических средств, содержания плана обеспечения непрерывности и/или восстановления деятельности НФО в случае чрезвычайных ситуаций, а также базовых характеристик основного и резервного офисов организации.
Так, для обеспечения непрерывности деятельности компаниям рекомендуется определить критически важные процессы и перечень возможных чрезвычайных ситуаций, а также выявлять и не реже одного раза в год проводить анализ факторов возникновения таких ситуаций.
«Компаниям предлагается также иметь утвержденный план непрерывности деятельности, который, помимо прочего, может включать цели, приоритеты, задачи, а также порядок осуществления мероприятий по предотвращению, снижению влияния и ликвидации последствий возможного нарушения режима бесперебойной работы. Пересмотр такого плана рекомендовано проводить не реже одного раза в год. С такой же периодичностью компании могут тестировать этот план с моделированием потенциальных чрезвычайных ситуаций», — отмечается в сообщении регулятора.
Документ содержит рекомендации по ежедневному резервному копированию информации и баз данных, обслуживающих критически важные процессы, а также для резервного офиса, в том числе в части его территориального расположения.
В этой связи Банк России предложил дифференцированный подход при определении объема (характера) распространения рекомендаций на участников рынка, в соответствии с которым они разделены на три условные группы в зависимости от вида деятельности и ее масштабов.
В ЦБ подчеркнули, что рекомендации разработаны с учетом международных стандартов.
Соцвыплаты хотят направить через НСПК
В Минфине задумались о том, чтобы выплачивать социальные пособия через Национальную систему платежных карт (НСПК) на карты «Мир», сообщил порталу Банки.ру один федеральный чиновник. Заместитель председателя Фонда социального страхования (ФСС) Алексей Руденко подтвердил данную информацию, уточнив, что проект пока находится в стадии обсуждения, официальные документы по нему не подписаны, а сроки реализации не установлены.
«Такое обсуждение ведется», — сказал Руденко. По его словам, в дискуссии участвуют Минфин РФ, Казначейство, ФСС и НСПК. На данном этапе обсуждения ведется разработка «дорожной карты» по реализации проекта, поэтому сроки начала выплат социальных пособий на карты «Мир» пока не установлены.
Руденко добавил, что в ФСС считают целесообразным расширение перечня инструментов, через которые фонд проводит соцвыплаты. Реализация данной инициативы позволит упростить процедуру перечисления социальных пособий, так как выплаты по ним будут осуществляться на карты «Мир» всего по двум реквизитам: имени и фамилии и номеру держателя карты вместо полного набора реквизитов как в случае перевода денег на обычный банковский счет физического лица.
Прежде чем приступить к выплатам через НСПК в обычном режиме, участники дискуссии хотят запустить «пилот» в ряде регионов, уточнил замглавы ФСС. Впрочем, технологически, добавил он, решение будет универсальными и позволит всем гражданам РФ получить соцвыплаты на карты «Мир».
При реализации программы участвовать в ней смогут все банки — эмитенты пластика российской платежной системы. На данный момент участниками платежной системы «Мир» являются 132 банка, из них 24 банка эмитируют карты платежной системы, остальные ведут соответствующую подготовку.
Перевод соцвыплат на карты «Мир» — это уже не первый социальный проект НСПК. В частности, на базе платежной карты «Мир» создадут «Карту жителя Екатеринбурга», подобный многофункциональный продукт на базе национальной платежной системы также хотят запустить в Санкт-Петербурге и ряде других городов.
Минфин хочет собрать в 2017 году дополнительные 320 млрд рублей с «Газпрома» и нефтяников
Минфин предлагает дополнительно собрать 170 млрд рублей с «Газпрома» и 150 млрд рублей с нефтяников, пишет газета «Ведомости».
«При нынешних ценах на нефть система налогообложения нефтянки как раз в пользу нефтяников, а не в пользу бюджета», – сетовал министр финансов Антон Силуанов. И вот Минфин разработал дополнительный пакет налоговых изъятий в 2017 г., рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника и участник обсуждений из отрасли.
