ОБЗОР СМИ
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на заседании коллегии Министерства финансов РФ
Опубликован доклад Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, прочитанный в Министерстве финансов РФ:
«Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
Министерство финансов для Банка России – важнейший и самый близкий партнер. Нас не зря вместе объединяют в одно понятие – денежные, финансовые власти. И, конечно, наши меры – денежно-кредитная политика, с одной стороны, и бюджетная политика, с другой стороны, тесно увязаны, влияют друг на друга. У нас общая ответственность по поддержанию макроэкономической стабильности.
Именно финансовая система первой приняла на себя удар внешних шоков, который мы испытали два года назад. И с тех пор нам приходилось принимать часто очень непростые, иногда непопулярные решения. И Минфин, принимая консервативные решения в области бюджетной политики, последовательно поддерживая линию на снижение бюджетного дефицита, на снижение зависимости от нефтяных доходов, на наш взгляд, внес очень большой вклад в сохранение стабильности и поддержал процессы адаптации экономики. В том, что российская экономика сейчас себя чувствует более уверенно, макроэкономические показатели в норме, – очень серьезная заслуга Министерства финансов..
Экономическая ситуация сейчас выглядит в целом обнадеживающей. И принимая решение по денежно-кредитной политике в марте, мы видели возможность продолжения снижения ключевой ставки во II квартале, если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом. В марте инфляция снизилась до 4,3%, а по оценке на 17 апреля инфляция уже опустилась в годовом выражении до 4,1%, что очень близко к целевому уровню. Более быстрое снижение инфляции открывает нам пространство для снижения ключевой ставки уже в апреле. Я даже допускаю, что на ближайшем заседании Совета директоров, которое состоится через неделю, может быть дискуссия о снижении ставки между 25 и 50 базисными пунктами.
В целом же, проводя денежно-кредитную политику, мы будем придерживаться взвешенного, аккуратного подхода, учитывая риски и неопределенности, в том числе по динамике нефтяных цен, будем сохранять умеренную жесткость денежно-кредитной политики для того, чтобы добиться стабилизации инфляции вблизи 4% и устойчивого снижения инфляционных ожиданий.
Выбранная Министерством финансов стратегия бюджетной консолидации, планируемое сокращение дефицита бюджета будут способствовать стабильности государственных финансов. А с точки зрения денежно-кредитной политики для нас важно, что выбранная стратегия ограничивает инфляционные риски со стороны бюджетной политики. Параметры бюджетной политики влияют на денежно-кредитную политику и наоборот, поэтому нам важен режим постоянных консультаций. Я надеюсь, что мы сохраним такое взаимодействие когда вы начнете работу (уже практически начали) над бюджетом в этом году.
В прошлом году Министерство финансов анонсировало планы по переходу к бюджетному правилу, а в этом году уже началась реализация переходных положений правила. Банк России приветствует это решение. Бюджетное правило способствует снижению зависимости российской экономики от колебаний цен на нефть, способствует поддержанию макроэкономической стабильности, обеспечивает большую предсказуемость политики и большую предсказуемость и устойчивую динамику процентных ставок в экономике.
Бюджетное правило в сочетании с таргетированием инфляции будет способствовать стабилизации воздействия на реальный курс рубля, уменьшит его волатильность, которая, хотя уже и заметно снизилась, все же беспокоит российских производителей, российских предпринимателей.
С февраля этого года Банк России, выступая агентом Минфина, проводит в рамках переходных положений бюджетного правила покупки иностранной валюты на внутреннем рынке.
Это механизм сглаживания влияния колебаний сырьевой конъюнктуры на экономику России до закрепления этих бюджетных правил в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Банк России действует таким образом, чтобы покупки валюты не привели к увеличению волатильности курса.
Курс рубля при этом остается плавающим, продолжает формироваться под воздействием рыночных факторов, а влияние проводимых операций на номинальный курс очень ограниченно, поскольку объемы ежемесячных покупок валюты не будут превышать объем ежемесячных дополнительных нефтегазовых доходов бюджета от превышения фактической ценой на нефть уровней, которые заложены в бюджете.
