ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 21.04.2017

ОБЗОР СМИ

ЦБ создаст платформу для платежей и переводов граждан

Центробанк с банками, входящими в ассоциацию «Финтех» (см. врез на стр. 14), намерен создать платформу моментальных платежей (p2p), рассказала «Ведомостям» директор департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина. По ее словам, люди смогут проводить платежи в пользу других физлиц и для оплаты товаров и услуг.

Суммы платежей, по ее словам, «небольшие» – до 100 000 руб. Совершать платежи можно будет через мобильное приложение или интернет-сервисы, которые будут интегрированы с платформой и, соответственно, с платежной системой ЦБ (сейчас доступ к ней имеют только банки). Провести платеж можно будет не только с помощью банковской карты, обещает Бакина: обсуждаются также номер счета в банке, номер мобильного, QR-код, e-mail и др. В проекте пока много развилок: архитектура, типы платежей, тарифная политика, условия подключения участников, порядок расчетов, говорит исполнительный директор «Финтеха», председатель совета директоров Qiwi Борис Ким, концепцию утвердит наблюдательный совет ассоциации в июне.

«Платформа призвана сделать возможным перевод средств между ее участниками <...> в обход традиционных посреднических схем с платежными системами», – рассказывает специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы «Сколково» Егор Кривошея. По его мнению, возглавив разработку подобной платформы, ЦБ теряет роль арбитра и подрывает развитие другой своей инициативы ­– платежной системы «Мир», списывая ее со счетов вместе с международными системами.

Основным идентификатором, вероятнее всего, будет номер банковского счета, говорит Ким. У переводов с карты на карту есть свои ограничения, указывает он.

Это недешево, не все банки поддерживают такие переводы в режиме онлайн, перечисляет Ким (см. статью на стр. 08). «А главное – нет смысла создавать еще одну систему перевода с карты на карту, – уверен он. – Если мы хотим повысить надежность расчетов, альтернативная система должна быть основана на другом идентификаторе». К номеру счета могут быть привязаны вторичные идентификаторы, например номер телефона, логины в соцсетях, те же карты, перечисляет он, но в основе будет все же перевод между счетами, во всяком случае, так это работает во всех аналогичных системах, которые нам известны.

«Мы поддерживаем инициативу ЦБ, платформа позволит развивать новые виды переводов», ­– говорит представитель Visa. Однако компания не ждет в связи с этим ощутимого влияния на карточные переводы. По его словам, Россия занимает первое место в мире по размеру и количеству переводов по картам Visa, сервис переводов с карты на карту Visa запустила в России в 2009 г. Представители Национальной системы платежных карт (НСПК) и Mastercard на запросы не ответили.

Создание платформы приведет к перераспределению карточных переводов в пользу альтернативных методов, признает директор по инновациям «ФК Открытие» Алексей Благирев, [кроме платежных систем] есть игроки, на которых это повлияет существенно. Дальше игроки, предоставляющие услуги эквайринга (прием банковских карт), либо вынуждены делать это с убытком для себя, как приходится некоторым из них, чтобы быть конкурентными, либо должны существенно снизить свою долю на рынке платежей, объясняет он. Новая система, по его словам, должна устранить это ограничение.

Когда ряд банков продвигают подобные платформы переводов внутри своих экосистем, они начинают выдавливать или ущемлять менее крупных игроков, рассказывал порталу FutureBanking директор департамента финансовых технологий Банка России Вадим Калухов. «А крупные игроки между собой тоже особо сильно не дружат. Поэтому образуются такие острова, которые мы сейчас все хотим связать», – объяснял он.

Новая платформа создаст существенную конкуренцию сервису переводов «Сбербанк онлайн», считают несколько банкиров. Представитель Сбербанка не ответил на вопрос, видит ли банк для себя риски в связи с проектом ЦБ. Он лишь сказал, что Сбербанк не разрабатывает никаких платформ в «Финтехе».