Всего в 2017 г. будет изъято 320 млрд руб.: единоразовое повышение налогов на нефтяные компании, которое должно было действовать только в 2016 г., будет продлено, и это даст 200 млрд, а 100 млрд соберут с «Газпрома». С него же хотят взять еще около 70 млрд – выходит 370 млрд руб. Но налоговая реформа в нефтяной отрасли (введение налога на добавленный доход, НДД) лишит Минфин 50 млрд, всего выйдет 320 млрд руб.
Повышение НДПИ – почти решенный вопрос, осталось его объявить, говорят чиновники. Минэнерго, конечно, будет против, но результат предсказуем, иронизирует один из них. В прошлом году нефтяники сопротивлялись повышению налоговой нагрузки, Игорь Сечин из «Роснефти» носил президенту коллективные письма – не помогло.
Припомнили дивиденды
Повышение НДПИ для газа и газового конденсата установлено только на 2016 г., уверяла в начале августа заместительница начальника департамента «Газпрома» Надия Зиатдинова: чтобы повысить налоговую нагрузку или сохранить ее такой же, как в 2016 г., потребуются поправки в законы, а для этого должна собраться новая Госдума.
Представитель «Газпрома» вчера отказался от комментариев.
Но Минфину есть что предъявить «Газпрому»: он уплатил в виде дивидендов не 50% прибыли по МСФО, как требовала директива правительства, а 21,8% и бюджет лишился 85 млрд руб.
Рост налоговой нагрузки еще на 70 млрд руб. негативно отразится на «Газпроме», предупреждает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов: цены на газ в Европе низки, а инвестпрограмма интенсивна. «Газпрому» предстоят большие платежи по долгу в 2016–2018 гг., предупреждает Дмитрий Маринченко из Fitch Ratings: EBITDA «Газпрома» может упасть на 5% ниже прогноза Fitch.
У компании будут все основания требовать сокращения дивидендов в следующем году, полагает Корнилов, бюджет потеряет на этом. Даже при сохранении налоговой нагрузки на уровне 2016 г. чистый денежный поток «Газпрома» до дивидендов в 2017 г. составит минус 40 млрд руб., инвестпрограмма сократится до 1,2–1,3 млрд руб. по сравнению с 1,6 млрд в 2015 г., ожидает Fitch.
Налоги предпочтительнее для Минфина, чем дивиденды, считает Маринченко: НДПИ напрямую идет в бюджет, а от дивидендов государство может рассчитывать только на 50%, а на самом деле еще меньше, потому что 11% дивидендов проходит через «Роснефтегаз». И при повышенном изъятии нагрузка останется на приемлемом уровне, успокаивает Маринченко: чистый долг вырастет на 3% по сравнению с нынешним прогнозом, а отношение долга к EBITDA останется 1,7. Возможно, «Газпрому» придется больше занимать – по расчетам Fitch, не менее $7–8 млрд в 2017 г.
Все те же 200 млрд руб.
С нефтяной отрасли в 2016 г. хотели взять 200 млрд руб., в 2017 г. возьмут столько же, но Минфин хочет зафиксировать эту сумму в абсолютном выражении. Собрать все 200 млрд в 2016 г. не получилось: повышение нагрузки проводили через заморозку снижения пошлин (а НДПИ вырос) и это сыграло с Минфином злую шутку – доходы от пошлин снижаются при снижении цены на нефть. Чтобы это не повторилось, будет просто повышение НДПИ, к примеру, на рубль с барреля, рассказывает федеральный чиновник, а маневр будет продолжен, пошлина снизится до 30%. Пока мера вводится опять как временное решение на 2017 г., но так говорится всегда, вздыхает федеральный чиновник. У Минфина в планах – по 200 млрд руб. до 2020 г., знают два человека из нефтяной отрасли, участвующих в обсуждениях.
«Сейчас идет процесс подготовки проекта федерального бюджета, обсуждаются возможные решения по его балансировке», – говорится в ответе Минфина на запрос «Ведомостей».
