ОБЗОР СМИ
ЦБ: более 35% российских банков по итогам II квартала получили убыток
Общий финансовый результат российских банков во II квартале 2016 года восстановился до уровня первой половины 2014-го, при этом рост происходил неравномерно: более 35% кредитных организаций за отчетный период получили убыток. Об этом говорится в финансовом обозрении Центробанка за II квартал 2016 года.
«Значительные убытки в 2015 году и первой половине 2016 года понесли банки, изначально проводившие высокорискованную кредитную политику. Банки, у которых уровень просроченной задолженности на начало 2015 года превышал 6%, за последующие полтора года понесли убытки, причем чем больше был уровень просроченной задолженности, тем более существенные убытки понесли эти банки», — отмечается в документе.
При этом получить существенную прибыль и нарастить активы удалось преимущественно малым и средним банкам, которые смогли оперативно адаптироваться к изменению рыночной конъюнктуры, а также те, кто изначально проводил осторожную кредитную политику, добавили в ЦБ.
ЦБ не ожидает изменения волатильности курса рубля
В III квартале 2016 года не должно произойти значительных изменений волатильности валютного курса, говорится в обзоре Центробанка.
«Эластичность курса по цене на нефть во втором квартале 2016 года в целом изменилась незначительно. По оценкам Банка России, при ее сохранении на среднем уровне за второй квартал 2016 года и реализации ожиданий участников рынка относительно волатильности цен на нефть в третьем квартале 2016 года курсовая волатильность может составить около 19 процентных пунктов. Это близко к уровням вмененной волатильности на срок три месяца и реализованной волатильности на конец второго квартала 2016 года. Таким образом, значительное изменение уровня волатильности валютного курса в третьем квартале 2016 года представляется маловероятным», — сообщается в документе.
По оценкам регулятора, во II квартале нетто-объем продаж иностранной валюты банками, обслуживающими крупнейших российских экспортеров, значительно возрос. Высокий уровень предложения иностранной валюты препятствовал росту волатильности курса в периоды повышенного спроса на валюту со стороны нерезидентов.
«Наиболее очевидно данный эффект проявился в мае, когда на фоне ужесточения риторики ФРС США повысился спрос на валюту со стороны иностранных участников, предположительно закрывавших длинные позиции, открытые в рублевых активах ранее на фоне роста цен на нефть», — отмечают в Центробанке.
Регулятор считает, что отчасти сохранение объема предложения иностранной валюты со стороны компаний-экспортеров на высоком уровне в июне было связано с приближением периода дивидендных выплат. Спрос населения на наличную и безналичную иностранную валюту во II квартале оставался стабильным.
Службу финансового омбудсмена хотят сделать автономной структурой ЦБ
Службу финансовых уполномоченных (СФУ, или финансового омбудсмена) предлагается сделать структурой Центробанка и придать ей юридический статус автономной некоммерческой организации. Такие поправки содержатся в очередной версии законопроекта «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», рассказал порталу Банки.ру действующий финансовый омбудсмен Павел Медведев.
«Последний вариант законопроекта устроен таким образом: юридически служба финансового омбудсмена — это автономная некоммерческая организация. Структура, предложенная в предыдущем варианте законопроекта, не могла быть сформирована в рамках последних поправок к Гражданскому кодексу. Новая структура, по закону, требует иметь создателя. Создателем будет Центральный банк», — сказал Медведев, добавив, что новую формулировку предложил сам ЦБ.
Законопроект «О финансовом уполномоченном», устанавливающий правовой статус финансового омбудсмена и деятельность соответствующей службы, а также порядок обращения граждан к финомбудсмену, был подготовлен Минфином еще в 2013 году. Тогда участники обсуждения нормативного акта не сошлись во мнении об учредителе и правовой форме СФУ. Предполагалось, что служба будет создана в форме некоммерческого партнерства, а финансироваться за счет взносов с финансовых организаций и платы за рассмотрение обращений россиян.