Отмечу также, что краткосрочные инфляционные риски, связанные с началом покупок Минфином валюты, которые Банк России учитывал при принятии своих решений в начале года, не реализовались.
Для денежно-кредитной политики крайне важна определенность не только в отношении бюджета, но и в отношении изменений в налоговой системе. Сейчас обсуждаются и налоговый маневр, и иные налоговые новации. И на наш взгляд, очень важно при обсуждении просчитывать возможное влияние на инфляцию, инфляционные эффекты и здесь принимать взвешенные решения. Мы надеемся на то, что это также будет делаться во взаимодействии Минфина и Правительства Российской Федерации с Центральным банком.
Мы также поддерживаем проект, который мы давно обсуждали, по выпуску ОФЗ для населения. Для нас, кроме прочего, это фактор, который повысит эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а для населения – это абсолютно надежная и выгодная альтернатива депозитам. При этом мы не ожидаем негативного влияния на банковскую систему – объем невелик пока, а в условиях профицита ликвидности небольшой переток средств граждан из депозитов в ОФЗ не будет проблемным для банков. Другой проект в том, что касается государственного долга, – это выпуск суверенных облигаций, номинированных в юанях. На наш взгляд, выпуск суверенных облигаций, номинированных в юанях, даст ориентир заимствованиям для выпуска бумаг российским корпоративным эмитентам. Мы уже сейчас видим интерес к инструменту со стороны крупных российских эмитентов.
Сейчас создана вся необходимая финансовая инфраструктура и внесены соответствующие изменения в законодательство. Мы находимся во взаимодействии с Народным банком Китая, и препятствий для размещения сейчас нет. Сейчас мы готовы сказать, что технически мы готовы к выпуску.
Антон Германович уже в своем выступлении коснулся части важных инициатив, я бы хотела здесь дополнить этот перечень теми инициативами, которые мы считаем важными для развития финансового сектора.
Один из крупнейших проектов, над которым мы работаем совместно с Минфином, – это реформа лизинговой отрасли. Мы обсуждали эту тему и на совещаниях у Игоря Ивановича, и сейчас разработали законопроект, который готовится к внесению в Госдуму. Его основные положения включают в том числе:
— создание реестра лизинговых компаний;
— определение минимального капитала лизинговых компаний;
— повышение их прозрачности.
На наш взгляд, это чрезвычайно важно, учитывая уже сейчас, что портфель лизинга составляет, по оценкам, 3 трлн 200 млрд руб. Это очень большая цифра, и, конечно, важно, чтобы эта отрасль, которая важна для развития экономики, была устойчивой, была прозрачной и было адекватным регулирование.
Ряд законопроектов прошел первое чтение в Государственной Думе, и предстоит серьезная работа по подготовке их ко второму чтению. Важнейший из них – это введение единой системы оценки деловой репутации и квалификационных требований к менеджменту и требования к учредителям и собственникам некредитных финансовых организаций. У нас уже такие определенные требования есть в банковской системе, это очень важно повышать ответственность собственников, менеджмента финансовых организаций за их устойчивость, за добросовестное управление, и на наш взгляд, очень важно ввести подобные нормы и для небанковских организаций.
Другой законопроект, который сейчас в Думе, и который сейчас важен, это повышение эффективности регулирования в сфере борьбы с инсайдом и манипулированием рынком. Здесь пока наше законодательство отстает от мировых практик, мы понимаем, какая это тема острая, и для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность нашей экономики, конечно, должны быть эффективные механизмы борьбы с инсайдом и манипулированием рынком.
Следующая важнейшая тема – это законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. Недавно буквально на президиуме Госсовета обсуждалась тема защиты прав потребителей финансовых услуг, и, конечно, финансовый уполномоченный может стать одним из инструментов, который повысит эффективность защиты прав потребителей. Мы предполагаем вводить его поэтапно. И я здесь тоже надеюсь на поддержку Министерства финансов и в целом Правительства, Государственной Думы по этому законопроекту.
Ряд законопроектов находится на стадии доработки перед внесением в Госдуму.
Во-первых, это важный для нас законопроект, который ужесточает ответственность за фальсификацию отчетности в финансовой сфере.
