ОБЗОР СМИ
Банк России одобрил создание постоянной организации XBRL
Постоянная организация будет ответственной за развитие международного унифицированного формата деловой отчетности XBRL в России. Банк России намерен использовать его для сбора и обработки надзорно-статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций (НФО).
Готовность стать членом организации уже высказали более 100 участников рынка – страховые и управляющие компании, пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегулируемые организации, представители IT-индустрии и другие. После того как организация будет зарегистрирована Министерством юстиции в форме автономной некоммерческой организации, состоится заседание ее наблюдательного совета и общее собрание руководства для утверждения уставных документов, рабочих групп и комитетов. Первое общее собрание планируется в сентябре.
Вся информация о деятельности организации будет размещаться на сайте XBRL.ru.
ЦБ внимательно присмотрится к репутации руководства финансовых организаций
Банк России хочет расширить возможности применения мотивированного суждения по отношению к деловой репутации руководящего состава компаний — профессиональных участников рынка ценных бумаг, заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
Такие требования могут коснуться даже тех, кто собирается занять высшие должности в организации, но чьи действия привели к отзыву лицензии или банкротству предыдущего работодателя. «Даже если эти люди не входили в высший состав на тот момент», — заметил Чистюхин. В том числе риск-менеджеры или начальники кредитных отделов банков, привел пример он.
«Мы хотим на стадии предварительного надзора, на стадии получения лицензии участником отсекать такие ситуации. Мы хотим иметь больше прав в части мотивированного суждения в контексте деловой репутации участников, менеджеров, членов совета директоров», — заявил Чистюхин.
«Это не только судимость и доведения до банкротства. Мы должны учитывать ситуации, когда собственник формально подходит, но по сути является, например, ненадлежащим собственником или членом совета директоров», — добавил зампред ЦБ.
Например, есть случаи, когда такие люди занимают должности на короткое время, только чтобы пройти процедуру допуска и заменяются впоследствии менее «качественными» сотрудниками, заметил Чистюхин. Кроме того, мотивированное суждение к оценке деловой репутации может затронуть и тех лиц, которые вышли из состава собственников до отзыва лицензии у профучастника, однако именно их действия на руководящих должностях привели к финансовым проблемам. «Нам, конечно, не хочется заново пускать этих людей в бизнес», — признал Чистюхин.
Мотивированное суждение: взгляд регулятора
Возможные области использования института мотивированного суждения – профессиональной оценки регулятора, применяемой в дополнение к формализованным требованиям, – а также перспективы его внедрения в надзорную практику проанализированы в консультативном докладе Банка России. Сегодня он опубликован для общественного обсуждения на сайте регулятора.
Регулирование и надзор, построенные исключительно на жестких правилах, не всегда позволяют Банку России и участникам финансового рынка оперативно учитывать быстроизменяющиеся условия современного мира.
Дополнение действующего законодательства подходом, основанным на принципах, позволит обеспечивать баланс между применением четко регламентированных процедур и оценкой качественных характеристик деятельности финансовой организации, а также своевременно исключать негативные тенденции и превентивно реагировать на возникающие риски.
При этом отдельные элементы мотивированного суждения уже используются Банком России в надзорной практике в отношении кредитных организаций, например для определения связанности сторон, а также оценки сформированных резервов и залогов.
Цель доклада для общественных консультаций – рассмотреть поэтапное расширение сферы применения Банком России мотивированного суждения при осуществлении надзора за всеми участниками финансового рынка.
В докладе проанализированы такие приоритетные области для применения мотивированного суждения, как определение связанных сторон и групп, допуск организаций на финансовый рынок, оценка активов и обязательств, исполнения фидуциарной обязанности, а также качества управления рисками и внутреннего контроля организации.
Банк России предлагает участникам рынка обсудить также новую процедуру формирования и применения мотивированного суждения. Она должна быть понятной, прозрачной и основанной на конструктивном диалоге регулятора с поднадзорной организацией. При этом у финансовой организации должна быть возможность отстаивать свои интересы и оспаривать в досудебном порядке решения надзорного органа.
Комментарии, включая ответы на поставленные в докладе вопросы, а также предложения и замечания к докладу можно направлять до 1 сентября 2017 года включительно по электронным адресам: bjs2@cbr.ru, krasavinaoo@cbr.ru, minnullinrd@cbr.ru.