Проект закона затем прошел первое чтение в Госдуме, но прохождение законопроекта во втором чтении затянулось. Позднее заинтересованные стороны приняли концептуальное решение создать эту структуры при Центробанке.
Павел Медведев со своей стороны указал, что СФУ в новой конфигурации может стать более зависимой от ЦБ. Впрочем, уточнил финансовый омбудсмен, такая зависимость «нивелируется тем, что в состав высшего органа управления — совета службы финансового омбудсмена — будут входить представители не только Центрального банка, но и правительства, финансового рынка и общественных организаций, которые защищают права потребителей». Возможно, за счет квоты правительства в совете службы будет представлен и Роспотребнадзор, предположил собеседник портала Банки.ру.
В ЦБ сообщили, что регулятору не поступала новая редакция законопроекта о финансовом омбудсмене, но в Банке России анализируют «возможность функционирования такого института». «До завершения такого анализа вопросы, связанные с управлением и функционированием института, не прорабатываются», — уточнили в пресс-службе Центробанка.
Минфин же поддерживает новый законопроект, заявили порталу Банки.ру в пресс-службе ведомства. «На данной момент законопроект находится в стадии активного обсуждения, но требуется серьезная проработка деталей, поэтому мы не ждем его скорого принятия», — сказал представитель Минфина.
Не ждет скорого принятия закона (до конца года) и действующий омбудсмен. «Но я вижу, что у представителей власти усиливается обеспокоенность по поводу роста количества закредитованных граждан», — указал Павел Медведев.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), к середине 2016 года просрочку имели 7,5 млн россиян. Из них 5,2 млн не платят по долгам более 90 дней (такая просрочка классифицируется банками как безнадежная. — Прим. ред.). За год число безнадежных должников увеличилось на 1 млн человек.
В Госдуме просят Центробанк снизить ключевую ставку до 8,5% годовых
В Банке России не исключат, что это произойдет, но не сразу на 2, а максимум на 0,5 процентного пункта
Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов обратился к председателю ЦБ России Эльвире Набиуллиной с письмом (есть в распоряжении «Известий»), в котором просит на ближайшем заседании совета директоров Банка России, которое назначено на 16 сентября, снизить ключевую ставку на 2 процентных пункта.
В письме Емельянов отмечает, что в результате проводимой ЦБ политики для российских кредитных организаций стало более привлекательным размещать денежные средства на счетах Банка России, в результате компании реального сектора не могут привлечь средства на развитие производства своих компаний.
Глава комитета ГД по экономической политике Анатолий Аксаков, представляющий «Справедливую Россию», поддерживает предложение своего первого зама Михаила Емельянова и считает, что для этого есть объективные причины.
— Во-первых, инфляция у нас будет не выше 7%. Как правило, ключевая ставка коррелирует с уровнем инфляции. Во-вторых, наша экономика нуждается в относительно дешевых кредитных ресурсах. Можно сказать, что ЦБ фактически контролирует ситуацию на финансовом рынке, результатом чего стал стабильный рубль, который даже укрепляется и не зависит от цены на нефть на мировых рынках. Я надеюсь, что ЦБ примет ответственное решение снизить ключевую ставку, и рассчитываю, что до конца года она будет составлять 8% или ниже, — объяснил депутат.
Зампред комитета, депутат от партии «Единая Россия» Виктор Климов считает этот вопрос прописной истиной, решение которого, однако, «зависит от мониторинга ключевых показателей ЦБ». Депутат от КПРФ Александр Потапов согласен с членами своего комитета и сам неоднократно выступал за снижение ключевой ставки.
— Это правильно, потому что людям и промышленности надо работать. Но правительство объясняет, что в силу какой-то нашей российской специфики, это делать нецелесообразно. И если сравнивать Россию с другими странами, то там ставки гораздо ниже, условия для тех, кто получает кредит, значительно лучше. И работает в итоге всё эффективнее. Это не решит всех экономических вопросов, но это один из факторов, по которым нужно менять политику, — заявил Александр Потапов.
