ОБЗОР СМИ
Банк России публикует первый обзор практики корпоративного управления в российских публичных обществах
В пилотном обзоре регулятор на основе годовых отчетов компаний за 2015 год всесторонне анализирует соблюдение ими принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, а также оценивает качество приведенных компаниями объяснений причин несоблюдения принципов кодекса.
При подготовке обзора были использованы данные отчетов 84 публичных акционерных обществ (ПАО), акции которых включены в котировальные списки. Компании составили отчеты о соблюдении Кодекса корпоративного управления в соответствии с рекомендациями Банка России.
Средний уровень соблюдения принципов кодекса по оценке самих компаний составил 58%.
При этом 21% компаний заявили о полном соблюдении как минимум 75% принципов кодекса, 42% ПАО соблюдают от 50 до 75% принципов.
Средний уровень качества объяснений причин несоблюдения принципов и рекомендаций кодекса составил 36%. У 80% компаний он не превысил 50%, у 14% объяснения оказались достаточно подробными и раскрывающими позицию компании во всех существенных аспектах, хотя и имеющими зоны для улучшения (50 –75%), 6% ПАО продемонстрировали высокий уровень качества объяснений – более 75%.
Данные обзора демонстрируют готовность большинства из указанных компаний следовать принципам и рекомендациям кодекса, а также работать над предоставлением качественного объяснения причин несоблюдения принципов кодекса.
В свою очередь подробный анализ и оценка объяснений, представленные регулятором в обзоре, станут для ПАО дополнительным руководством, которое поможет им в дальнейшем совершенствовать практику корпоративного управления и раскрытия информации о соблюдении кодекса. Этому же должны способствовать и индивидуальные рекомендации Банка России с комментариями относительно качества приведенных объяснений, направленные всем обществам.
Банк России уделяет большое внимание совершенствованию корпоративного управления в российских компаниях и внедрению ими лучших практик. При этом используется подход мягкого регулирования на основе принципа «соблюдай или объясняй». Он означает, что требования по формальному соблюдению принципов кодекса отсутствуют и ПАО может применять их с учетом конкретных обстоятельств и условий своей деятельности. В то же время общество должно убедительно объяснить, почему на текущем этапе развития принятая им практика в большей степени соответствует интересам ПАО и его акционеров. Предоставление таких объяснений является важным элементом прозрачности деятельности общества, его коммуникации с акционерами и другими заинтересованными лицами. Регулятор планирует публиковать обзоры практики корпоративного управления ежегодно.
ЦБ расскажет приставам о проверках
Центробанк и Федеральная служба судебных приставов (ФССП) договариваются об обмене информацией о банках, МФО и коллекторских агентствах, которые нарушают закон о защите должников-физлиц при возврате долга, говорится в ответе ФССП на запрос «Ведомостей».
Взыскивать долги могут не только коллекторские организации, но и сами кредиторы (банки или МФО), а функции надзора за ними относятся к компетенции ЦБ. Если при проверке заявлений граждан Центробанк выявит, что под видом банка либо МФО взыскание осуществлял коллектор, то информация об этом поступит в службу приставов. Сейчас такая система работает не только в отношении коллекторов, но и банков и МФО, следует из ответа пресс-службы регулятора.
Закон «О защите физлиц при взыскании» запрещает кредиторам и коллекторам применять физическую силу, методы, опасные для жизни и здоровья, портить имущество, унижать честь и достоинство должника, вводить его в заблуждение. Встречаться с должником они могут не чаще одного раза в неделю, проводить телефонные переговоры – не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. В месяц должнику можно направить не более 16 сообщений.
Контроль за соблюдением всех требований этого закона возложен на ФССП, отметили в службе приставов. «При выявлении нарушений, допущенных банком, ФССП информирует Центробанк. ЦБ, в свою очередь, готов направлять ФССП свою информацию по кредитным и микрофинансовым организациям, нарушающим закон», – пояснили механизм сотрудничества в пресс-службе ФССП.