Мы ведем большую работу по повышению киберустойчивости финансовых организаций и противодействию кибератакам. Поэтому для нас важно, учитывая какие преимущества дает развитие цифровых технологий в финансовой сфере, обеспечить адекватный уровень надежности и защиты от рисков. Поэтому необходимо изменение законодательства, которое позволило бы устанавливать требования к финансовым организациям по организации защиты информации и противодействию хищениям средств клиентов. Этот законопроект также мы сейчас совместно готовим.
И важно упомянуть также нашу общую работу, наши предложения, это наша совместная с Министерством финансов инициатива по модели формирования пенсионных накоплений по индивидуальному пенсионному капиталу. Сейчас, по нашей оценке, работа над проектом достаточно продвинута. И мы прошли несколько кругов и ведомственного, и экспертного обсуждения. Я очень надеюсь, что эти изменения будут приняты. Это обеспечит гражданам лучшее качество жизни и сформирует источник длинных денег для экономики, которые необходимы для инвестиционного развития.
И последнее, о чем я хотела бы упомянуть — мне кажется, особую важность приобретает это сейчас, когда идет работа над сценарными условиями, над прогнозом, над бюджетом — наше взаимодействие с Минфином и с Минэкономразвития при подготовке среднесрочного макроэкономического прогноза с тем, чтобы он был обоснован. Потому что на него ориентируется не только бюджет, но и ориентируются и предприятия в нашей экономике, экономические субъекты, и я надеюсь, что эта работа также позволит обеспечивать согласованность взглядов на макроэкономику, экономическую политику, потому что это очень важно.
В последние два года мы действительно работали достаточно согласованно, и на наш взгляд, это дает определенные плоды. И я хочу еще раз в конце поблагодарить всех сотрудников Министерства финансов за то конструктивное взаимодействие, которое у нас складывается, за ваш высочайший профессионализм, ответственное, неравнодушное отношение к делу. И мы рассчитываем на то, что такое взаимодействие сохранится в будущем.
Успехов вам. Спасибо».
Набиуллина: «Если традиционные банки не перестроятся, они потеряют свои преимущества»
Новые технологии оказали значительное влияние на банковскую сферу, хотя эти изменения могут быть пока неочевидны, сказала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе коллегии Минэкономразвития.
«Во многом на финансовую сферу воздействуют разнонаправленные факторы, это и низкие темпы глобального роста, и низкие процентные ставки, после кризиса ужесточается регулирование финансовых институтов. На этом фоне многие технологические изменения, может быть, не так видны и не так ярки, хотя эти изменения достаточно серьезны. Традиционные банки начинают менять бизнес-модели, они ориентируются на поведенческие навыки населения, потребителей, которые перешли в Интернет и готовы там потреблять. Если банки не будут перестраиваться, они потеряют свои конкурентные преимущества», — указала она.
Набиуллина отметила, что особая роль принадлежит новым методам сбора и анализа данных, дистанционным услугам и сервисам.
«Есть финансовые институты, которые полностью выстраивают свою бизнес-модель на цифровых технологиях и показывают быстрый рост», — напомнила глава ЦБ.
Она подчеркнула, что цифровые технологии «поменяют ландшафт финансовой системы».
Банк России мог заработать втрое больше плана
Центральный банк в ближайшие недели отчитается о прибыли за прошлый год, которая практически в полном объеме пополнит федеральный бюджет. Регулятор мог заработать в 2016 году порядка 90 млрд рублей, оценили для «Известий» в Промсвязьбанке. Оценка «Эксперт РА» выше — 90–100 млрд рублей. Экономисты ВШЭ с порядком цифр согласны. По оценке аналитиков, такую прибыль регулятору удастся показать благодаря дивидендам Сбербанка и более значительным доходам от процентных операций с банками, чем ожидалось. Впрочем, уже по итогам этого года прибыль ЦБ может серьезно сократиться или даже превратиться в убыток.
Минфин ожидал по итогам 2016 года прибыль от Банка России на уровне всего 35 млрд рублей, следует из закона о бюджете.
Прибыль ЦБ формируется из двух основных источников: дивидендных выплат его «дочки» — Сбербанка (ЦБ принадлежит 50% уставного капитала + одна голосующая акция) и процентных доходов.