ЦБ проверит бизнес-планы большинства профучастников
Банк России собирается проверять бизнес-планы профучастников при их лицензировании, заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Сейчас регулятор уже ведет такие проверки в ходе общих инспекций, однако на основе их результатов он не может выносить решений по надзору, посетовал он. Такая возможность пока существует только для банков.
Такие проверки коснутся частных пенсионных фондов (НПФ), страховых компаний и других профучастников рынка ценных бумаг, а также крупных МФО и форекс-дилеров. «По страховым компаниям такой проект подготовлен, находится в Госдуме», – заметил Чистюхин. Однако из его слов следует, что в Думе он находится уже больше года, пока прошел первое чтение, но вызвал множество вопросов по требованиям к капиталу страховщика и бизнес-плану, которые в нем были указаны. «Мы близки к компромиссу», – заверил он. Речь идет о поправках в закон «О страховом деле», внесенных в Госдуму в марте прошлого года, которые предусматривают повышения требований к минимальному уставному капиталу страховщиков со 120 млн руб. до 300 млн руб.
Сегодня Чистюхин представил консультативный доклад, посвященный использованию в надзоре ЦБ мотивированного суждения. Центробанк давно намерен распространить эту практику и на другие финансовые рынки.
«В лучшем случае в весеннюю сессию будет готов какой-то первоначальный пакет поправок. Не думаю, что профессиональное сообщество легко воспримет наши предложения», – полагает он.
По словам Чистюхина, ЦБ не ставит перед собой задачи чрезмерно жесткого регулирования профучастников на основе мотивированного суждения. Сначала регулятор собирается направлять в организации информацию о ходе проверок с предупреждением, после чего участник финансового рынка сможет либо исправить нарушения, либо подать апелляцию с обоснованием. Окончательное решение принимается на собрании представителей Банка России, которое будет обязан организовать председатель ЦБ.
Пока ЦБ применяет отдельные элементы мотивированного суждения в надзоре по отношению к банкам — например, для определения связанности сторон, в оценке формирования резервов и залогов. «Сейчас мы пользуемся правом мотивированного суждения по согласованию с надзорными субъектами, но мы бы хотели, чтобы у нас было четко установленное законом право на это», – заметил также Чистюхин. Пока мотивированное суждение ЦБ выступает в качестве рекомендации профучастнику.
Владимиру Путину представили программу «Цифровая экономика»
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров представил Президенту России Владимиру Путину разработанную министерством программу «Цифровая экономика».
Николай Никифоров сообщил, что главная идея программы «Цифровая экономика», или экономики данных, состоит в том, чтобы создать в России определенный набор условий для запуска и ускорения цифровизации привычного жизненного и экономического уклада. По его словам, реализация программы «Цифровая экономика» составляет около 100 млрд рублей, значительная часть средств при этом уже содержится в расходах федерального бюджета.
Министр предложил начать реализацию программы с таких социально значимых сфер как здравоохранение, государственное управление и «умный город». При этом данными сферами программа не ограничится, изменения будут проходить и в других отраслях, набор конкретных отраслей, где будут реализовываться приоритетные проекты, постепенно будет расширяться.
Н. Никифоров добавил, что для развития цифровой экономики очень важен человеческий капитал. «Успешное развитие цифровой экономики будет происходить только тогда, когда люди обладают нужными знаниями, опытом. Это не только разработчики программного обеспечения, это переоценка всего подхода к специалистам высокой квалификации во многих сферах», — сказал он. В России сегодня примерно 500 тысяч программистов, они занимают лидирующие позиции на самых различных международных соревнованиях. Однако должный технологический задел можно обеспечить, если в сфере информационных технологий будет задействован миллион специалистов. Важной составляющей цифровой экономики страны являются также российские цифровые платформы и сквозные цифровые технологии.
Для обеспечения глобальной конкурентоспособности национальной экономики необходима консолидация партнеров, в том числе на международном уровне. Эта работа уже активно ведется на разных площадках. Так, в конце июля в Китае состоится третья встреча ИКТ-министров стран БРИКС, главной повесткой которой станет создание конкурентного мирового рынка информационных технологий.
Глава Минкомсвязи отметил, что все отрасли народного хозяйства меняются под влиянием цифровой трансформации. Он подчеркнул, что для того чтобы Россия смогла занять лидерские позиции в процессах цифровой трансформации, необходимо создать принципиально новые условия регуляторики.
