ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 31.10.2017

ОБЗОР СМИ

Снижение инфляционных ожиданий населения остается неустойчивым

В октябре инфляционные ожидания населения на год вперед и наблюдаемая за последние 12 месяцев инфляция остались вблизи исторических минимумов. При этом, по данным опроса «инФОМ», проведенного по заказу Банка России, продолжилось улучшение качественных оценок наблюдаемой и ожидаемой инфляции.

Различие в динамике качественных и количественных (прямая оценка) инфляционных ожиданий, вероятно, связано с особенностями восприятия роста цен. Люди пока не готовы поверить, что инфляция действительно замедлилась до столь низкого уровня (3,0% в сентябре), отмечается в комментарии Банка России к опросу «инФОМ».

В октябре респондентам вновь было предложено оценить рост цен на три группы товаров-маркеров (фрукты и овощи, чай и кофе, сахар) за прошедший год и ожидания роста этих цен в следующем году. Сравнение полученных ответов позволяет сделать вывод о том, что респонденты в целом воспринимают тенденции в изменении инфляции, однако восприятие ими уровня инфляции значительно расходится с официальной статистикой.

Текущая динамика инфляционных ожиданий указывает на сохраняющиеся проинфляционные риски. По мере закрепления инфляции вблизи 4% будут создаваться предпосылки для снижения инфляционных ожиданий населения.

Банк России

Об установлении уровней кредитных рейтингов в целях применения Положения Банка России от 30 декабря 2016 года № 575-П

Совет директоров Банка России принял решение:

1. Установить для банков-резидентов, в которых допускается открывать торговые банковские и (или) клиринговые банковские счета, следующие уровни кредитных рейтингов:

«А—(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО),

«ruA—» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

Решение принято в целях применения абзаца второго пункта 5.1 Положения Банка России от 30 декабря 2016 года № 575-П «О требованиях к управлению рисками, правилам организации системы управления рисками, клиринговому обеспечению, размещению имущества, формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, в которых центральный контрагент имеет право открывать торговые и клиринговые счета, и методике определения выделенного капитала центрального контрагента» (далее — Положение).

2. Установить для банков-резидентов, в которых допускается размещать на корреспондентских счетах временно свободные денежные средства в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца первого пункта 5.2 Положения):

«А—(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО),

«ruA—» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

3. Установить для банков-резидентов, в которых допускается размещать во вклады временно свободные денежные средства в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца второго пункта 5.2 Положения):

«А—(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО),

«ruA—» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

4. Установить для банков-резидентов, в которых допускается размещать во вклады коллективное клиринговое обеспечение в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца третьего пункта 5.3 Положения):

«А—(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО),

«ruA—» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

5. Установить для банков-резидентов, чьи банковские гарантии допускается принимать в качестве индивидуального клирингового обеспечения, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца четвертого приложения к Положению):

«А—(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО),

«ruA—» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

6. Установить для инструментов, эмитентом которых или контрагентом по которым является резидент, в которые допускается размещать временно свободные денежные средства в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах и которые допускается принимать в качестве индивидуального клирингового обеспечения, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца третьего пункта 5.2 и абзаца второго пункта 5.4 Положения):

«А—(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО),

«ruA—» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

7. Установить для банков-нерезидентов, в которых допускается размещать на открытых для исполнения обязательств счетах временно свободные денежные средства в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца первого пункта 5.2 Положения):

«BB—» по классификации иностранных кредитных рейтинговых агентств «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс» («S&P Global Ratings») или «Фитч Рэйтингс» («Fitch Ratings»),

«Ba3» по классификации иностранного кредитного рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» («Moody’s Investors Service»).

8. Установить для банков-нерезидентов, чьи банковские гарантии допускается принимать в качестве индивидуального клирингового обеспечения, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца четвертого приложения к Положению):

«BB—» по классификации иностранных кредитных рейтинговых агентств «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс» («S&P Global Ratings») или «Фитч Рэйтингс» («Fitch Ratings»),

«Ba3» по классификации иностранного кредитного рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» («Moody’s Investors Service»).

9. Установить для инструментов, эмитентом которых или контрагентом по которым является нерезидент, в которые допускается размещать временно свободные денежные средства в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах и которые допускается принимать в качестве индивидуального клирингового обеспечения, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца третьего пункта 5.2 и абзаца второго пункта 5.4 Положения):

«BB—» по классификации иностранных кредитных рейтинговых агентств «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс» («S&P Global Ratings») или «Фитч Рэйтингс» («Fitch Ratings»),

«Ba3» по классификации иностранного кредитного рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» («Moody’s Investors Service»).

10. Установить для банков-нерезидентов, в которых допускается размещать во вклады временно свободные денежные средства в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца второго пункта 5.2 Положения):

«BBB—» по классификации иностранных кредитных рейтинговых агентств «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс» («S&P Global Ratings») или «Фитч Рэйтингс» («Fitch Ratings»),

«Baa3» по классификации иностранного кредитного рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» («Moody’s Investors Service»).