Первое слагаемое уже можно определить. На прошлой неделе наблюдательный совет Сбербанка рекомендовал направить на дивиденды 25% от чистой прибыли по МСФО, то есть от 542 млрд рублей. ЦБ может получить половину подлежащей выплате суммы, или 68 млрд рублей.
Второе слагаемое прибыли — доходы от операций с банками. Процентные доходы Банк России получает от сделок РЕПО (выдача кредитов банкам под залог акций). Именно их обилие позволило ЦБ заработать внушительные 184 млрд рублей в непростом 2014 году. Однако прошлый год был уникальным: помимо операций по кредитованию банковского сектора Банк России на постоянной основе начал привлекать средства банков во вклады. Для регулятора это означает расходы.
— В прошлом году Центробанк сокращал операции кредитования банков, а также снизил ключевую ставку (а значит, свои доходы от кредитования. — Ред.). Также мы обращаем внимание, что Банк России во втором полугодии стал активно проводить депозитные аукционы для абсорбирования ликвидности (забирать средства банков в депозиты. — Ред.), — указал главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.
По расчетам Промсвязьбанка, суммарная прибыль ЦБ составит порядка 90 млрд рублей, а структура доходов изменится до пропорции: 60% — дивиденды Сбербанка, 40% — процентные доходы.
На прибыль ЦБ влияют и другие факторы. Например, обеспечение выплат через АСВ по застрахованным вкладам, разовые сделки, а также управление международными резервами.
— В прошлом году наибольшее влияние на прибыль ЦБ оказали затраты на создание резервов, в том числе в части выполнения закона 422-ФЗ (гарантирование сохранности пенсионных накоплений). Оценка прибыли ЦБ в 2016 году — на уровне 90–100 млрд рублей, — оценил показатель по просьбе «Известий» младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.
Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ Александр Абрамов отметил, что прибыль Банка России будет в пределах прошлогоднего уровня — то есть не выше 113 млрд рублей.
— Центробанк во втором полугодии проводил депозитные аукционы, то есть выплачивал банкам проценты за привлекаемые от них средства, — напомнил эксперт, подчеркнув, впрочем, что пока размер этих операций не набрал такого масштаба, чтобы серьезно уронить прибыль.
Большинство собеседников «Известий» в финансовых кругах подчеркнули, что прибыль Банка России — показатель, имеющий лишь бюджетное значение.
— Прибыль Центробанка никак не влияет на рынки, ее значение — исключительно бюджетное, — отметил главный экономист по России и СНГ в ING Дмитрий Полевой.
Экономист по России и СНГ «ВТБ Капитала» Александр Исаков добавил, что прибыль ЦБ — это «просто абстрактная величина, которая ни на что существенным образом не влияет» и теоретически регулятор может позволить себе «иметь не только убыток, но и отрицательный капитал».
2016 год может стать для регулятора последним прибыльным годом, также не исключили экономисты, опрошенные «Известиями». Дело в том, что страна переходит в ситуацию структурного профицита ликвидности, при котором у банков возникает избыток средств и они ищут не кредитов, а возможностей их эффективного размещения. Одним из таких механизмов вложения средств являются депозиты ЦБ. Но за пользование средствами банков регулятору приходится платить, как любому банку, — начислять проценты за вклады. Собственно, эти выплаты по процентам и будут оказывать значительное давление на прибыль ЦБ.
Впрочем, как неоднократно подчеркивали главы Центробанка и Минфина, для которого такая ситуация означает потерю части бюджетных доходов, для деятельности Банка России главное — это не прибыль, а выполнение целей по обеспечению низкой инфляции, поддержание финансовой стабильности и устойчивости банковского сектора. Эти задачи решаются вне зависимости от прибыльности ЦБ. Кроме того, статья 3 закона о ЦБ закрепляет, что «получение прибыли не является целью деятельности Банка России».
В Банке России не смогли предоставить комментарий о своей прибыли, сославшись на то, что до 15 мая (официальная дата раскрытия информации) не комментируют вопросы о доходах.