«Нам нужна среда, в которой мы помогаем и ускоряем процессы цифровой трансформации, чтобы Российская Федерация была той юрисдикцией, куда мечтают прийти разработчики перспективных цифровых технологий: разрабатывать, обкатывать их именно здесь, в России, и в перспективе предлагать эти решения уже на экспорт», — сказал Н. Никифоров.
Министр напомнил, что еще десять лет назад не существовало смартфонов, с помощью которых граждане сегодня выходят в интернет. Еще пять лет назад не было технологии мобильного скоростного доступа в интернет, которую мы называем 4G, или LTE.
«Эти процессы ускоряются, технологическая цифровая гонка набирает свои обороты. Мы переживаем настоящую технологическую, телекоммуникационную революцию, — сказал Николай Никифоров. — Десятки миллионов граждан России так быстро привыкают к ежедневному и даже ежечасному использованию мобильного интернета, мобильных устройств, онлайн-платежей, что не замечают, как окружены десятками различных автоматических датчиков в нашей привычной жизни, которые собирают и передают информацию».
Депутаты предлагают закрепить за заемщиками право на кредитные каникулы
Группа депутатов во главе с руководителем фракции «Справедливой России» Сергеем Мироновым внесли в Госдуму проект поправок к закону «О потребительском кредите (займе)», предложив изменить порядок погашения задолженности по потребкредиту, а также закрепить за заемщиками право на кредитные каникулы. Документ опубликован на сайте Госдумы.
Как отмечают авторы законопроекта, в действующем законодательстве установлено, что если у заемщика недостаточно средств для полного исполнения обязательства по кредитному договору, то до погашения текущих процентов за пользование кредитом и суммы основного долга погашается неустойка (штраф, пеня), затем задолженность по процентам, задолженность по основному долгу. Законопроектом предлагается изменить предусмотренный порядок погашения задолженности по потребительскому кредиту, а именно предоставить возможность заемщику в первоочередном порядке погасить суммы задолженностей по процентам и по основному долгу, а только затем неустойку (штраф, пеню). При этом указанное положение не повлечет каких-либо затрат и последствий для кредитора, а лишь изменит очередность погашения суммы долга, подчеркивают законодатели.
Напомним, что ранее уже сообщалось о подготовке подобных поправок Минюстом.
Также проектом федерального закона предлагается предоставить отсрочку заемщикам (каникулы) по уплате основного долга при условии уплаты основных процентов по договору потребительского кредитования (займа).
В частности, предлагается установить каникулы для заемщиков на период, не превышающий трех месяцев в течение одного календарного года, при условии оплаты задолженности по процентам за данный период. В случае если договор потребительского кредита заключен на срок менее одного календарного года, отсрочка уплаты платежей по основному долгу предоставляется не более чем на два месяца.
Ответственность за предоставление информации о сумме процентов, подлежащих уплате, согласно данной части закона, возлагается на кредитора.
По мнению авторов законодательной инициативы, введение банковских каникул не является фактором, дестимулирующим кредитную активность. «Доход банка при потребительском кредитовании — это проценты за пользование кредитом. Их банки при введении этой нормы будут получать своевременно и в полном объеме. А для заемщиков, попавших в тяжелое положение, появится установленная законом возможность вернуться в график платежей с минимальными финансовыми потерями без ущерба для кредитной организации», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
«Банки утверждают, что реализуют различные программы реструктуризации кредитов, предусматривающие в том числе отсрочку платежей. Однако только в 2016 году в Банк России поступило 110 тысяч жалоб на кредитные организации. Примерно четверть обращений касаются исполнения обязательств по кредитным договорам: реструктуризации, внесения изменений, продления сроков кредита. С учетом сравнительно низкого уровня юридической подготовки граждан и намерений доказывать свою правоту в судах это количество следует рассматривать как значительное. Также следует учитывать состояние рынка потребительского кредитования. По сведениям Объединенного кредитного бюро (ОКБ), изучившего данные 45 миллионов человек с открытыми кредитами, в 2016 году 53% заемщиков брали новые кредиты для частичного или полного погашения старых долгов. В 2012 году таких заемщиков было 37%. Отмечается тенденция, что средний ежемесячный платеж по ранее открытым кредитам у заемщиков, решившихся на рефинансирование, выше, чем у тех, кто брал новый кредит на прямое потребление. Кроме этого, по состоянию на 1 января 2017 года в работе у Федеральной службы судебных приставов находилось 2,9 миллиона производств на сумму 1,358 триллиона рублей. Такое положение в системе потребительского кредитования говорит о возможности наступления критической ситуации в перспективе», — рассуждают парламентарии.