Зампред комитета по экономической политике, представляющий ЛДПР, Владимир Семенов считает, что вопрос снижения ставки сейчас не так актуален, как, например, проблема перестрахования банков, выдающих кредиты. Так как заемщики вынуждены предоставлять банкам дополнительные залоговые обеспечения.
— У нас сейчас немного не те предпосылки, которые позволили бы нам снизить ставку. Думаю, это скорее приведет к разгону инфляции. Доступность денег ограничивается проблемами, которые нужно решить до снижения ключевой ставки, — пояснил Семенов.
Действующий уровень ключевой ставки (10,5% годовых) был установлен 10 июня 2016 года и заморожен 29 июля. До этого шесть заседаний совета директоров заканчивались сохранением ставки на уровне 11% годовых. Как следует из свежего обзора финансовой стабильности ЦБ, регулятор не исключает снижения ключевой ставки на 0,25–0,5 п.п., то есть до уровня 10–10,25% годовых.
«Во второй половине июня 2016 года после снижения ключевой ставки Банком России сохранились рыночные ожидания дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики регулятором на горизонте трех месяцев, — следует из документа. — Спред между ставками RUB FRA 3×6 и Mosprime 3M в этот период в среднем составил минус 50 базисных пунктов (б.п.), а вмененная ставка RUONIA через три месяца, заложенная в кривую доходности ROISfix, — 10,1% годовых. Это свидетельствует об ожиданиях снижения ключевой ставки Банка России на 25–50 б.п. в III квартале 2016 года».
По словам главного аналитика Бинбанка Натальи Ващелюк, «в условиях развитых финансовых рынков подобные индикаторы действительно довольно точно отражают ожидания большинства участников рынка, при этом даже в этих случаях их интерпретируют с осторожностью».
— В России финансовые рынки пока не достигли достаточно высокого уровня развития, поэтому ориентироваться на них можно с еще меньшей степенью уверенности, — отмечает представитель Бинбанка. — Тем не менее действительно с середины июня спред между ставками RUB FRA 3×6 и Mosprime 3M устойчиво превышал 0,4, хотя ранее он был более волатильным.
По наблюдениям Натальи Ващелюк, ближайшее заседание совета директоров ЦБ является опорным (в этот день состоится пресс-конференция председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной и будет опубликован доклад о денежно-кредитной политике).
— Именно на опорных заседаниях с большей уверенностью можно ожидать изменения процентной ставки, — отмечает представитель Бинбанка. — Мы считаем, что 16 сентября ЦБ снизит ключевую ставку на 0,5 п.п.: динамика инфляции согласуется с прогнозом регулятора, уровень инфляционных рисков не возрастает. Более значительному смягчению политики во многом препятствует отсутствие финального бюджетного плана на ближайшие 2–3 года: официально не утверждены объемы расходов и доходов, уровень бюджетного дефицита, способы его финансирования и прочие параметры. В подобных условиях сложнее прогнозировать динамику развития экономики и влияние на нее решений в области монетарной политики.
Начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков считает наиболее вероятным снижение ключевой ставки еще на 0,5 п.п. в конце сентября.
— Продолжающееся замедление инфляции уменьшает инфляционные риски, которые ЦБ считает очень важными, — пояснил представитель ВТБ24. — При этом динамика промышленного производства неустойчива, рост экономики явно требует стимулирования. Им может стать снижение процентных ставок по кредитам, которое обычно происходит вслед за снижением ключевой ставки.
По данным ЦБ, уровень инфляции в июле 2016 года составил 7,2% в годовом выражении (в июне — 7,5%). Годовой прогноз Банка России по инфляции в 2016 году составляет 5–6%. Цель ЦБ по инфляции — 4% в 2017 году. Как отмечает регулятор, инфляция замедляется в целом в соответствии с базовым прогнозом ЦБ, этому способствуют экономические условия: стабильная ситуация на российском финансовом рынке, сохранение слабого потребительского спроса, индексация регулируемых цен и тарифов в соответствии с ранее заявленными планами.