ЦБ направляет в ФССП материалы проверок банков либо МФО, если выявлены нарушения закона: это необходимо «для принятия решения о возбуждении административного производства и наложения штрафа». Прецедент уже есть. В отношении одного из банков в Волгоградской области ФССП составила протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ. Протокол будет рассмотрен судом, а банку грозит штраф на сумму до 200 000 руб. Как пояснили в службе приставов, кредитная организация «необоснованно» направляла должнику тестовые сообщения и телефонные звонки.
По словам председателя контрольного комитета НАПКА (гендиректор подконтрольной Сбербанку «Активбизнесколлекшн») Дмитрия Теплицкого, сложнее всего исполнять требования закона небольшим банкам, в которых отсутствует автоматизация процесса, нет нужного программного обеспечения для подсчетов количества контактов с должником. «На банки поступают жалобы, но не систематически – как от клиентов, так и от третьих лиц [соседей и других знакомых должника], обычно эти банки не входят в топ-100 крупнейших», – говорит Теплицкий. Он отмечает, что самые большие нарушения закона приходятся на МФО. Количество нарушений банками закона о взыскании незначительно, говорить о массовости не приходится, подтвердили в пресс-службе ФССП.
Банки готовы исполнять закон, но некоторые моменты в нем прописаны нечетко, утверждает зампред «ОТП банка» Сергей Капустин. «Нередко заемщики-родственники указывают один номер телефона, т. е. один человек может получить больше звонков, чем положено по закону, непонятно, будет ли это считаться нарушением. Закон ограничивает коллекторские звонки, но не объясняет, можно ли перезванивать, если должник в самом начале разговора бросил трубку», – говорит он.
ЦБ РФ: очищением финрынка и надзором за МФО займутся новые департаменты
В Банке России начинают работать новые структурные подразделения – Департамент противодействия недобросовестным практикам и Департамент микрофинансового рынка.
Все организации, предоставляющие лицензируемые финансовые услуги без соответствующего разрешения, попадут в фокус внимания Департамента противодействия недобросовестным практикам. Новое структурное подразделение будет выявлять и пресекать деятельность нелегальных кредиторов, лжестраховщиков и профучастников, в том числе предоставляющих услуги из-за рубежа, и прочих участников теневого финансового рынка.
Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке является одной из главных задач Банка России. Вывод нелегальных компаний, которые нарушают права потребителей финансовых услуг и ставят в невыгодные конкурентные условия добросовестных участников, позволит сделать рынок в целом более эффективным и укрепит доверие к нему.
До сих пор, за исключением Главного управления противодействия недобросовестным практикам на открытом рынке, которое выявляло и пресекало деятельность финансовых пирамид, остальными «нелегалами» структурные подразделения регулятора занимались факультативно. Теперь такая работа будет проводиться на более системном уровне.
Департамент займется также выявлением сайтов компаний, предоставляющих финансовые услуги нелегально, и сопровождением передачи материалов об их владельцах в правоохранительные органы.
В числе главных задач подразделения – повышение эффективности при расследовании случаев инсайдерской торговли и манипулирования с акцентом на упреждение недобросовестных практик.
Выделяется также такое направление, как обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты и иностранную валюту на организованных торгах. При этом регулятор впервые намерен заняться изучением высокочастотной торговли и анализом торгового поведения всех участников организованных торгов. Предполагается, что впоследствии будут сформулированы предложения по основным принципам регулирования алгоритмической и высокочастотной торговли и снижению искусственной волатильности, связанной с применением этих инструментов. Особое внимание планируется уделить выработке методологии и рекомендаций для профессионального сообщества, которые будут способствовать предупреждению нарушений, связанных как с инсайдерской торговлей и манипулированием рынком, так и со сферой комплаенс в целом.
Функции по контролю, надзору и регулированию за рынком микрофинансирования переданы вновь созданному Департаменту микрофинансового рынка.