«Законопроектом предлагаются достаточно мягкие меры, не приводящие к финансовым потерям кредитных организаций и позволяющие в определенной степени содействовать нормализации положения на рынке потребительского кредитования», — заключают они.
Объем проникновения финтех-платежей и переводов в России превысит 96%
Таковы результаты исследования компании EY «Аналитическое исследование мирового и российского рынка инновационных финансовых сервисов, продуктов и технологий», презентация которого пошла в коворкинг-центре Агентства стратегических инициатив.
Основными традиционными направлениями оказания финансовых услуг, в которых появляются инновационные продукты и сервисы и которые будут драйвить отрасль в ближайшей перспективе, будут финтех-платежи и переводы, финансирование, страхование и управление капиталом.
По результатам исследования объем финтех-платежей и переводов вырастет в России с 86,9 млрд долларов до 14 875 млрд, а процент проникновения вырастит с 1,2% до 96,3%. Ключевыми инициативами, направленными на развитие финтех-макроэкосистемы и финтех-сегментов в России, которые имеют высокий уровень приоритетности, являются удаленная идентификация, открытые API, технологии распределенных ресурсов, развитие розничного платежного пространства и аналитика Big Data.
Во второй блок вошли: искусственный интеллект, токенизация, интернет вещей и облачные вычисления.
АРБ: России нужен отдельный закон о защите прав потребителей финуслуг
Ассоциация российских банков направила в ЦБ свои предложения, касающиеся разработки и принятия закона о защите прав потребителей финансовых услуг.
«В связи с невысоким текущим уровнем доверия населения к банковской системе считаем принципиально важными не только осуществление отдельных мер и действий, направленных на повышение уровня доверия в некоторых «горячих» сферах (например, обсуждаемое создание единого реестра вкладчиков), и построение Банком России системы поведенческого надзора, но и совершенствование законодательства и регулирования через принятие отдельного закона о защите прав потребителей финансовых услуг», — говорится в письме президента АРБ Гарегина Тосуняна председателю Банка России Эльвире Набиуллиной.
По мнению АРБ, своевременные разработка и принятие такого закона позволят потребителям финансовых услуг получить надлежащую защиту их прав и интересов (в том числе с учетом происходящих в связи с развитием цифровых технологий трансформаций самого финансового рынка, его участников и финансовых услуг в целом), профессиональным участникам рынка — совершенствовать существующие услуги и условия их предоставления, а также развивать новые услуги в условиях правовой определенности, а регулятору и надзорному органу — обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг, в том числе с использованием новых форм надзора.
«Регулятором и надзорным органом в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг должен быть Банк России, профессиональная экспертиза, знание и опыт которого поможет всем участникам в безопасном и сбалансированном развитии рынка», — считают в АРБ.
Банкиры и сотовые операторы обсудят, как бороться с мошенниками
Операторы связи и банки в четверг, 6 июня, в Ассоциации российских банков (АРБ) обсудят, как обмениваться информацией, которая может предотвратить кражу денег со счетов в банках, говорится на сайте АРБ. Пока мошеннических операций с использованием поддельных сим-карт немного, однако Центробанк беспокоят темпы роста: в 2016 г. они составили 30%, рассказывал замначальника Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев.
Обмен данными поможет бороться с такой мошеннической схемой: злоумышленник перевыпускает сим-карту у оператора связи (например, по поддельным документам или по сговору с сотрудником) и получает доступ к информации, которую банк высылает на номер своего клиента. А сим-карта настоящего клиента банка блокируется. «Завладев доступом только к сим-карте, похитить деньги невозможно, – объясняет сотрудник одного из операторов связи. – Нужно получить еще, например, номер банковской карты или логин и пароль от мобильного банка. Это трудоемкая работа, но такие вещи, как правило, делаются под заказ, крадутся в основном большие суммы». Перевыпустить сим-карту можно, например, по доверенности, которую несложно подделать, у сотрудника оператора нет возможности проверить ее подлинность. Отказаться принять доверенность, если нет явных нарушений, нельзя: Гражданский кодекс не позволяет.