— С учетом принятого решения и сохранения текущей направленности денежно-кредитной политики годовая инфляция составит менее 5% в мае 2017 года и достигнет целевого уровня 4% в конце 2017 года, — уверены в ЦБ.
При этом инфляционные ожидания россиян, по данным компании «ИнфоМ», снизились незначительно — с 8,55% в марте до 8,5% в апреле 2016 года. По мнению ЦБ, этот показатель всё еще находится на повышенном уровне, «особенно с учетом текущей инфляционной динамики». Как указывает регулятор, в 2013 году при аналогичном росте цен уровень инфляционных ожиданий был существенно ниже.
Виктор Озеров: «Хватит пугать народ законом Яровой—Озерова!»
Соавтор антитеррористических поправок рассказал «Известиям», что, по расчетам экспертов правительства, реализация закона обойдется сотовым операторам примерно в 3 млрд рублей в год.
Сколько на самом деле будет стоить сотовым операторам реализация закона Яровой—Озерова, к каким изменениям в армии приводят внезапные учения, а также как будет организовано голосование российских военных за рубежом, в интервью корреспонденту «Известий» Елене Ладиловой рассказал глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
— Как продвигается реализация антитеррористического закона, соавтором которого вы являетесь?
— Парадоксальность ситуации состоит в том, что закон, целью которого является выработка дополнительных антитеррористических мер по защите людей, общества и государства от «чумы XXI века», с подачи отдельных лиц сводится к борьбе с сотовыми операторами, миссионерами и в конечном итоге угрозам кратного повышения тарифов для пользователей сотовой связи и интернета.
Идеи, реализованные в законе, родились в результате мониторинга правоприменительной практики закона «О противодействии терроризму», одним из авторов которого я являюсь. Причем они обсуждались не только в Совете Федерации и Государственной думе, но и в субъектах РФ, а также проводились консультации с людьми, которые ежедневно противодействуют терроризму.
Ко второму чтению были учтены предложения и замечания сотовых операторов, Совета по правам человека при президенте РФ, уполномоченного по защите прав предпринимателей. В результате введение наиболее обсуждаемых норм, связанных с сотовыми операторами, перенесено на 1 июля 2018 года, срок хранения информации снижен с трех лет до шести месяцев, а сам порядок, объемы и сроки хранения информации будут установлены постановлением правительства РФ.
Реализация закона идет в строгом соответствии с его нормами и распоряжением президента РФ, данным им одновременно с подписанием закона. Еще при принятии закона, выступая с трибуны Совета Федерации, я советовал сотовым операторам не пугать людей, а брать расчеты и идти с ними в правительство. Теперь слово за специалистами.
— Некоторые эксперты оценивают его реализацию в 10 трлн рублей. Насколько реалистичны эти оценки?
— Время от времени людей устрашают новыми цифрами, кто-то из экспертов уже 10 трлн насчитал. Назовите экспертов, пусть они приведут свои расчеты, как они их делают, если даже не знают нюансов закона и категорий хранения информации. Поэтому хватит пугать народ законом Озерова—Яровой, берите расчеты, идите в правительство и доказывайте.
По московскому региону, по расчетам специалистов, ответственных в правительстве за данный закон, расходы на исполнение закона равнялись 287 млн рублей — это составляло 11% от общего обслуживания населения страны (если за 100% брать весь трафик предоставляемых всеми операторами услуг — от голосовых сообщений до интернета и прочего), если увеличить в 10 раз, то получается около 3 млрд в год. Хотя и эти расчеты могут оказаться не совсем корректными после того, как свою оценку дадут сотовые операторы.
— Виктор Алексеевич, вы как глава комитета Совета Федерации по обороне можете пояснить, с чем связано такое пристальное внимание со стороны США к недавно начавшимся российским учениям?