ЦБ подошел к аудиту комплексно: реформа отрасли сократит число игроков
Банк России решил не ограничиваться регулированием аудита в финансовой сфере, а сразу реформировать весь рынок. Новый регулятор намерен сократить число компаний, для которых аудит обязателен, и ужесточить требования к аудиторам. Эти меры приведут к резкому сокращению числа игроков на рынке аудита.
О законопроекте, наделяющем ЦБ регуляторными и надзорными полномочиями в отношении аудиторов, рассказала глава корпоративного департамента ЦБ Елена Курицына. По ее словам, вчера проект был внесен в Минфин. В отличие от ранее представленных предложений — по регулированию аудита лишь в финансовой сфере, поправки направлены на реформирование всей отрасли. Документ может вступить в силу уже с 1 января 2018 года.
ЦБ намерен существенно сузить круг лиц, подлежащих обязательному аудиту. Согласно статистике Минфина за 2015 год (более поздние данные недоступны), 88,7% от общего количества аудиторских проверок было проведено в рамках обязательного аудита. Из них 49,7% проверок проводилось в организациях, чья годовая выручка более 400 млн руб. или их активы более 60 млн руб. Новый регулятор намерен отменить обязательный аудит в привязке к выручке и активам. Благодаря данному решению количество проверок по обязательному аудиту сократится на 50%. Для ФГУПов и акционерных обществ с госучастием аудит будет обязательным, только если они состоят в правительственном списке (сейчас это пять ФГУПов и 19 акционерных обществ).
Реформа отрасли направлена не только на сокращение числа клиентов аудиторов, но и на повышения требований к участникам рынка. Сейчас аудиторской компании необходимо иметь не менее трех аудиторов в штате (не важно — по основному месту работу или совместителей). «На практике такая лояльность в регулировании приводит к тому, что аудиторы числятся в 10–15 и даже 20 аудиторских компаниях»,— отметила Елена Курицына. ЦБ не уверен, что при подобном подходе можно гарантировать качество, потому «совместителей» при подтверждении статуса аудиторской компании учитывать не будет. «Более 20% аудиторских организаций в России не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, а менее трех аудиторов имеют 60% компаний»,— отмечает председатель Национального союза аудиторов Сергей Никифоров.
К аудиторам общественно значимых организаций (ОЗХС) — таких, как банки, НПФ, страховщики, эмитенты ценных бумаг, компании с госучастием (более 25%) — требования будут еще жестче. По данным Минфина, к ОЗХС относится около 5 тыс. организаций. Проводить их аудит смогут компании, в штате которых (по основному месту работы) не менее 12 специалистов с единым аттестатом, причем не менее трех из них должны иметь опыт аналогичных проверок не менее пяти лет, они смогут подписывать заключения. Будут установлены и дополнительные требования к деловой репутации аудиторов ОЗХС — они должны состоять в реестре аудиторских фирм Банка России. Включать туда компании ЦБ будет по их заявлениям при соответствии определенным критериям. Согласно статистике Минфина, в 2015 году 91,6% всех аудиторских фирм составляли компании с численностью до 15 человек. Они проаудировали отчетность за 2015 год 46,1% ОЗХС.
Аудиторы, хотя и поддерживают реформы ЦБ, предрекают резкое сокращение рынка. «Будет затруднен доступ к аудиту общественно значимых компаний тех игроков, кто не владеет технологиями аудита и не обладает необходимым количеством персонала для оказания качественных услуг»,— отметил гендиректор «БДО Юникон» Владислав Погуляев. «Мы уже давно настаивали на том, чтобы для подтверждения статуса аудиторской компании учитывались лишь аудиторы по основному месту работы, так что я — за перемены»,— отмечает глава ИПАР Дарья Долотенкова. По словам замглавы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, большую часть доходов аудиторы получают от обязательных проверок, сокращение числа компаний, подлежащих им, ударит по доходам и вынудит многих покинуть рынок.
Впрочем, представленная ЦБ версия проекта неокончательная. Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков выразил надежду, что проект удастся смягчить при его рассмотрении Госдумой.