Департамент будет непосредственно осуществлять надзор за деятельностью микрофинансовых компаний (МФК), кредитных потребительских кооперативов (КПК) и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) с численностью пайщиков от трех тысяч членов, а также за КПК второго уровня (пайщиками которых являются только КПК). Кроме того, будет усовершенствован и усилен надзор за исполнением контрольных функций саморегулируемыми организациями (СРО) рынка микрофинансирования, которые, в свою очередь, контролируют соблюдение законодательства микрокредитными компаниями (МКК), а также КПК и СКПК с численностью пайщиков менее трех тысяч.
В деятельности нового департамента будет использован институт кураторства, также будет продолжено формирование, ведение и актуализация досье поднадзорных организаций.
Среди основных задач Департамента – оценка финансового состояния поднадзорных организаций, прогнозирование тенденций их развития; анализ рисков компаний, оказывающих существенное влияние на рынок; агрегирование данных о собственниках, аффилированных лицах и корпоративной структуре организаций; консолидация и обработка информации, отраженной в отчетности и аудиторских заключениях, а также сведений из общедоступных источников (СМИ, интернет).
ЦБ сможет пролонгировать выданные АСВ на пять лет 1,7 трлн рублей
Агентство по страхованию вкладов (АСВ), занявшее у Центробанка более 500 млрд рублей на выплаты вкладчикам рухнувших банков и 1,2 трлн рублей на санации банков, сможет пролонгировать срок этих кредитов. Срок пролонгации — пять лет. Без этого агентство не сможет в срок вернуть 1,7 трлн рублей, пишут «Ведомости».
Соответствующие поправки поддержал комитет Госдумы по финансовому рынку. Поправки приводят в соответствие нормы закона о ЦБ и страховании вкладов, пояснил изданию председатель комитета Анатолий Аксаков. По его словам, ЦБ выделяет кредит на пять лет, а санация может длиться десять лет, и пролонгация объективно необходима: работа с конкурсной массой банков-банкротов и пополнение фонда страхования вкладов платежами банков требует времени.
Впрочем, по словам экспертов, вопрос с деньгами на санацию стоит не столь остро, поскольку эти средства АСВ передало банкам-санаторам и получит их обратно через 10–15 лет. А вот кредиты, привлеченные на выплаты вкладчикам, вернуть агентству будет сложнее.
Фонд страхования вкладов опустел во второй половине 2015 года, спустя два года после того, как ЦБ начал массовую расчистку банковского сектора. В 2013 году на выплаты пострадавшим вкладчикам АСВ направило 103,9 млрд рублей, в 2014 году — 202,4 млрд рублей, а в 2015-м — уже 369,2 млрд рублей. В прошлом году страховые выплаты и вовсе удвоились до 663,4 млрд рублей — абсолютный рекорд для АСВ. Таких средств в фонде нет — уже к июлю 2015 года в нем было всего лишь 30,9 млрд рублей. Тогда было решено финансировать страховые выплаты за счет средств ЦБ. В итоге сейчас лимит АСВ по кредитам регулятора составляет 820 млрд рублей, из него на 1 января агентство выбрало 549 млрд рублей (кредиты выданы на пять лет).
За 2016 год в фонд поступило 660,6 млрд рублей, из которых 474 млрд пришлись на кредиты ЦБ. А расходы фонда составили 669,5 млрд. Наиболее значимый источник пополнения фонда — страховые взносы банков за участие в системе страхования вкладов. В 2017 году объем страховых взносов банков может составить 120—130 млрд рублей, сообщила пресс-служба АСВ. Чтобы лучше наполнять фонд, АСВ неоднократно поднимало ставки и может продолжить в 2017 году.