Кому будет принадлежать платформа, пока не решено, говорит Ким. Возможно, будут созданы две компании: одна будет оператором технической инфраструктуры, а другая – платежной, кто будет ими владеть – вопрос открытый. Отвечая на вопрос о сроках создания платформы, он сказал, что это сложный инфраструктурный проект и его реализация займет не один месяц. Представители ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка и ТКС-банка (запустил платформу для проведения платежей клиентов всех банков) не ответили на запрос.

Кто в проекте

Ассоциацию «Финтех» в 2016 г. учредили ЦБ, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, «Открытие», Альфа-банк, НСПК и Qiwi.

Ведомости

Глава ЦБ РФ перед неделей тишины дала сигнал о снижении ставки в апреле

Глава Банка России Эльвира Набиуллина подтвердила ожидания большинства аналитиков о продолжении снижения ключевой ставки на заседании 28 апреля и допустила дискуссию членов совета директоров о шаге — 25 или 50 базисных пунктов.

«Более быстрое снижение инфляции открывает нам пространство для снижения ключевой ставки уже в апреле, и я даже допускаю, что на ближайшем заседании совета директоров, которое состоится через неделю, может быть дискуссия о снижении ставки между 25 и 50 базисных пунктов», — сказала Набиуллина, выступая на коллегии Минфина.

Экономисты позитивно восприняли намерения Центробанка давать более четкие сигналы о своих будущих решениях.

«Это практика, которую ФРС США использует, и наш ЦБР в последние годы стремится к мировым стандартам. Политика инфляционного таргетирования состоит в том, чтобы давать сигналы, перед неделей тишины давать ориентиры, чтобы рынок понимал политику регулятора», — сказал Рейтер управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Александр Полютов. Неделя тишины наступит у Банка России в 13.30 мск в пятницу, 21 апреля.

50/50 

До сегодняшних высказываний Набиуллиной рынок в целом склонялся к снижению ставки в апреле на 25 базисных пунктов.

«Ждали 25 базисных пунктов, все параметры по инфляции и экономические тренды указывали, что это должно случиться. Плюс мягкая риторика представителей ЦБР о том, что риски достижения цели по инфляции снялись, указывала, что они готовы дальше двигаться», — сказал Полютов.

«После заявления Набиуллиной возникает вопрос — на 25 или 50 базисных пунктов будет шаг. 50/50 вероятность», — добавил он.

В то же время экономист полагает, что Центробанк должен быть последователен в своих шагах, и если уж перешел к снижению на 25 пунктов, должен и дальше этого придерживаться.

ЦБР на мартовском совете директоров понизил ставку на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых, что руководство регулятора назвало началом тренда.

Что дальше

После апрельского заседания, исход которого уже более-менее понятен рынку — снижение ставки заложено в котировках ОФЗ и свопов — Центробанк обсудит процентную политику на заседании 16 июня.

Набиуллина в четверг сказала и о втором квартале в целом:

«Экономическая ситуация сейчас выглядит в целом обнадеживающей и, принимая решение по денежно-кредитной политике в марте, мы видели возможности продолжения снижения ключевой ставки во втором квартале, если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом», — сказала глава ЦБР.

В марте годовая инфляция снизилась до 4,3 процента и, по оценке ЦБР, на 17 апреля опустилась до 4,1 процента, почти достигнув таргета в 4,0 процента.

«В целом же, проводя денежно-кредитную политику, мы будем придерживаться взвешенного аккуратного подхода, учитывая риски и неопределенности, в том числе, по динамике нефтяных цен», — сказала Набиуллина.

«Будем сохранять умеренную жесткость денежно-кредитной политики для того, чтобы добиться стабилизации инфляции вблизи 4,0 процента и устойчивого снижения инфляционных ожиданий». По мнению регулятора, инфляционные риски уже перемещаются на 2018 год.

Reuters

ЦБ: банковская система Крыма создана

Банковская система Крыма создана и обеспечивает потребность жителей региона. Об этом заявила управляющий отделением Банка России по республике Ирина Яблучанская, выступая в рамках Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ).

«В целом я считаю, что банковская система Крыма создана. Если брать по индексу обеспеченности банковскими услугами, то по России это 0,25, в Крыму — где-то 0,23. То есть в Крыму уже достаточно кредитных организаций, и банковская система создана: три банка, семь филиалов и 435 внутренних структурных подразделений», — уточнила Яблучанская.