На эту схему приходится не так много случаев мошенничества, знает сотрудник сотового оператора, но с ней нужно бороться, мешает лишь пробел в законодательстве. Банки хотят получать информацию о «технологическом статусе» оборудования абонента: о фактах замены клиентом сим-карты, приостановлении оказания ему услуг связи, переоформлении номера или прекращении договора, следует из пояснительной записки к одному из двух законопроектов, которые будут обсуждаться на совещании. Сейчас эти сведения имеют неопределенный правовой статус, говорится там: они не являются персональными данными, но могут быть отнесены (в том числе при проверках операторов) к «сведениям об абоненте». Закон о связи требует согласия абонента на передачу этих сведений третьим лицам.
Операторы могут также предоставлять данные о заражениях телефона вирусами, которые умеют, например, перехватывать sms с паролями и данные, которые вводит клиент, заходя в мобильный банк, говорит сотрудник оператора. Наверняка определить, заражено ли устройство, невозможно, признает он, но есть косвенные признаки, по которым можно судить об этом.
«Мы предлагаем банкам и операторам обсудить проблемы, существующие на пути успешного противостояния противоправным списаниям средств в мобильном банкинге. Рынок уже созрел для выработки консолидированной позиции», – говорит исполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев.
Предлагается два способа борьбы с мошенниками: заключение прямых договоров между банками и операторами либо создание единой информационной системы. Сотовые операторы будут регулярно предоставлять в нее данные об абонентах, а банки при переводе денежных средств – осуществлять аутентификацию абонентов, предполагает один из двух законопроектов, которые будут обсуждаться в АРБ. Тарифы согласно этому проекту будет устанавливать правительство.
Вторая модель – конкурентная: в ней законопроект дает операторам право предоставлять банкам на основании соглашения информацию о техническом статусе мобильного устройства (замене сим-карты, приостановлении оказания услуг связи, прекращении абонентского договора) без согласия абонента. Получить согласие каждого абонента на передачу данных не представляется возможным, говорится в пояснительной записке к документу.
«Мы – за прямые договоры с банками, с технической точки зрения с нашей стороны все готово», – сказал представитель МТС.
По его словам, создание централизованной системы существенно дольше и затратнее, а оператору системы надо будет еще обеспечивать защиту информации: подразумевается, что из системы можно будет получить сведения о соответствии абонентского номера и фамилии, имени, отчества абонента. Против централизованной модели и «Вымпелком»: прямой обмен информацией между операторами связи и банками компания считает наиболее эффективным и безопасным, сказал его представитель.
Сбербанк планирует участвовать во встрече в четверг. Его представитель говорит, что банк и сейчас сотрудничает с операторами сотовой связи, но детали не раскрыл. Остальные вопросы, по мнению представителя Сбербанка, имеет смысл обсуждать только по итогам заседания. По опыту ВТБ мошенничество с сим-картами используется довольно редко, сказал представитель госбанка, а создание централизованной базы данных сотовых операторов снизит риски.
Банки и сегодня используют информацию от операторов связи о смене сим-карт, как правило, договоры заключаются с операторами через провайдеров, этого вполне достаточно для эффективной работы, указывает начальник отдела развития платежных сервисов Бинбанка Олег Козлов. По его словам, хищение денег с использованием сим-карт занимает очень незначительную долю по сравнению с другими способами, а сим-карта – всего лишь один из многих параметров, которые банки используют при отслеживании подозрительных операций. По его мнению, в течение ближайших лет значение этого параметра будет снижаться, поскольку системам противодействия мошенникам хватает интеллекта справляться и без информации о сим-картах.
Банк России считает целесообразным создание сервиса информирования о замене сим-карт, сказал его представитель, подчеркнув, что необходимо обеспечить его равнодоступность вне зависимости от масштабов банка. Представитель Минсвязи в среду вечером не ответил на запрос.
Финансы будущего: как поправки в Гражданский кодекс изменят банки
РБК выделил четыре ключевых поправки в Гражданский кодекс, которые сильнее всего повлияют на финансовый сектор. Банки смогут чаще требовать досрочного погашения кредитов, а страховые компании смогут кредитовать
Комитет Государственной думы по конституционному законодательству и госстроительству 4 июля рекомендовал принять во втором чтении законопроект с блоком поправок в Гражданский кодекс РФ (ГК) по финансовым сделкам. Документ размещен на официальном сайте Госдумы. В дополнение к ранее описанным поправкам, которые защитят граждан от «ростовщических» процентов, РБК выделил еще четыре ключевых изменения, ожидающих финансовый рынок.