АСВ воспользуется пролонгацией, считает аналитик Fitch Александр Данилов. Более того, агентство продолжит занимать у ЦБ, поскольку председатель ЦБ Эльвира Набиуллина еще в начале года сказала, что ЦБ прошел путь по расчистке банковского сектора лишь наполовину, продолжает он, а значит, надо будет выплачивать страховки вкладчикам закрывшихся банков. При этом сборы с банков не покрывают расходы на выплаты, констатирует Данилов. «Очень вероятно, что АСВ займет еще несколько сотен миллиардов рублей», — говорит он.
АСВ начнет рассчитываться с ЦБ, когда система войдет в стабильное состояние, а сборы с банков будут превышать выплаты, заключает Данилов.
Кабмин РФ одобрил проект соглашения о гармонизации валютного законодательства в ЕАЭС
Правительство одобрило представленный Минфином России и согласованный с МИДом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Банком России проект соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений в Евразийском экономическом союзе и принятии мер либерализации, а также поручило первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову подписать от имени Кабмина указанное соглашение на заседании совета ЕАЭС. Соответствующее распоряжение за подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева опубликовано на сайте правительства.
Как напоминают в Кабмине, проект соглашения подготовлен в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и одобрен для подписания государствами ЕАЭС. Соглашение направлено на гармонизацию валютного законодательства государств союза — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России — с учетом углубления экономической интеграции и развития сотрудничества в валютной сфере.
Соглашением устанавливаются единые требования по проведению операций с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке государств ЕАЭС, по осуществлению резидентами валютных операций, в том числе по порядку платежей и переводов, а также по репатриации денежных средств. При этом предусматривается сохранение национального суверенитета в отношении репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному перечислению на их банковские счета.
Соглашением определяются подходы к открытию счетов резидентов третьих стран в банках, расположенных на территории государств ЕАЭС, а также счетов резидентов государств ЕАЭС в банках, расположенных в третьих странах.
В отношении резидентов государств ЕАЭС предполагается не применять ограничения на проведение ими отдельных валютных операций. Кроме того, предусматривается, что государства ЕАЭС не будут применять требование о получении разрешений (индивидуальных разрешений) в отношении валютных операций между резидентами этих государств, а также в отношении открытия и ведения ими счетов в уполномоченных организациях.
В целях гармонизации норм об ответственности за нарушения валютного законодательства соглашением определяются виды нарушений, за которые государства ЕАЭС обеспечивают применение административной и уголовной ответственности. При этом предусматривается, что государства ЕАЭС до 1 января 2019 года примут меры, направленные на гармонизацию составов правонарушений и требований в отношении видов и размеров санкций за нарушение валютного законодательства.
В соответствии с федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» соглашение подлежит ратификации, так как содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством, отмечается в сообщении Кабмина.
ФАС: малые предприятия не готовы к обязательному приему карты «Мир» с 1 июля
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выразила сомнения в том, успеют ли торговые точки и банки, не являющиеся участниками национальной системы платежных карт, исполнить требования по обязательному приему карт «Мир» с 1 июля 2017 года. Об этом сообщила ТАСС заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилия Беляева.
«Следует отметить, что те основные предложения, которые высказывала ФАС России при подготовке соответствующего законопроекта (законопроект о поэтапном переходе бюджетников и пенсионеров на карту «Мир». — Прим. ред.), были учтены. Но в связи с новой редакцией законопроекта возникает несколько вопросов, в том числе вопрос о том, насколько фактически исполнимы требования, например, о столь срочном (до 1 июля 2017 года) обеспечении приема к оплате национальных платежных инструментов малыми предприятиями с оборотом от 40 до 120 миллионов рублей в год», — отметила Беляева.
По оценке ФАС, количество таких организаций достаточно большое, но какой процент из этого количества уже принимает банковские карты к оплате и сможет исполнить предполагаемое требование закона, остается неизвестным, так же как неизвестно, насколько остальные предприятия готовы понести соответствующие расходы и сделать это в установленные сроки.