По ее словам, объем привлеченных банками депозитов физических лиц в регионе составляет 90 млрд рублей.

«У нас идет рост микрофинансирования стремительный: где-то с момента нашего вливания в финансовую систему Российской Федерации на 200% рост микрофинансирования. Но когда нет базы, когда бизнес строится с нуля, это не вызывает беспокойства. Это под пристальным вниманием регулятора, мы отслеживаем все эти компании», — заявила глава отделения ЦБ по Крыму.

При этом Яблучанская отметила, что закредитованности в регионе пока не фиксируется. «В России одна тенденция — там действительно закредитованность: залоги есть, кому надо было получить кредиты, их уже получили. А здесь еще пока залоги только начинают формироваться, поэтому здесь еще не может быть закредитованности», — сказала она.

ТАСС

В ЦБ предсказали развитие крымских банков до общероссийского уровня

Советник председателя Банка России Алексей Симановский считает, что через 2-3 года банковский сектор Крыма сравняется с общероссийским. Об этом он сказал в рамках Ялтинского международного экономического форума, передает Rambler News Service.

Симановский добавил, что объемы кредитования в Крыму выросли почти вдвое по итогам 2016 года. В первом квартале 2017 года рост составил 16 процентов.

Подавляющее большинство общероссийских банков на данный момент в Крыму не работают из-за опасений о применении к ним санкций со стороны США и ЕС.

В частности, 24 июня прошлого года глава ВТБ Андрей Костин заявил, что выход в Крым повлечет за собой санкции, которые будут гибельными для банка. В конце мая 2016-го глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что Сбербанк намерен вернуться в Крым сразу после смягчения санкций против России. По его словам, в этом случае банк первым начнет работу в регионе.

Крупнейшей кредитной организацией полуострова является Российский национальный коммерческий банк (РНКБ). В 2014-2016 годах число работающих в Крыму банков сократилось вдвое из-за отзыва лицензий со стороны ЦБ.

Lenta.ru

ЦБ: банки Крыма выдают кредитов в 2,5 раза меньше, чем привлекают средств

Объемы выданных кредитных средств в Крыму существенно отстают от объемов привлекаемых банками денег у населения и бизнеса, сообщила на форуме в Ялте управляющий отделением по Республике Крым Банка России Ирина Яблучанская. По ее словам, на 1 апреля банки в Крыму привлекли 127 млрд рублей, а портфель выданных кредитов составил чуть больше 50 млрд рублей.

«Разрыв между привлечением и размещением у нас на сегодняшний день еще сохраняется. Объем привлеченных средств (в 2016 году) увеличился в 1,5 раза. На 1 апреля объем привлеченных средств составил 127 миллиардов. Объем кредитования региона за 2016 год вырос в 2,4 раза и на 1 апреля объем кредитного портфеля составил более 50 миллиардов рублей», — сказала Яблучанская.

По ее словам, среди юрлиц 38% всех кредитов привлекает торговля, 23% — транспорт, 6% — строительство и 5% — сельское хозяйство. Большая доля привлеченного портфеля также принадлежит юрлицам: свыше 35 млрд рублей (объем средств физлиц в привлеченном портфеле — около 16 млрд рублей), сообщила Яблучанская.

Обеспеченность банковскими учреждениями в Крыму, по ее словам, составляет 17 единиц на 100 тыс. населения. «Это несколько меньше, чем в Российской Федерации», — сказала Яблучанская.

ТАСС

ЦБ: почти треть участников программы поддержки банков не соблюдают ее условия

Почти треть банков — участников программы докапитализации через ОФЗ не соблюдают ее условия, следует из направленного в Госдуму отчета Банка России о ходе выполнения программы. С документом ознакомился портал Банки.ру. С момента запуска программы (в январе 2015 года) в ней приняли участие 34 банка. По состоянию на 3 апреля на их докапитализацию направлено 838 млрд рублей, из них 527 млрд рублей — посредством приобретения привилегированных акций банков и 311 млрд рублей — путем вложения в их субординированные облигации, говорится в отчете от 18 апреля.