Взамен нефтяники могут получить две компенсации. Первая – налоговая реформа, которой так долго ждали: НДД для новых и некоторых выработанных месторождений. Для старых месторождений это, по сути, льгота – она и приведет к выпадению 50 млрд руб. доходов бюджета. Другая компенсация нефтяникам – поддержка нефтепереработки, например отрицательные акцизы на нефть, рассказывают три федеральных чиновника: компании смогут компенсировать из бюджета свои потери.
Это уже просто увеличение налоговой нагрузки, и так одной из самых высоких в мире (см. график), а не изъятие девальвационной прибыли, настаивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: объективное увеличение затрат в добывающем сегменте (инфляция, рост тарифов на транспортировку) привело к нивелированию девальвационной прибыли сектора. По оценкам EY, сейчас денежный поток сегмента добычи составляет примерно 1500 руб. на 1 т, что почти на 20% ниже, чем два года назад.
В отрасли произойдет урезание инвестиций, но оно практически не коснется новых месторождений – именно они обеспечивают основной прирост добычи по стране, который продолжится в 2017 г., считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Но снижение инвестиций в перспективные проекты отразится на добыче в будущем, поскольку волна новых проектов заканчивается, предупреждает Ежов.
Конечно, нефтяники могут поделиться, но тут вопрос в постоянной смене правил игры в налоговой политике, подчеркивает чиновник, близкий к Минэнерго. Российские компании с трудом, но еще понимают такую непредсказуемость, продолжает чиновник, они заранее дисконтируют свои денежные потоки на такие риски. Но как это объяснить иностранцам, непонятно, отмечает он: «И как в этих условиях приватизировать «Башнефть» и «Роснефть» и как их оценивать?»
Что касается нефтепереработки, то ее надо поддержать в любом случае, считают аналитики. И сейчас уже НПЗ работают с минимальной маржей, а уменьшение пошлины на нефть и введение 100%-ной пошлины на мазут в 2017 г. значительно ухудшат экономику переработки, предупреждает Ежов. Маржа простых НПЗ снизится еще на $0,7–0,9 за баррель при прогнозируемой цене $40 за баррель, и они будут перерабатывать еще меньше нефти. А снижение пошлины с 42 до 30% может привести к увеличению цены нефти на внутреннем рынке (при мировой цене на уровне $50 за баррель) примерно на 1400 руб. за 1 т, оценивает Борисов. Но некоторое снижение переработки, искусственно раздутой за счет высокой таможенной субсидии до 2015 г., будет даже полезно, полагает Ежов, тем более что это практически не приводит к уменьшению производства автомобильного бензина, успокаивает он.
«Ростелекому» предложили построить отдельную сеть связи для госорганов за 0,5 трлн рублей
Это вряд ли откроет путь к приватизации госоператора
Совет безопасности намерен оживить проект по созданию интегрированной сети связи для госорганов: об этом говорится в письме секретаря Совбеза Николая Патрушева президенту России Владимиру Путину, с которым ознакомились «Ведомости». Об этом письме известно человеку, близкому к одному из акционеров государственного «Ростелекома», а также другому собеседнику, знакомому с несколькими топ-менеджерами оператора.
Речь идет о создании магистральной сети, физически отделенной от сети связи общего пользования, которой госорганы пользуются сейчас. Это решит проблему надежного и устойчивого государственного и военного управления, следует из письма.
В марте 2015 г. Минкомсвязи взялось разрабатывать поправки в закон «О связи», предусматривающие создание защищенной сети для госорганов, но полгода спустя проект получил отрицательный отзыв Минэкономразвития. Ведомство сочло, что он фактически дублирует уже существующие сети связи специального назначения и выделенные сети. Тем не менее законопроект не был похоронен: сейчас он находится на этапе оценки регулирующего воздействия и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
ператором интегрированной сети связи Патрушев предлагает назначить «Ростелеком». Предложения о том, как это можно реализовать на практике, разработало Федеральное агентство связи (Россвязь, подчиняется Минкомсвязи), и «Ведомостям» удалось ознакомиться с ними. Ведомство предлагает три сценария, расположив их по принципу убывания затрат и уменьшения госконтроля над «Ростелекомом».