Карты «Мир», возможно, будут приниматься по всему миру
Национальная система платежных карт (НСПК) и Mastercard ведут переговоры о выпуске кобейджинговых карт «Мир»-Mastercard, рассказали «Ведомостям» четыре банкира. В случае успеха это будет их второе соглашение: сейчас банки могут выпускать карты «Мир»-Maestro. Этот бренд принадлежит Mastercard, но возможности таких карт, в частности сеть приема, намного меньше.
При таком партнерстве карта внутри страны работает как «Мир», а за рубежом – как карта международной платежной системы: «Мир» за рубежом не принимается.
Речь идет примерно о 40 млн карт: с 1 июля банки должны будут выдавать карты «Мир» всем, кто получает выплаты из бюджета (зарплаты и пенсии). Перевыпустить карты надо до 1 июля 2018 г. (пенсионерам – до 1 июля 2020 г.). При этом к счету бюджетника может быть привязан только «Мир».
«Мы не сможем прокомментировать слухи и предположения», – сказал представитель Mastercard, НСПК и ЦБ не ответили на вопросы.
Cпрос на кобейджинговые карты «Мир» будет выше, чем на карты с одним платежным приложением, уверен член правления «ВТБ 24» Вениамин Полянцев. Их обслуживание не должно быть для клиента дороже, чем карта с одним платежным приложением, отметил вице-президент ВТБ Иван Пятков.
Банкиры говорят, что хотят выпускать карты с Mastercard, а не с Maestro. Бинбанк, если будет возможность, предпочтет выпуск карт «Мир»-Mastercard, поскольку это будет удобнее клиентам, сказал его представитель. Розничный бизнес банка ВТБ не выпускает кобейджинговые карты «Мир»-Maestro и рассматривает возможность выдачи карты «Мир»-Mastercard, сказал Пятков. Представитель Сбербанка, который обслуживает больше всех бюджетников, от комментариев отказался.
НСПК тоже предпочла бы партнерство с Mastercard, считает один из банкиров. Когда «Мир» только зарождался, все думали, что его карты можно будет привязать к счетам бюджетников «в нагрузку» к уже действующим картам, вспоминает контрагент платежных систем, поэтому Mastercard, сразу согласившаяся сотрудничать с НСПК (она первая передала ей обработку российских транзакций), отдала свой «побочный» бренд. Соглашение о выпуске «Мир»-Maestro было подписано в июне 2015 г., еще до выпуска «Мира». Но вышло иначе, и Mastercard рискует сократить долю на российском рынке, поэтому она может согласиться на новый проект с «Миром», рассуждает собеседник «Ведомостей». Поправки в закон (в пятницу приняты в третьем чтении) не оставляют Mastercard выбора, уверен другой банкир.
Аналогичные переговоры НСПК и ЦБ с конца прошлого года ведут с Visa. Представитель Visa сказал, что система «находится в активном и продуктивном диалоге с ЦБ и НСПК по ряду вопросов, касающихся развития электронных платежей в России, включая вопрос о создании кобейджинговой карты». По его словам, пока окончательное решение не принято.
Розничный банкир называет переговоры «тяжелыми»: Visa не устраивают условия соглашения. Несколько собеседников «Ведомостей» сомневаются, что договор будет подписан. «Хотя банки очень ждут, что смогут выпускать эти карты», – добавляет один из них.
Если НСПК не договорится ни с Mastercard, ни с Visa, то банки смогут продолжить выпуск карт «Мир» помимо Maestro с японской JCB (первые карты уже выпущены), American Express и Union Pay – соглашения с ними подписаны, но карт еще нет.
Нуждаются ли россияне в карте «Мир»?
Согласно результатам опроса ВЦИОМ, о намерении оформить карту российской платежной системы сообщил только каждый пятый респондент. Помогут ли принимаемые государством меры повысить ее востребованность?
Около 70% россиян не планируют оформлять карту «Мир». Таковы результаты всероссийского телефонного опроса ВЦИОМ. Лишь каждый пятый сообщил о том, что намерен завести карту российской национальной платежной системы, и только у 3% она уже есть. Те, кто не планируют ее оформлять, чаще всего объясняли это отсутствием в ней необходимости, а также недостатком информации о функционале карты российской платежной системы.