Напомним, правительство запустило программу докапитализации через ОФЗ, чтобы поддержать банки после валютного и процентного шоков в конце 2014 года. На ее выполнение выделен 1 трлн рублей. Претендовать на участие в ней изначально могли лишь банки с капиталом от 25 млрд рублей по состоянию на 1 января 2015 года, на тот момент в число участников вошли 27 банков. Впоследствии программа распространилась на банки с капиталом от 25 млрд рублей на 1 октября 2015 года и расширилась до 34 участников. Они получили от АСВ субординированные займы в виде ОФЗ, которые были учтены в капитале (размер помощи, который может быть предоставлен одному банку, составляет 25% от его капитала по состоянию на 1 января 2015 года).

Участники госпрограммы докапитализации через ОФЗ

По состоянию на 1 февраля в программе участвовал 31 банк: Совкомбанк, «Открытие», Московский Кредитный Банк, «Ак Барс», Новикомбанк, Абсолют Банк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Бинбанк, «Зенит», «Санкт-Петербург», Связь-Банк, «Возрождение», «Российский Капитал», Россельхозбанк, МТС Банк, Московский Индустриальный Банк, Альфа-Банк, РНКБ, «Русский Стандарт», МБСП, банк «Россия», Запсибкомбанк, «Уралсиб», СМП Банк, Генбанк, Транскапиталбанк, РосЕвроБанк, «Пересвет» и Татфондбанк. Всего средства на докапитализацию получили 34 банка: указанные, а также банк «Петрокоммерц» (был присоединен к «Открытию»), Первобанк (был приобретен Промсвязьбанком) и МДМ Банк (присоединился к Бинбанку).

Одно из основных условий получения этих средств — обязательство банков в течение трех лет после докапитализации как минимум на 1% в месяц наращивать рублевое кредитование в приоритетных направлениях (ипотека, малый и средний бизнес; региональные предприятия, работающие в приоритетных отраслях экономики) и (или) наращивать портфель ипотечных облигаций и облигаций предприятий из списка приоритетных отраслей. Они также не вправе в течение трех лет повышать оплату труда топ-менеджерам и увеличивать фонд оплаты труда другим работникам выше его размера на 1 января 2015 года. О выполнении программы банки отчитываются перед АСВ.

По последним данным АСВ, которые приведены в отчете, на 1 февраля с начала программы прирост кредитования и вложений в облигации составил в общей сложности 1,3 трлн рублей. В частности, кредитование приоритетных отраслей экономики выросло на 808 млрд рублей (+1,4% в среднем в месяц), ипотечное кредитование — на 366 млрд рублей (+1,8% в месяц). Наименее активно кредитовался малый и средний бизнес: среднемесячный прирост кредитования в этой отрасли на 1 февраля составлял 0,2%, вложений в облигации — 0,9%. «Ситуация с кредитованием на рынке МСП связана в первую очередь с высоким риском: на 1 февраля удельный вес просроченной задолженности по кредитам МСП составил 14,2%», — говорится в документе.

ЦБ отмечает, что в целом участники программы соблюдали требования по наращиванию совокупного портфеля: на 1 февраля среднемесячный прирост кредитования и вложений в облигации по 31 банку составил 1,2%. «Вместе с тем на 1 февраля девять (из них) не соблюдают предусмотренные порядком условия наращивания», — подчеркивает регулятор.

В начале апреля аудитор Счетной палаты Андрей Перчян заявил, что ведомство систематически выявляет искажения в отчетах, которые банки — участники программы предоставляют АСВ. По его словам, в IV квартале 2016 года аудиторы палаты проверили шесть банков, и оказалось, что пять из них в своих отчетах исказили данные о выданных кредитах и приобретенных облигациях — сумма нарушений составила 6,3 млрд рублей. Три банка из шести в своих ежеквартальных отчетах отразили неточные данные об оплате труда топ-менеджеров и фонде оплаты труда (сумма нарушений — 144,7 млн рублей). В связи с этим Счетная палата предложила АСВ разработать санкции для банков, искажающих отчетность.