Во-первых, интегрированную сеть можно включить в существующую инфраструктуру «Ростелекома», а государство поможет ему профинансировать стройку, купив допэмиссию его акций (сейчас у Росимущества и ВЭБа 52,99% на двоих). На создание сети потребуется, по оценке Россвязи, 663,4 млрд руб. (из них 581 млрд руб. бюджетных).
К этому добавляются ежегодные эксплуатационные затраты – 54,86 млрд руб. – плюс 50 млрд руб. на случай, если Росимущество решит выкупить акции у миноритариев.
Давняя история
О строительстве такой сети Совбез задумался еще в 2010 г., говорится в письме. В августе 2013 г. «Коммерсантъ» сообщал, что ФСБ обратилась к Путину с инициативой создания «интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка». По данным издания, 31 мая 2013 г. президент поддержал эту идею и профильные министерства даже обсуждали проект соответствующего распоряжения правительства.
Минусом этого варианта Россвязь считает то, что в случае приватизации «Ростелекома» государство может потерять контроль над сетью для госорганов.
Второй сценарий – передать интегрированную сеть сначала в «дочку» госоператора, а впоследствии продать ее государству. Поскольку такая сделка потребует одобрения 3/4 голосов, государству, возможно, придется заранее увеличить долю в «Ростелекоме» до 75,1%. Совокупные расходы за 10 лет составят, по расчетам Россвязи, 973 млрд руб.: они сложатся из тех же 663 млрд руб. на создание сети, 50 млрд руб. на увеличение пакета, 60 млрд руб. на покупку государством «дочки» у «Ростелекома» и 25 млрд руб. в год на эксплуатацию по модели концессии.
Третья модель – так называемая сервисная. «Ростелеком» и Россвязь заключают 10-летний договор, по которому оператор подключает госорганы к интегрированной сети, а Россвязь оплачивает его услуги. Расходы за 10 лет при этом составят 623 млрд руб. Государство остается с нынешним пакетом акций «Ростелекома» и не получает интегрированную сеть.
Об этих сценариях известно федеральному чиновнику и собеседнику, близкому к одному из акционеров «Ростелекома».
Близкий к руководству «Ростелекома» собеседник «Ведомостей» сомневается, что федеральный бюджет вообще способен профинансировать столь грандиозный проект. Пока, напоминает он, «Ростелеком» недополучает от государства гораздо меньшие деньги, причитающиеся ему как исполнителю проекта по строительству оптоволоконных сетей для устранения цифрового неравенства. Вряд ли проект создания особой сети для госорганов воплотится в жизнь, скептичен и человек, знакомый с несколькими федеральными чиновниками: Минфин точно будет против.
Отсутствие отдельной защищенной сети связи для госорганов много лет декларировалось в качестве главного препятствия для приватизации «Ростелекома». Госпакет «Ростелекома» был включен в прогнозный план приватизации на 2014–2016 гг., но приватизацию компании много раз приходилось откладывать – против нее выступали спецслужбы и Минобороны, которых «Ростелеком» также обслуживает. В правительстве обсуждались варианты, при которых условием приватизации «Ростелекома» было акционерное соглашение, обязывающее «Ростелеком» бесперебойно обслуживать спецпотребителей и после перехода к частному собственнику. Но военное ведомство это не устроило, и оно предложило свой вариант: «Ростелеком» строит так называемый контур спецсвязи – закрытую сеть, обеспечивающую связь между вооруженными силами и службами безопасности, передает ее государству – и тогда может быть продан.
Строительство интегрированной сети лишь отсрочит приватизацию, поскольку быстро продать ее государству не получится, а частный инвестор приобрести «Ростелеком» с такой сетью не сможет, считает человек, знакомый с топ-менеджерами «Ростелекома».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и представитель Минфина не ответили на запросы «Ведомостей». Представители «Ростелекома» и Минкомсвязи отказались от комментариев. Получить комментарии в Росимуществе не удалось.