— Я вообще не понимаю, почему государства НАТО должна волновать проверка наших вооруженных сил, которая проводится в Западном, Южном и Центральном военных округах. Мы не привлекаем другие государства к отработке военных маневров, в отличие от наших оппонентов, в то время как они проводят вблизи наших границ коалиционные учения. Эта тема мне кажется надуманной.
Президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу нас уже «приучили», что проверки носят регулярный характер. Сегодня идет отработка планов координации деятельности, оценивается не только готовность военной техники и умение личного состава управлять ею, но и ведется проверка командования штабов, Генерального штаба в целом, управлений нашими воинскими частями, воинскими объединениями и военными округами.
Реакция стран НАТО — это повод заставить свои государства мобилизовать бюджеты на оборону и проводить те мероприятия, которые объединенный блок устраивает вблизи наших границ. Я имею в виду развертывание воинских частей, дополнительную поставку вооружения и военной техники, что происходит в Прибалтике, Польше и Румынии, дальнейшее формирование третьего и четвертого позиционных районов противоракетной обороны США.
— Эксперты из США и Великобритании оценивают потенциал российских войск как очень высокий. Насколько верна эта оценка?
— Я недавно читал аналитический доклад королевской академии Великобритании. Позабавило, что меня и вице-премьера Дмитрия Рогозина в нем записали в какие-то «ястребы». Никогда себя таковым не считал. Действительно, обороноспособность армии значительно возросла. Это связано с тем, что в итоге мы наконец-то нашли возможность уделить нашим вооруженным силам то внимание, которое они заслуживают. Но мы не должны расслабляться в связи с оценками, которые нам дают наши потенциальные противники и завистники. Необходимо проверять уровень наших вооруженных сил, и внезапные учения — самый эффективный способ.
Конечно, есть недостатки, об этом знают и министр обороны, и верховный главнокомандующий. Я, будучи участником всех коллегий Министерства обороны, знаю, что все недочеты получают объективную и критичную оценку, при этом вырабатываются конкретные меры по их устранению. Я думаю, что и нынешние учения выявят ряд несовершенств, которые необходимо будет исправлять.
Недавно, кстати, прошла проверка хранения нашей техники на особый период, то есть в случае объявления военного положения или войны. Условия хранения и подготовки этой техники привели к ряду кардинальных предложений, с которыми начальник Генерального штаба Валерий Герасимов выступил на последней коллегии. Реализация этих мер позволит повысить мобилизационную готовность военной организации государства в целом, а не только вооруженных сил. Эти предложения будут способствовать тому, что значительно возрастет техническая готовность вооружения и военной техники, находящейся на складах хранения, предназначенной для особого периода.
— Германия предложила заключить с Россией новый договор о контроле над вооружениями. Эту идею высказал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Как вы считаете, насколько это реально в нынешних условиях?
— Чтобы контролировать вооружения, необходимо добиться определенного баланса этого вооружения, а вы знаете, что мы приостановили действие договора об обычных вооруженных силах в Европе. Если Германия и Россия готовы дать возможность контроля за вооружениями, то, я думаю, это можно приветствовать с одним «но». Германия является членом НАТО, и, вероятнее всего, информация станет достоянием остальных государств альянса. Тогда нас будут контролировать все, а мы только Германию. Неизвестно, как будут использоваться результаты этого контроля. Если он имел в виду НАТО, а не только Германию, то да. Но чтобы начать этот процесс, необходим договор, в котором было бы указано количество военной техники в НАТО, в РФ, на границах, на флангах.