Banki.ru

ЦБ: денежная масса в наличном обращении уменьшилась за квартал на 4,4%

В России в наличном обращении находится сейчас 5 млрд 624,5 млн банкнот на 8 трлн 321,9 млрд рублей и 64 млрд 587,9 млн монет на сумму 89,7 млрд рублей. Такие данные приводятся в сводке «Структура наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 апреля 2017 года», опубликованной на сайте ЦБ РФ.

Общая сумма находящихся в обращении наличных денег на 1 апреля равна 8 трлн 411,6 млрд рублей. За три месяца она сократилась на 390,4 млрд рублей, или 4,4% (с 8,802 трлн на 1 января этого года), в том числе сумма денег, обращающихся в виде банкнот, уменьшилась на 391,2 млрд рублей, а обращающихся в виде монет — выросла на 0,8 млрд.

В марте сумма находящихся в обращении наличных денег уменьшилась на 13,9 млрд рублей (с 8 трлн 425,5 млрд на начало месяца).

Банк России

Госдума приняла в третьем чтении изменения в закон о Национальной платежной системе

Законопроект, вносящий изменения в законы «О национальной платежной системе» и «О защите прав потребителей», направлен на совершенствование требований к организации и функционированию платежных систем.

Законопроект устанавливает постепенный переход бюджетополучателей на карты «Мир». Начиная с 1 июля 2017 года: пенсионеры смогут оформлять карты «Мир» до 1 июля 2020 года, остальные бюджетополучатели — до 1 июля 2018 года. Согласно законопроекту, пенсионерам должна оформляться как минимум одна карта без платы за выпуск и обслуживание.

Законопроект не требуется открывать карты «Мир» для получения выплат по налоговым вычетам (НДФЛ) и разовых выплат бюджетополучателям.

Для перевода на карты «Мир» создана вся необходимая инфраструктура. Участниками Национальной платежной системы являются 352 банка, 98 % банкоматов, и 78% платежных терминалов принимают карту «Мир».

В ходе эксплуатации по желанию владельцев карты «Мир» к ней могут подключаться разные социальные, жилищно-коммунальные программы, в недалеком будущем она сможет стать социальной картой россиянина, отметил один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он также отметил, что в законопроекте заложено распространение географии использования карты за пределами России, то есть в перспективе она станет международной.

Законопроект содержит нормы, стимулирующие дальнейшее расширение сети приема карт «Мир». Торгово-сервисные предприятия с оборотом от 40 до 120 млн. рублей должны будут с 1 октября 2017 года иметь соответствующие технические средства для приема карт.

В законопроекте закреплено также, что минимальная доля Банка России в уставном капитале НСПК составляет 50% + 1 акция. Максимальная концентрация долей других участников не может превышать 5% — этим достигается невозможность влияния крупных собственников на НСПК.

АРБР

Госдума приняла законопроект о пропорциональном регулировании банков

Госдума на пленарном заседании 21 апреля приняла в третьем чтении законопроект о разделении банков по перечню разрешенных операций в зависимости от их лицензии. Документ был принят единогласно.

Законопроект разработан на основе идеи ЦБ о пропорциональном регулировании банковского сектора. Банки предлагается разделить на учреждения с базовой и универсальной лицензиями.

Для получения базовой лицензии требования по минимальному размеру капитала останутся на текущем уровне в 300 млн рублей, максимальный размер будет ограничен 3 млрд рублей. Для получения универсальной лицензии капитал должен составлять не менее 1 млрд рублей. Предполагается, что ЦБ начнет выдавать универсальные и базовые банковские лицензии с 1 января 2018 года.

Банки, которым будет выдана базовая лицензия, в целом будут работать так же, как и сейчас. Им ослабят надзор в части количества обязательных для выполнения нормативов в обмен на ограничение операций.

Документ был принят в первом чтении в конце февраля. Ко второму чтению в него были внесены поправки, запрещающие банкам с базовой лицензией открывать корреспондентские счета в зарубежных банках и ограничивать риски на одного или группу заемщиков 20% собственного капитала. В новой редакции закона банки с базовой лицензией освобождаются от обязанности отчитываться перед ЦБ о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Banki.ru

Госдума приняла законопроект о переходе бюджетников на карты «Мир»

Госдума на пленарном заседании 21 апреля приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий поэтапный переход бюджетников и пенсионеров на платежные карты «Мир». Решение было принято единогласно.