11. Установить для банков-нерезидентов, в которых допускается размещать во вклады коллективное клиринговое обеспечение в рублях, и (или) иностранной валюте, и (или) драгоценных металлах, следующие уровни кредитных рейтингов (в целях применения абзаца третьего пункта 5.3 Положения):

«BBB—» по классификации иностранных кредитных рейтинговых агентств «Эс-энд-Пи Глобал Рейтингс» («S&P Global Ratings») или «Фитч Рэйтингс» («Fitch Ratings»),

«Baa3» по классификации иностранного кредитного рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» («Moody’s Investors Service»).

12. Применять настоящее решение со дня его официального опубликования.

Банк России

Личный вклад: как власти поддержат частные инвестиции в технологичные стартапы в России

Минэкономразвития, Минфин и Центробанк с участием рабочей группы по созданию международного финансового центра передали в правительство рекомендации по разработке механизмов стимулирования краудсектора, в том числе на законодательном уровне, и привлечению частных инвестиций в высокотехнологичные стартапы. В ближайшее время на основании этих рекомендаций будет разработана дорожная карта. По оценке аналитиков площадки VentureClub.co, если будут созданы условия для бурного роста отечественного рынка краудлендинга и краудинвестига, то в перспективе 5-7 лет он может вырасти до $500 млн с $20 млн по итогам 2016 года.

В июне 2017 года МЭР, Минфин и ЦБ получили от правительства поручение проработать на основе международного опыта альтернативные механизмы финансирования и инструменты инвестирования в инновационные компании. Рабочая группа, сформированная из специалистов ведомств и представителей рынка, в срок, к 16 октября 2017 года, представила предложения по развитию краудсектора (краудфандинга, краудинвестинга, краудлендинга), в том числе на уровне изменений в законодательство. Об этом сообщили в МЭР и ФРИИ, который также входит в состав рабочей группы.

Генеральный директор краудинвестинговой площадки VentureClub.co Елена Привалова говорит, что краудсектор в России и так достаточно быстро растет, так как только начинает формироваться, однако если его законодательно поддержать, то рост может быть взрывным. По ее оценке, российский рынок частного инвестирования по модели краудинвестинга и краудлендинга в 2016 году был немногим более $20 млн, по итогам 2017 года вырастет до $27-30 млн. «Российский рынок краудсорсинга и краудинвестинга в перспективе пяти-семи лет может приблизится к $500 млн, что уже вполне соответствует объемам зрелых рынков», — считает Елена Привалова. Оценка основана на текущих показателях роста рынка, а также опыте развития сектора частных инвестиций на рынках Великобритании, Канады, Мексики и других. При стимулировании, в том числе и на регулятивном уровне, эти рынки показывали резки рост в 45—120%, однако эксперт оговаривается, что реальная ситуация во многом зависит от политики государства, уровня благосостояния граждан, от открытости рынка. Таким образом $500 млн долл — это потенциальная емкость рынка частных инвестиций в России, которая учитывает не только темпы роста, но и инвестиционную активность населения.

По данным рейтингового агентства «Эксперт», общий объем кредитования малого и среднего бизнеса в России в 2016 году составлял меньше $90 млрд, а потребность в инвестициях была в 2,2 раза выше. При этом, для многих молодых проектов целевое инвестирование практически недоступно. Одна из ключевых задач, которую пытается решить российское государство, включаясь в регулирование краудсектора, – привлечение частных инвестиций для финансирования технологичных проектов.

Сейчас на отечественном рынке венчурного финансирования тотально доминируют государственные фонды. Доля бизнес-ангелов в общем объеме венчурных инвестиций в российские проекты составляет всего около 20%, в то время как на развитых рынках частные инвестиции – это до 80%. Одна из причин такого перекоса кроется в активности местных жителей. Если, например, в США и Великобритании среднестатистический инвестор — это представитель среднего класса (учитель, врач, юрист и т. д.), то в России средний класс очень тонок, поэтому основные «народные кредиторы» — успешные предприниматели. Если законодательно защитит их интересы и снизит риски, зафиксирует налоговые льготы и т. д., то это вполне может стимулировать их активность.

Подводные камни 

Краудсектор включает в себя несколько разновидностей финансирования. Краудинвестинг или акционерный краудфандинг используется для привлечения капитала в стартапы и предприятия малого бизнеса от широкого круга микроинвесторов. Краудлендинг позволяет одним физлицам кредитовать другие физлица (P2P-кредитование) или компании (P2В-кредитование) через специальные интернет-площадки. По словам Елены Приваловой, жесткое или сложное регулирование краудинвестинга может привести к гибели инструмента. Она настаивает: краудинвестинг решает задачу привлечения не вовлеченных в экономику свободных денежных средств.