О том, почему россияне не спешат обзаводиться картами «Мир», рассуждает руководитель портала FutureBanking.ru Виталий Богданов:
Виталий Богданов,
руководитель портала FutureBanking.ru
«Такие результаты обусловлены именно тем, что карта «Мир» не является тем продуктом, который востребован населением. Когда продукт востребован и имеет свои потребительские свойства, к которым тянется клиент, все становится хорошо и совсем другие показатели. Поскольку продукт достаточно искусственный, получается то, что получается. Дальше мы можем надеяться только на административные рычаги воздействия и какие-то специальные меры, которые будут стимулировать. Просто в России всегда долго запрягают, а как дальше поедут, не знаю. Может быть, и быстро поедут. С административными рычагами у нас в этом смысле хорошо».
Российские власти предложили ряд мер по повышению спроса на карты «Мир». В частности, на них планируется перевести всех получателей бюджетных средств. Кроме того, в Госдуму внесли поправки в законодательство, обязующие ритейлеров с годовым оборотом свыше 40 млн рублей принимать карты «Мир». Какой эффект дадут все эти меры?
Алма Обаева,
председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет»
«Конечно, помогут. Все-таки будет происходить оформление карт «Мир» тем, кто получает зарплату от бюджета, и пенсионерам. На руках у населения 250 миллионов карт, из них, наверное, 50-60 миллионов точно используются. Ожидается, что заменят около 20 миллионов, то есть в районе 40%, на карту «Мир» — это дебетовые зарплатные карты. Очевидно, что произойдет как минимум популяризация, физическая замена. Тем более законопроект, который пройдет сейчас второе чтение и в скором времени третье, предполагает еще и уменьшение размера оборота предприятий, которые обязаны принимать карту «Мир»: если сегодня это 120 млн рублей, то вносятся изменения в 40 млн. Соответственно, все предприятия, у которых годовой оборот 40 млн и более, будут обязаны принимать карту, что расширит ее применение».
Получить оперативный комментарий у оператора карты «Мир» — компании Национальная система платежных карт — Business FM не удалось. Как сообщил ТАСС глава департамента эквайринга ВТБ24 Алексей Киричек, банк планирует в текущем году выдать 1 миллион карт «Мир».
Проект об идентификации клиентов банков по биометрическим данным внесен в ГД
Депутат Анатолий Аксаков и сенатор Николай Журавлев внесли в Госдуму законопроект, который позволяет с помощью биометрических данных, осуществлять идентификацию потенциальных клиентов кредитных организаций.
«Это идентификация с помощью биометрических данных и электронной цифровой подписи физических лиц — потенциальных клиентов кредитных организаций. Чтобы они могли не заходить в офис, а давать согласие на передачу информации о них, в том числе по биометрии, в Единую систему идентификации и аутентификации», — пояснил Аксаков.
«С помощью этой информации потом банки могут идентифицировать соответствующих лиц и дистанционно оказывать услуги финансовые», — добавил депутат.
Соответствующие изменения вносятся в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». «Изменения подготовлены в целях повышения доступности финансовых услуг и упрощения, поскольку не потребуются повышать затраты на открытие офисов и так далее, а гражданину не надо будет ходить по офисам, больше удобства будет», — отметил Аксаков.
ВЭБ: ВВП России в марте вырос на 0,2% к предыдущему месяцу
Российский ВВП в марте прекратил сокращение, прирост к соответствующему периоду прошлого года был нулевым против уменьшения на 1,7% в феврале. Такая оценка приводится в материалах Внешэкономбанка. При этом по отношению к предыдущему месяцу с исключением сезонного и календарного факторов экономика выросла на 0,2% после снижения на 0,2% месяцем ранее.
«Положительная динамика ВВП к предыдущему месяцу обусловлена ростом обрабатывающих отраслей (2,4%), торговли (0,5%), добычи полезных ископаемых (0,1%) и чистых налогов (0,1%). В области отрицательных значений оказались строительство (-1,7%), обеспечение электроэнергией и водоснабжение (-1,0%), производство продукции сельского хозяйства (-0,1%)», — говорится в сообщении ВЭБа.
По оценке Внешэкономбанка, в I квартале ВВП вы