В соответствии с законопроектом, банки до 1 июля 2017 года должны обеспечить прием национальных карт «Мир» во всех своих устройствах, предназначенных для проведения расчетов с использованием банковских карт. С этой даты при обращении бюджетников за открытием нового счета, предусматривающего использование карт для получения денежных выплат, банки будут обязаны выдавать карту «Мир».

Действующие бюджетники должны быть переведены на карту «Мир» до 1 июля 2018 года. Пенсионеры смогут получить национальные карты взамен карт международных платежных систем, которыми они сейчас пользуются, по истечении срока их действия, но не позже 1 июля 2020 года.

На карту «Мир» обязаны перейти все пенсионеры и бюджетники за исключением граждан, постоянно проживающих за рубежом, и сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

«Мир» — российская национальная платежная система. Ее оператором является Национальная система платежных карт (НСПК), созданная летом 2014 года после того, как у банков из-за санкций США и Евросоюза возникли проблемы с международными платежными системами Visa и MasterCard. 

Banki.ru

Госдума приняла поправки о новом механизме санации банков

Госдума на пленарном заседании 21 апреля приняла в третьем чтении закон о новом механизме санации банков. Документ был принят единогласно. Изменения вступят в силу спустя 45 дней после официального опубликования.

Сейчас санацией банков занимается АСВ. Агентство выбирает банк-санатор и предоставляет ему льготные кредиты на оздоровление проблемного банка. Новый механизм, предложенный в законопроекте, предусматривает санацию непосредственно Банком России. ЦБ будет докапитализировать проблемные банки через создаваемые им фонд консолидации банковского сектора и управляющую компанию этого фонда. Управляющая компания от имени ЦБ будет заниматься предупреждением банкротства банков с использованием средств фонда консолидации банковского сектора.

Предполагается, что это позволит регулятору самостоятельно с помощью фонда инвестировать в капитал санируемых банков в размерах, необходимых для обеспечения их надлежащей капитализации. По завершении санации банков предполагается их продажа новому владельцу на открытом аукционе, который будет проводить ЦБ.

АСВ продолжит санировать банки, в отношении которых механизм оздоровления был запущен до момента вступления поправок в силу. Кроме того, ЦБ будет вправе продлевать на срок до пяти лет действие договоров о предоставлении АСВ необеспеченных кредитов, средства из которых идут на выплаты вкладчикам проблемных банков.

В связи с новой схемой санации банков законом изменится состав совета директоров АСВ: число представителей ЦБ вырастет с пяти до семи, а число членов от правительства снизится с семи до пяти. Возглавит совет глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Banki.ru

Советник главы ЦБ: механизм bail-in при санации банков можно сделать обязательным

Механизм bail-in, который предусматривает конвертацию обязательств кредиторов-юрлиц в капитал, можно сделать обязательным при санации банков и закрепить это в законодательстве. Такое мнение высказал журналистам советник председателя ЦБ Алексей Симановский на Ялтинском международном экономическом форуме.

«Я думаю, можно смотреть в перспективе форму законодательного закрепления такого подхода. Закрепить определенные условия, которые приводят к привлечению кредиторов-юрлиц к участию в санации», — заявил он. «Пока это тема носит добровольный характер. Здесь есть как плюсы, так и минусы. Минус в том, что переговоры могут длиться очень долго. Хорошо, когда это приводит к позитиву, как в случае с банком «Пересвет», — добавил Симановский.

Он признает, что это очень сложный и спорный вопрос. Но, по его мнению, это может способствовать сохранению экономического потенциала самих же кредиторов.

19 апреля Банк России принял решение о санации банка «Пересвет» с использованием механизма bail-in, предусматривающего конвертацию долга кредитной организации в ее капитал. Процедура bail-in используется в мировой практике и предполагает финансовое оздоровление кредитной организации прежде всего за счет средств акционеров и кредиторов. Желание принять участие в финансовом оздоровлении подтвердили более 70 кредиторов банка «Пересвет». Объем размещенных в банке средств, конвертируемых ими в 15-летние субординированные облигации, составит 69,7 млрд рублей. Банком-санатором выбран Всероссийский Банк Развития Регионов.