Сбербанк может первым получить добро на внедрение продвинутой модели оценки рисков
Сбербанк вплотную приблизился к практическому внедрению предусмотренного «Базелем II» продвинутого подхода к оценке кредитных рисков на основе внутренних рейтингов (ПВР), который, в частности, дает банкам возможность сэкономить капитал. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. По их словам, от получения заключения ЦБ по результатам валидации модели Сбербанк отделяет примерно месяц. По данным газеты, получение заключения ожидается в сентябре-октябре.
Сбербанк первым среди российских банков дошел до этого этапа. До сих пор ни один банк еще не получал заключения ЦБ. Если оно будет положительным (либо с указанием на легко устранимые недостатки), продвинутый подход будет впервые применен в России. Тогда на примере Сбербанка можно будет на практике увидеть, дает ли он экономию капитала и какую. В Сбербанке от комментариев отказались.
Сейчас банки используют предусмотренный тем же «Базелем II» упрощенный стандартизированный подход к оценке кредитного риска — отнесение активов к тому или иному классу риска по консервативным и единым для всех критериям ЦБ. Из-за этого достаточность капитала рассчитывается приблизительно, чаще всего с запасом. При новом подходе банки оценивают риск сами на собственных данных об обслуживании их заемщиками кредитов за много лет по сложным математическим и статистическим моделям. Рейтинги каждого заемщика или группы активов в конечном итоге и определяют степень их рискованности и, как следствие, давление, которое эти активы оказывают на капитал.
Сбербанк был первым, кто подал заявку на использование продвинутого подхода в октябре прошлого года. Таким образом, анализ модели оценки рисков крупнейшего игрока занял у ЦБ около года. «Это длительный процесс», — поясняет руководитель службы риск-менеджмента банка «Уралсиб» Наталья Тутова. По ее словам, проверяется досконально все: от системы сбора, хранения, полноты статданных в банке до особенностей самой модели (которая предполагает определенные допущения), стабильности ее работы, адекватности получаемого результата, отсутствия в ней злоупотреблений рисками и пр. По данным «Коммерсанта», Сбербанк подал заявку на переход на продвинутый подход оценки рисков лишь по части активов (чуть больше половины), в дальнейшем он планирует увеличивать долю активов, по которым оценивает риски на основе внутренних рейтингов.
Следующий на очереди — Райффайзенбанк. Заявку на валидацию своей модели он, по информации издания, подавал примерно в одно время со Сбербанком, однако, поскольку валидацию разных банков, отнимающую большое количество ресурсов, ЦБ проводит не параллельно, а последовательно, в случае с Райффайзенбанком это будет несколько дольше. «Райффайзенбанк ранее направил в Банк России ходатайство на право применения подхода, основанного на внутренних рейтингах, к расчету кредитного риска и нормативов. В ближайшее время банк ожидает проведения экзаменации со стороны Банка России», — сообщил газете руководитель управления интегрированного риск-менеджмента Райффайзенбанка Сергей Гриб. По его словам, Райффайзенбанк ожидает получить ощутимый положительный эффект с точки зрения достаточности капитала от перехода на ПВР. Как и Сбербанк, готовиться к подаче заявки Райффайзенбанк начал заранее. «Банк применяет базельские стандарты и, в частности, подход к оценке рисков на основе внутренних рейтингов в рамках МСФО-отчетности в течение продолжительного времени — с 2012 года», — добавил Гриб. Предварительное внутреннее использование модели — условие перевода на продвинутый подход, подтверждает Наталья Тутова: должно быть доказано, что модель работает без сбоев и выдает стабильный результат.
По оценкам Тутовой, то, что первые банки вплотную приблизились к рубежу перевода на продвинутый подход, — это очень значимый факт для российского рынка, никогда не имевшего такого опыта. «Главное — успешно преодолеть этот рубеж; в случае серьезных замечаний со стороны регулятора по результатам валидации ждать следующей попытки придется еще несколько лет, — отмечает она. — Осторожность ЦБ понять можно: Банк России, валидируя модель крупного игрока и тем самым подтверждая ее надежность, должен быть уверен, что ее использование не приведет к росту рисков для этого конкретного банка и для банковской системы в целом».