«Также встает вопрос, смогут ли в такие сроки и насколько банки, в том числе не являющиеся участниками национальной системы платежных карт, развернуть необходимую инфраструктуру и удовлетворить потенциально обширный спрос со стороны предприятий. У нас нет конкретных цифр, но есть внутренне ощущение, что это маленький срок и для таких банков, и для предприятий. Нам кажется, это нужно дополнительно обсудить», — подчеркнула она.
Комитет Госдумы по финансовому рынку 13 апреля одобрил поправки к проекту закона о поэтапном переходе бюджетников и пенсионеров на обслуживание с помощью национальной платежной системы «Мир». Законопроект также предусматривает обязанность малых предприятий с оборотом от 40 млн до 120 млн рублей в год обеспечить прием карт «Мир» в своих точках к 1 июля текущего года.
ФАС проверит деятельность банков на рынке платежных систем
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в рамках детальной проверки рынка платежных систем планирует рассмотреть и деятельность банков на этом рынке, рассказала RNS заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева в кулуарах круглого стола, посвященного введению национальной платежной карты «Мир».
«Это действительно детальный анализ всех сегментов рынка платежных услуг и деятельности платежных систем — как со стороны приема банковских карт, так и со стороны эмиссии банковских карт. То есть как непосредственно деятельности банков и тех условий, которые они предлагают, в том числе в зависимости от региона, в котором они предлагают, потому что есть разные условия, так и непосредственно деятельности самих платежных систем», — пояснила Беляева.
В конце марта ФАС приняла решение провести в среднесрочной перспективе детальное исследование рынка платежных систем и рынка эквайринговых услуг.
«Это достаточно масштабный анализ. Мы не то чтобы не собираемся с ним спешить, но как минимум хотим качественно его провести и действительно получить какие-то репрезентативные материалы, которые бы позволили что-то четко утверждать, чтобы не было никаких сомнений в возможности тех или иных мер. Пока мы в процессе», — сказала она. По словам Беляевой, вероятность начала работы в этом направлении в ближайшие два — три месяца невысока.
В конце 2016 года РАТЭК обратилась в ФАС с жалобой на Visa и MasterCard. В ассоциации усмотрели в действиях платежных систем нарушения при установлении стоимости эквайринга, в частности, при определении размера межбанковской комиссии. Обращение РАТЭК поддержали «Опора России», АКОРТ и АКИТ.
Основную часть торговой уступки составляет межбанковская комиссия (ставка interchange). Эта ставка устанавливается международной платежной системой «по своему усмотрению и составляет в среднем 70% от финальной стоимости торговой уступки», указывали в РАТЭК. Ставки межбанковской комиссии варьируются от 0,5% до 2,1%. При этом только MasterCard раскрывает ставки межбанковской комиссии для РФ.
В ФАС не нашли оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства против Visa и MasterCard.
ФАС и Google заключили мировое соглашение
Федеральная антимонопольная служба России и Google заключили мировое соглашение, по условиям которого компания выплатит штраф в размере 438 млн рублей, а также штрафы на 1 млн рублей за неисполнение предписания службы, сообщили представители ФАС на пресс-конференции.
«Сегодня федеральный суд утвердил мировое соглашение между ФАС России и компанией Google, таким образом, почти двухгодичное судебное противостояние закончилось», — сообщил замглавы ФАС Алексей Доценко.
Мировое соглашение заключено на срок шесть лет и девять месяцев. ФАС ожидает, что Google выплатит все штрафы быстрее обозначенных законом двух месяцев.
В сентябре 2015 года ФАС признала Google виновной в нарушении закона о конкуренции, в частности в злоупотреблении доминирующим положением на рынке магазинов приложений операционной системы Android. Компания была оштрафована на 438 млн рублей (9% от оборота на рынке магазинов мобильных приложений в России за 2014 год). В Google собирались оспаривать решение ФАС и штраф в суде. Однако в конце февраля антимонопольная служба сообщила, что компания предложила пойти на мировую.