ТАСС

Минфин не оценил предложения премьера

Минфину при подготовке федерального бюджета на 2018–2020 годы рекомендовано смягчить подходы к бюджетной политике — поднять планку бюджетного правила до $45 за баррель и отказаться от цели сократить бюджетный дефицит до 1% к 2019 году. Жесткие решения возможны по конкретным направлениям — оптимизации госпрограмм вплоть до их полного или частичного закрытия. Минэкономразвития уже готовит быстрый способ выявления аутсайдеров, снизив уровень целевых индикаторов программ до пяти.

Руководитель Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин на прошедшей в четверг расширенной коллегии Минфина выступил за смягчение бюджетной политики.

Он предлагает установить цену отсечения не в $40, а в $45 за баррель при запуске нового бюджетного правила.

Законодательно бюджетное правило предлагается закрепить в осеннюю сессию и распространить его на бюджет с 2018 года. Де-факто Минфин запустил механизм стерилизации нефтегазовых доходов с февраля 2017 года. Он покупает на рынке валюту на сумму допдоходов, которые образуются из-за превышения заложенной в бюджет текущей цены на нефть $40 за баррель.

Бюджетное правило и выход на целевой ориентир Минфина по уровню дефицита бюджета не более 1% к 2020 году, по мнению Алексея Кудрина, приведет к сокращению расходов бюджетной системы примерно на 2,5–2,7% ВВП.

Кудрин считает, что такие темпы сокращения расходов станут очередным шоком для бюджетной системы и не позволят государству увеличивать расходы по направлениям, которые сейчас недофинансированы: инфраструктура, здравоохранение, образование и т.д.

Дополнительную нагрузку на расходную часть бюджета Алексей Кудрин предложил компенсировать, подняв план по бюджетному дефициту до 1,5% ВВП, а также продажей госимущества. Планы по приватизации должны быть увеличены до 400 млрд рублей в год. Свои предложения глава ЦСР объяснил тем, что ищет «компромиссы, которые не превышают те риски, которые мы все переживаем».

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поставил задачу Минфину на текущий год уменьшить зависимость экономики страны от цены на нефть. «Ключевые задачи на этот год остаются понятными: это обеспечение устойчивости бюджетной системы, дальнейшее снижение зависимости экономики и бюджета от цен на нефть», — сказал Медведев на коллегии Минфина.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, цели бюджетной политики должны способствовать увеличению экономического роста темпами не ниже мировых. Он сразу предупредил, что без реализации структурных изменений темпы роста упрутся в «потолок потенциала экономики» 1,5% против требуемых 3–3,5% в год.

Наиболее важные предстоящие изменения бюджетной стратегии, которая будет реализована уже в бюджете на 2018–2020 годы, Антон Силуанов определил в главной цели Минфина, которая, по его словам, «позволит передвинуть планку потенциального роста».

Кроме предложения правительству блокировать бюджетным правилом влияние ценовых колебаний на бюджет, курс рубля, инфляцию, по словам министра, на экономический рост окажут влияние дорабатываемая сейчас «конструкция налоговой системы на среднесрочный период», а также «кодекс неналоговых платежей».

В структурных мерах было указано и преодоление структурных ограничений, связанных с демографическими факторами, низким качеством человеческого капитала, состоянием конкурентной среды и инвестиционным климатом, а также с качеством и эффективностью государственного управления. Была также отмечена и необходимость внедрения проектного подхода при планировании госпрограмм. При этом Антон Силуанов ни по одной из названных им целей не стал конкретизировать параметры предлагаемых изменений.

Минфином не была сделана и оценка предложения премьер-министра Дмитрия Медведева о налоговой льготе по налогу на прибыль. В среду, во время отчета правительства в Госдуме Дмитрий Медведева обещал, что любые компании, инвестирующие в современное производство, смогут рассчитывать на снижение налога на прибыль до 5%. Алексей Кудрин такое предложение посчитал странным. Оно, по его словам, может привести к падению доходов, прежде всего

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}