— Недавно вы заявляли, что Турция может предоставить России авиабазу Инджирлик…
— Это не я заявлял, одно из изданий мне задало вопрос с отсылкой на то, что пришло сообщение о том, что «Турция готова предоставить», и поинтересовалось, как я к этому отношусь. Я тогда сказал, что это было бы важным шагом по результатам переговоров, которые прошли в Санкт-Петербурге между президентами РФ и Турции, что это не просто слова, за ними стоят конкретные действия, мы совместно противодействуем терроризму. Правда, на этом мои слова обрубили, но я сказал больше и повторюсь: у меня вызывает большие сомнения, сможет ли Турция, являясь членом НАТО, дать согласие на размещение на своей территории российских самолетов. Турция находится в очень сложном положении. С одной стороны, она является государством НАТО и вынуждена опираться на позицию альянса, прежде всего США, с другой стороны, она уже который год просится в ЕС, а с третьей — огромный поток беженцев и необходимость развития экономики, которая напрямую зависит от России: торговля, газ, туризм и прочее. Всё это ведет к своего рода «калейдоскопу» принимаемых решений.
— Как, по вашему мнению, отразится на ходе сирийской кампании начало турецкой наземной операции?
— Сирийское руководство назвало действия Турции агрессией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я думаю, что Россия в данной ситуации может и должна сыграть роль политического посредника, чтобы под видом борьбы с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в РФ) со стороны турецких властей не происходило вмешательства во внутренние дела Сирии. А именно борьба против тех, кого они называют оппозиционными силами, а я бы назвал их немногочисленными союзниками Башара Асада — это силы сирийских курдов. Присутствие российских войск в Сирии неслучайно, об этом нас попросило сирийское руководство, соответственно, полагаю, что турецкая сторона пойдет на согласованность действий с российскими военными в Сирии.
— Почему никто не присоединяется к российским гуманитарным операциям в Сирии, хотя Министерство обороны РФ неоднократно делало такие предложения другим странам?
— В этих гуманитарных операциях всем сторонам хочется отстоять еще какие-то цели, кроме тех, которые связаны со снабжением продуктами питания, медикаментами. Видите, мы начинаем гуманитарную операцию на севере Сирии, а наши коллеги предлагают открывать гуманитарные коридоры на юге. В данном случае мы честные и открытые. Мы не только говорим о готовности провести гуманитарную операцию, мы ее проводим. Пусть остальной мир, который заявляет о готовности к подобным акциям, это сделает. Если он не сделает, это автоматически зачисляет подобных заявителей в списки политиков двойных стандартов. Мы беспокоимся, чтобы под видом гуманитарной операции не произошло перевооружение и переоснащение террористов, которые находятся сейчас в Алеппо. Это говорит о разном понимании гуманитарной операции.
— Какова перспектива ратификации соглашения с Сирией по нашей военной базе?
— Я уверен, что вновь избранные депутаты Государственной думы в приоритетном порядке рассмотрят закон о ратификации соглашения между Россией и Сирией о размещении российской авиационной группы на территории военной базы Хмеймим, мы его поддержим. В данном случае есть общее понимание, и политические партии, я полагаю, проявят единство в этом вопросе.
— Будут ли российские военные в Сирии голосовать на выборах в Госдуму?
— Конечно, будут. Сложностей в этом плане никаких нет. Откроют избирательные участки — люди придут и проголосуют. Не знаю, смогут ли туда приехать наблюдатели от всех политических партий. То, что мы не сможем оставить наших людей без голосования, это однозначно. Есть возможность пройти голосование досрочно на тех кораблях, которые находятся в дальних морских походах. Бывает, что даже телеграммами сообщают о результатах голосования. Это стандартная практика.
Крупнейший дистрибьютор электронных ж/д билетов стал принимать карты «Мир»
Компания «УФС», крупнейший дистрибьютор российских железнодорожных электронных билетов, запустила опцию оплаты картой «Мир». Об этом сообщил в понедельник банк-эквайер — ВТБ 24, реализовавший технологическую поддержку проекта совместно с компанией «МультиКарта».
Уточняется, что оплата билетов и дополнительных услуг картами «Мир» стала доступна с июля при бронировании на сайте ufs-online.ru, в мобильном приложении «ЖД Билеты», а также через онлайн-модуль УФС на сайтах партнеров.