1. Новый вид займа
В действующей в настоящее время 807-й статье Гражданского кодекса кредитор, если это не банк, не может пообещать занять какую-либо сумму и выдать ее в оговоренные договором сроки. Он может только выдать заем сразу. Причем договор считается заключенным в момент предоставления средств.
В проектной редакции допускается два вида займа — реальный (выдается сразу) и консенсуальный. Второй вид займа может выдавать только юридическое лицо на условиях обещания передачи денег через определенный договором срок. Договор будет считаться заключенным с момента оформления соглашения, а не с момента передачи денег и будет иметь правовые последствия в случае неисполнения обязанности кредитором, отмечает член совета при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Лидия Михеева. По ее словам, такой договор создает возможность требовать передачи денег, а если передача не производится, заемщик сможет требовать возмещения убытков, вызванных неисполнением договора. «Начинать платить проценты по кредиту заемщик будет только тогда, когда непосредственно его получит», — добавляет она. При этом физические лица могут заключать только привычный или реальный договор займа, то есть они не могут пообещать занять, и такое их невыполненное обещание не может быть основанием для судебного иска, уточняет эксперт.
В настоящее время консенсуальные займы могут выдавать только банки, что ограничивает кредитование, поправки в ГК дадут возможность выдавать такие займы не только банкам, но и другим участникам финансового рынка — фондам, НПФ, страховым компаниям, считают эксперты. «На российском рынке сформировался класс институциональных инвесторов, у которых объем ресурсов потенциально до 6–7 трлн руб. Эти средства потенциально могут быть направлены на создание новых промышленных производств, поскольку там востребованы кредитные линии», — указывает вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.
Возможностей для других участников финансового рыка станет больше и не исключено, что другие компании, например инвестиционные, будут иметь возможность выдавать консенсуальный заем, добавляет Лидия Михеева. «Это полезно в том числе и для финансирования стартапов, так как инвестор не сразу дает определенную сумму, но обязуется это сделать при наступлении определенных обстоятельств позже», — добавляет она.
2. Досрочный возврат займа
В новой редакции ГК РФ предусмотрена дополнительная статья 8211 — «Требование кредитора о досрочном возврате кредита», дающая законодательно кредитору право потребовать досрочного возврата кредита в случаях, предусмотренных договором. До сих пор в явном виде в ГК такая норма отсутствовала. В связи с этим договоры, по которым банк имел право досрочно требовать возврата кредита при наступлении каких-то особых обстоятельств, были в серой зоне регулирования, говорит Лидия Михеева. «На фоне общего правила о том, что сумма выданного под проценты займа может быть возвращена досрочно с согласия кредитора (ст. 810 ГК РФ), суды по-разному относились к договорным условиям о праве банка потребовать вернуть деньги. Теперь такие договоры станут вне сомнений», — добавляет она.
Внесение таких поправок усилит позицию кредиторов — у них будет больше инструментов для более четкого структурирования сделки и снижения рисков на всех этапах жизни кредита, полагает руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук: «Прописывание ковенант (договорного обязательства совершить или воздержаться от определенных действий. — РБК) в договоре поможет не только в момент выдачи кредита компании, но и когда кредит обслуживается с точки зрения финансового положения заемщика, — отмечает он. — Такие изменения смогут оказать влияние на качество кредитных портфелей».
Эксперты отмечают, что новые нормы могут упростить жизнь не только кредиторов, но и заемщиков. Как поясняет управляющий директор НРА Павел Самиев, в настоящее время некоторые заемщики не могут иногда получить кредит на нужных условиях — законодательно невозможно прописать ковенанты, от которых зависит вероятность досрочного погашения кредита. То есть банк или другой кредитор зачастую готовы выдать кредит, если бы в договоре прописывалась гарантия от некоторых рисков и невыполнения определенных условий, а этого не происходит — сейчас невозможно эти ковенанты установить. Вступление новых норм может дать импульс для корпоративного кредитования, так как ограничение на прописывание различных условий и ковенант затормаживает этот процесс, добавляет Самиев.
3. Легализация комиссий по займам компаниям
Согласно новой трактовке ст. 819 п. 1 Гражданского кодекса банки получат возможность по кредитным договорам брать не только проценты, но и «предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита». Норма расширяется только для юридич