«Мир» придет в торговые точки
Внедрение карт «Мир» может обернуться сложностями для небольших торгово-сервисных предприятий (ТСП). До сих пор обязанность принимать не только наличные, но и карты распространялась лишь на ТСП с годовой выручкой от 120 млн руб. Рассматриваемые Госдумой поправки к законодательству предполагают, что с 1 июля карты «Мир» будут обязаны принимать все ТСП с выручкой от 40 млн руб., в том числе и те, кто сейчас не принимает карт. Таких ТСП, по оценкам экспертов, десятки тысяч, и ограничиться наличными расчетами они вынуждены из-за высоких эквайринговых комиссий, взимаемых банками.
На сложности, которые могут возникнуть у торговых предприятий в случае принятия законодательных поправок, направленных на распространение карт «Мир», обратила внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По словам заместителя начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Лилии Беляевой, законопроект обяжет продавцов, выручка от реализации товаров которых за год превышает 40 млн руб., обеспечить прием карт «Мир» в своих точках к 1 июля этого года. «Текущая версия вызывает определенные вопросы… готовы ли будут предприниматели, в том числе малые, в столь короткий срок обеспечить именно прием карточек в принципе, потому что таких предпринимателей, по имеющейся у нас информации, достаточно много»,— уточнила госпожа Беляева. Данный законопроект на прошлой неделе комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении, рассмотрение назначено на 19 апреля.
Сейчас по закону обеспечивать возможность не только наличного, но и безналичного расчета обязаны ТСП с выручкой от 120 млн руб. По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в диапазон выручки от 40 млн до 120 млн руб. попадает до 200 тыс. торговых точек. «Это небольшие предприятия, например, если говорить о продовольственных магазинах, то площадью от 150 кв. м,— отмечает он.— Часть из них на данный момент принимает карты, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов, но не менее половины — нет».
Если сроки не будут сдвинуты, то не обеспечившие прием карт «Мир» ТСП ответят рублем. Неисполнение данной обязанности влечет наложение штрафа на должностных лиц от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. В НСПК (оператор ПС «Мир») «Ъ» сообщили, что считают срок 1 июля 2017 года достаточным для того, чтобы ТСП подготовились к приему национального платежного инструмента. По мнению главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, с 1 июля предприятия вполне в состоянии начать принимать карты «Мир», было бы желание. «Другой вопрос, что не все хотят это делать, поскольку это может спровоцировать снижение доли наличных платежей, которые позволяют иногда непрозрачно работать»,— отмечает он.
Впрочем, эксперты указывают, что проблема не в отсутствии возможности, а в дороговизне безналичных расчетов для небольших ТСП. «Торговым точкам выгодно предоставлять клиентам безналичные расчеты, но комиссии, взимаемые банками за эквайринг с небольших игроков, слишком высоки»,— отмечает Михаил Бурмистров. Согласно опубликованным недавно материалам ФАС, совокупная стоимость обслуживания наличного оборота для ТСП составляет от 0,1% до 0,5%, по безналичным операциям от 0,5% до 1,6% комиссии от платежа (межбанковская комиссия, устанавливается платежными системами для банков, но в итоге перекладывается на ТСП). При этом банк может брать дополнительную торговую уступку с предприятия. Тарифы системы «Мир» ниже, чем у международных игроков,— 0,3%-1,2%. Однако, по словам господина Бурмистрова, для небольших ТСП с учетом всех комиссий банка и платежной системы приемлемым является уровень до 0,5% от платежа. «Если ТСП обязывают принимать карты «Мир», то и конечные тарифы на эквайринг их должны регулироваться»,— полагает он.
Впрочем, в НСПК вводить ограничения такого рода не намерены. « «Мир» (как и другие платежные системы) не может регулировать размер торговой уступки (комиссии),— пояснили там.— Размер этой комиссии определяется договором между банком и ТСП». Впрочем, этим вопросом готовы заняться законодатели. «Аналитическая работа уже проводится, по ее результатам возможно внесение поправок в закон, если окажется, что кто-то злоупотребляет возможностями,— отметил Анатолий Аксаков.— Либо может быть изменен закон, который регулирует тарифную политику на рынке».