Оплатить билеты через систему УФС также можно картами Visa, Visa Electron, Maestro, MasterСard. Размер комиссии не зависит от типа используемой при оплате карты. Среди других доступных платежных инструментов для онлайн-покупки билетов — «Альфа-Клик», «Яндекс.Деньги», Webmoney, «QIWI Кошелек», MasterPass и сервис отложенной оплаты Paylate.
Как отмечает генеральный директор УФС Дмитрий Витчинка, UFS-Online стало первым онлайн тревел-агентством, запустившим оплату картой «Мир».
Альфа-Банк выпустил карту World of Tanks Blitz
Альфа-Банк приступил к выпуску карты «World of Tanks Blitz» специально для поклонников танковых сражений на мобильных устройствах.
По аналогии с картой «World of Tanks» держатели будут получать бонусы — так называемый goldback за покупки по карте в размере:
- 6 единиц «золота» за каждые израсходованные 100 рублей;
- 8,5 бонусной единицы за каждые 100 рублей при безналичном обороте от 20 тыс. рублей в месяц;
- 5% от стоимости покупок в премиум-магазине будут возвращены в виде «золота» на игровой аккаунт клиента.
Накопленное «золото» можно потратить на покупку в игре премиум-аккаунта (один месяц премиум-аккаунта предоставляется в подарок при оформлении карты), получение большего опыта и кредитов за бои, приобретение редкой техники или на украшение своих танков уникальными эмблемами и камуфляжем.
Обе карты можно выпустить в рамках пакетов услуг «Эконом», «Оптимум», «Комфорт» или «Максимум+».
«Дешевле всего карта обойдется при выборе пакета «Эконом» — 1 449 рублей ежегодно (959 рублей в год за пакет услуг + 490 рублей в год за карту), — комментирует эксперт по банковским картам Банки.ру Екатерина Марцукова. — Плата за пакет может также не взиматься при выборе ежемесячной оплаты и поддержании минимальных остатков на счетах от 30 тысяч рублей в предыдущем месяце».
МТС отказывается от пластиковых карт
Пока другие операторы только начинают экспериментировать с банковскими картами, в МТС приняли решение отказаться от «пластика». Вместо карт оператор планирует продвигать приложение «МТС Деньги», позволяющее оплачивать товары и услуги смартфоном везде, где есть кассовые терминалы с бесконтактными считывателями.
МТС первым из большой тройки начал выпускать брендированные банковские карты, когда в феврале 2012 года заработал «МТС-банк». Сегодня банк выпускает полный набор дебетовых и кредитных карт, включая поддерживающие национальную платежную систему Мир.
Теперь в МТС говорят, что банковские карты на какое-то время останутся для консервативной аудитории, но будущее за оплатой смартфоном. Для совершения операций достаточно установить приложение «МТС Деньги», разработанное компанией CardsMobile. Последняя специализируется на бесконтактных мобильных платежах и идентификационных сервисах на базе технологии NFC, и известна приложением «Кошелек». Установив «МТС Деньги», клиент МТС может сразу же выпустить виртуальную банковскую карту Master Card. Выпуск происходит мгновенно, однако за скорость придется платить небольшими лимитами (остаток не больше 60 000 рублей, объем операций не больше 200 000 рублей в месяц), ограничениями на размер операции (не больше 15 000 рублей) и заметной комиссией при пополнении со счетов сторонних банков (60 рублей за операцию). Но зато карта появляется без визитов в банк или офис МТС, и ей можно платить на современных терминалах и в интернете. После истечения срока действия все средства на карте поступают на номер МТС, использованный при выпуске.
Важный нюанс: для работы с бесконтактными платежами требуется установить еще одно приложение NFC Wallet, которое не уживается с аналогичным софтом других банков. Так, в моем смартфоне приложение потребовало заменить собой беспроводные платежи мобильного приложения Тинькофф, иначе не было доступа даже к реквизитам виртуальной карты. Если вы захотите снова воспользоваться платежами через приложение другого банка, их придется активировать еще раз.