Пока заявок на валидацию собственных моделей оценки кредитных рисков (эта опция доступна для банков с активами от 500 млрд рублей) никто больше не подавал. Но желающие с разной степенью решительности есть, отмечает «Коммерсант». «Мы изучаем такую возможность, однако на текущий момент принципиальное решение еще не принято», — сообщили в банке «ФК Открытие». «Подходы к управлению риском в Бинбанке уже базируются на основе кредитных рейтингов, разработанных на основании статистических моделей. В дальнейшем мы планируем использовать продвинутый подход и подавать соответствующую заявку в ЦБ», — указали в Бинбанке. «Банки группы ВТБ для целей управления рисками применяют базельские модели и подход ПВР. Решение о сроках подачи заявки на применение ПВР в регуляторных целях будет приниматься отдельно», — заявили в ВТБ. Альфа-Банк работает над заявкой и соответствующими моделями внутренних рейтингов.
Сбербанк сократил почти 3,5 тыс. сотрудников в первом полугодии 2016-го
Сбербанк России в первом полугодии 2016-го сократил более 3,3 тыс. человек. Это всего 1% от фактической численности сотрудников группы на 30 июня (она составила 327 тыс. 285 человек). Об этом говорится в отчетности кредитной организации по МСФО.
Ранее агентство Regnum сообщало, что в первом полугодии сокращение сотрудников провели в половине банков из топ-50. Агентство указало, что больше всего человек ушло из Абсолют Банка и Хоум Кредит Банка, которые расстались с каждым пятым сотрудником.
Эксперты объяснили такие показатели падением спроса на кредиты, ростом «плохих» долгов и необходимостью банков проводить оптимизацию расходов.
Захвативший заложников в Ситибанке бизнесмен объяснил СКР свои действия
Захвативший заложников в Ситибанке предприниматель Арам Петросян заявил на допросе, что не собирался никого убивать, а только хотел привлечь внимание. Накануне предприниматель ворвался в отделение банк и пригрозил взорвать себя.
Предприниматель Арам Петросян, захвативший в среду вечером отделение Ситибанка на Большой Никитской улице в центре Москвы, объяснил, что хотел привлечь внимание к проблеме банкротства. Об этом сообщила старший помощник руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве Юлия Иванова.
Мужчина, угрожавший взорвать отделение Ситибанка на Большой Никитской улице в центре Москвы, сдался правоохранительным органам, передает корреспондент Банки.ру. Сообщается, что все заложники освобождены. Ранее стало известно, что полиция предварительно установила личность мужчины, это Арам Петросян 1961 года рождения.
«В ходе допроса задержанный заявил, что не собирался никого убивать, а только хотел своими действиями привлечь внимание к проблеме (банкротства)», — рассказала Иванова. Она также добавила, что следствие в ближайшее время планирует предъявить ему обвинение и ходатайствовать об аресте Петросяна.
Накануне Петросян опубликовал на своей странице в видеохостинге YouTube видеообращение к президенту Владимиру Путину. В видео он заявил, что пойдет «на резонансное нарушение УК РФ, а также назвал свои действия «преступлением из-за банкротства». «Мне, поверьте, терять нечего. Все, что было, я уже потерял», — говорил Петросян в видео.
Кроме того, в ролике он просил признать на государственном уровне понятие банкротства болезнью.
Мужчина с коробкой на шее, которого позже определили как предпринимателя Петросяна, вечером, 24 августа, пришел в отделение Ситибанка на Большой Никитской улице и пригрозил взорвать себя. На место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов. В заложниках оказались четыре человека. Впоследствии все они были освобождены, а бомба оказалась муляжом с солью.
В отношении захватившего отделение банка было возбуждено уголовное дело по ст. 206 УК РФ («Захват заложников»).
В России предлагают ввести семейное банкротство
«Финпотребсоюз» направил в комитет Госдумы по вопросам собственности проект закона, в соответствии с которым иск о банкротстве можно будет подать сразу от лица мужа и жены. Об этом сообщает газета «Известия», в распоряжении которой есть документ.