В Крыму выдано более миллиона карт «Мир»
Количество выданных карт платежной системы «Мир» в Крыму достигло 1,1 миллиона. Об этом сообщает Rambler News Service, ссылаясь на слова заместителя председателя Фонда социального страхования Сергея Алещенко.
«На сегодняшний день в Крыму выдано 1,1 миллиона карт «Мир». Наши подразделения охвачены практически стопроцентно», — сказал Алещенко.
В начале марта 2017 года заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова также заявила, что в Крыму выпущено уже более миллиона карт «Мир». «Здесь около 1,5 тысячи банкоматов и свыше восьми тысяч POS-терминалов принимают национальный платежный инструмент», — добавила Скоробогатова.
Необходимость создания отечественной системы платежных карт «Мир» возникла летом 2014 года, когда Visa и MasterCard из-за санкций США против России прекратили обслуживать карты ряда российских банков. Данная платежная система была задумана как замена системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), предоставляет авторизованную сеть обмена информацией между банками.
В МВД назвали самые опасные киберугрозы для банков
Банковский сектор находится под особым вниманием киберпреступников, применяющих ряд схем для извлечения материальной выгоды, среди которых особенно актуальными являются скимминг и DDoS-атаки, рассказали RNS в управлении «К» МВД России, ответственном за противодействие преступлениям в сфере информации и телекоммуникаций.
«Наиболее актуальными видами киберугроз для банковского сектора видятся следующие: скимминг, а также заражение программного обеспечения банкоматов вредоносным кодом; массированные DDoS-атаки на онлайн-сервисы банков с параллельным проведением более тонких мошеннических операций; использование вредоносного программного обеспечения для осуществления хищений денежных средств у физических и юридических лиц, а также создания бот-сетей; многоярусные атаки на банки и их процессинговые центры; взлом ИТ-инфраструктуры организаций, взаимодействующих с банками и платежными системами, с последующей кражей данных и осуществлением несанкционированных переводов денежных средств», — указано в ответе управления «К»
В управлении МВД объясняют интерес злоумышленников к банковскому сектору увеличением объемов рынка электронных услуг, ростом популярности банковских карт и развитием платежных сервисов. Управление «К» МВД РФ также фиксирует увеличение числа хорошо организованных и разветвленных преступных групп и вытеснение с криминального киберрынка преступников-одиночек, рассказали RNS в управлении.
«По мере совершенствования систем защиты информации растет и сложность совершаемых преступлений. Мы наблюдаем постепенное вытеснение с криминального рынка преступников-одиночек законспирированными, хорошо организованными и разветвленными преступными группами, объединяющими людей из разных регионов России или стран мира. Участники подобных криминальных сообществ обладают высокой квалификацией, имеют свою преступную специализацию и способны реализовывать технически сложные многоступенчатые преступные схемы, используя последние достижения науки и техники. Недостающие специалисты находятся и вербуются на специальных ресурсах в сети Интернет», — указали в управлении «К».
Традиционные формы преступной деятельности мигрируют в сеть Интернет. «В первую очередь во Всемирную сеть переместились наиболее примитивные виды мошенничества: обман покупателей при продаже товаров в социальных сетях или создание интернет-магазинов с целью получения предоплаты за товар без последующей его поставки клиенту», — рассказали в управлении.
Минфин предлагает ужесточить валютный контроль
Сейчас под валютный контроль подпадают только договоры, по которым товары покидают или попадают в Россию. Минфин предлагает распространить регулирование и на остальные сделки. Уведомление о подготовке таких поправок в КоАП и закон о валютном контроле опубликовано на regulation.gov.ru.
Чтобы совершить сделку с иностранцем, компания должна оформить ее паспорт в банке, который затем передает данные об операции в ФТС и ФНС. В паспорте есть параметры