По действующему закону мужу и жене, добивающимся собственного банкротства, нужно подавать два разных иска, собирать пакет дублирующих документов, дважды платить госпошлину. Эти иски при действующей практике могут рассматривать два разных финансовых управляющих и даже разные арбитражные суды — по месту прописки истцов. По словам главы «Финпотребсоюза» Виктора Майданюка, это «значительно усложняет и без того непростую и дорогую процедуру».
В рамках семейного банкротства, по замыслу авторов законопроекта, все дублирующие расходы и действия будут устранены. «Физические лица, состоящие в зарегистрированном и не расторгнутом браке», смогут подать одно заявление о признании несостоятельными обоих супругов. Вознаграждение финансовому управляющему будет уплачиваться «в однократном размере». При принятии решения о признании мужа и жены банкротами (или реструктуризации их долгов) суды должны будут учитывать все требования кредиторов в отношении каждого из супругов и все источники дохода истцов. Но и правила о недопустимости освобождения супругов от обязательств перед кредиторами будут распространяться на каждого из истцов.
Прецедент, когда суд признал банкротом целую семью, уже создан. В ноябре 2015 года Арбитражный суд Новосибирской области признал банкротами супругов Алексея и Марину Кузьминых, общий долг которых перед четырьмя банками и магазином достигал 775 тыс. рублей. На момент вынесения решения ежемесячный доход Алексея Кузьмина составлял 10,8 тыс. рублей, его супруга не была трудоустроена. Суд объединил заявления супругов о самобанкротстве в один процесс, был сформирован единый реестр требований кредиторов и единая конкурсная масса. Признавая истцов банкротами, суд учел, что они официально являются супругами и имеют совместно нажитое имущество.
По действующему закону заявление о собственном банкротстве может подать любой гражданин с долгом выше 500 тыс. рублей, если предполагает, что не сможет его обслуживать, напоминают «Известия». В суд он будет обязан представить списки своих кредиторов и должников с указанием сумм задолженности, опись своего имущества, в том числе находящегося в залоге, справку о наличии счетов, вкладов, доходах и уплаченных налогах за три года. Кроме того, он будет обязан отчитаться обо всех совершенных за последние три года сделках с недвижимостью и прочим имуществом дороже 300 тыс. рублей. По оценкам Объединенного кредитного бюро («дочка» Сбербанка), на 1 августа формально под действие закона о банкротстве подпадают 609 тыс. граждан.
Депутаты Госдумы шестого созыва, члены комитета по вопросам собственности поддержали создание в России механизма семейного банкротства, но с оговорками.
Так, по мнению депутата Натальи Бурыкиной (фракция «Единая Россия»), перед введением механизма совместного банкротства супругов нужно провести налоговую реформу. «Для реализации этой инициативы супруги должны декларировать свои доходы, — пояснила она. — То есть сначала должны быть введены семейные декларации и только после этого — механизм семейного банкротства. Сейчас часть доходов россиян облагается налогами, часть не задекларирована».
По мнению партнера BGP Litigation Дмитрия Базарова, в ходе реализации инициативы «Финпотребсоюза» встанет вопрос квалификации долгов супругов в качестве общих или индивидуальных. «Удовлетворение требований кредитора по индивидуальному долгу за счет общей конкурсной массы нарушает права не только остальных общих кредиторов, но и второго супруга», — отметил Базаров.
Компания Deloitte назвала самые инновационные российские банки
Консалтинговая и аудиторская компания Deloitte оценила, как российские банки внедряют новые технологии. Результаты исследования приводит РБК.
Как уточняется, эксперты выбрали 11 инноваций и разделили их на несколько групп: безопасность («умная» идентификация), аналитика (Big Data, личные финансовые помощники), цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата и т. д.), автоматизация (роботы в отделениях), геймификация (игры и квесты для клиентов) и р2р-кредитование. За наличие оригинального решения банку давали два балла, за решение,