Из-за дефицита средств отечественные компании вынуждены либо отказываться от идеи, либо искать суррогатные формы привлечения инвестиций, например, в виде потребительских кредитов, частных микрозаймов, продажи «контроля» в компании стихийному инвестору.

В России, согласно отчету Russian Angel Monitor 2016, в публичном поле присутствуют всего несколько десятков серийных бизнес-ангелов, то есть инвесторов, которые выписали два и более чека стартапам. Однако, это только верхушка айсберга. Часто новые проекты финансируются напрямую, через выкуп инвестором доли в компании, или вводятся в качестве подразделений в холдинговые структуры. Однако и в таком случае это сильно меньше того, на что могли бы рассчитывать отечественные технологические предприниматели. По оценке Forbes, в России в 2017 году проживает более ста тысяч долларовых миллионеров и 96 миллиардеров. По этому показателю мы, даже несмотря на кризис, занимаем одно из лидирующих мест в мире. Исследовательская компания Knight Frank Research подсчитала, что по итогам 2016 года в России было 132 000 долларовых миллионеров, это на 10% больше, чем годом ранее.

Многие отечественные бизнесмены вполне могли бы инвестировать средства в динамично развивающиеся технологичные компании. Однако механизм привлечения частных инвестиций в стране пока стихийный и осложнен различными законодательными ограничениями из разных сфер. Так, венчурные капиталисты часто сталкиваются со сложностями в оформлении прав на активы, приобретенные через краудплощадки. Это связано с тем, что регулирование не позволяет простым способом в рамках российского законодательства оформлять сделки, заключенные через такие площадки, а отдельного понятного законодательного поля под краудсектор не существует.

Опытные дали 

Какого-то универсального рецепта для краудсектора в мире нет, нет универсального международного опыта, который можно было бы просто скопировать и перенести на отечественную почву. Например, по данным Cambridge Centrefor Alternative Finance (CCAF), в 2016 году объем рынка краудинвестинга в США не только не вырос, но даже снизился с $590,9 млн (по итогам 2015 года) до $549,1 млн из-за жестких ограничений со стороны государства. Так, североамериканский краудинвестинг до 2015 года был ограничен JOBS-актом (Jumpstart Our Business Startups), позволяющим вкладывать в малый бизнес только сертифицированным инвесторам с подтвержденным годовым доходом.

Однако, в США очень высока финансовая культура, и это позволило обойти ограничения. В Штатах, как видно из отчета CCAF, «выстрелил» краудлендинг, его объем достиг в 2016 году $32,3 млрд. При том, что общий объем краудсектора США по итогам года был $34,5 млрд, он за год вырос на 22%.

Великобритания, которую можно смело назвать столицей p2p/p2b-финансов, предельно либерализовала законодательство, предоставив частным инвесторам налоговые льготы. Как результат, объемы краудинвестинга в Соединенном Королевстве превысили объем посевных (первый этап венчурного финансирования, предполагает приобретение инвестором части нового бизнеса) и «ангельских» (помимо денежных средств предлагается помощь в организации, управлении и правильном распределении этих средств) инвестиций.

Бизнес-ангелы и фонды сами стали использовать краудинвестинговые платформы. Однако этот опыт сложно скопировать в России, так как основным непрофессиональными инвесторами в Великобритании выступают врачи, юристы, мелкие предприниматели, то есть интеллигенция, которая вполне обеспечена, чтобы вкладывать свободные средства в быстро развивающиеся проекты. У нас этого класса инвесторов практически не существует, у отечественного среднего класса не хватает не только средств для инвестирования, но и финансовой культуры. «К сожалению, финансовая грамотность россиян невысока, и это один из самых серьезных факторов, сдерживающих развитие краудсектора», — считает Илья Соколов, аналитик Проектно-учебной лаборатории «Управление инновационными системами» НИУ ВШЭ.

Магистр в области права и финансов (Оксфорд) и председатель экспертного совета «Объединение бизнес-ангелов» (UBA Ltd.) Вадим Федчин отмечает, что российские краудинвестинговые платформы – это клубы для предпринимателей с успешным бизнесом. Средний чек участников у отечественного бизнес-ангела – около $50 000, минимальный – приблизительно $10 000. В Великобритании средний чек на краудинвестинговых площадках составляет около $1000-2000, при этом в каждом из размещенных проектов участвуют 250-300 инвесторов. Поэтому неудивительно, что на одной из самых крупных отечественных площадок Starttrack, созданной при участии ФРИИ, зарегистрировано чуть более двух тысяч «ангелов», а на британской Crowdcube — более 420 000.

Профессиональные тонкости 

Инструменты p2p/p2b-инвестиций не стоит противопоставлять традиционным финансовым механизмам, так как частное инвестирование, скорее, дополняет банковские и биржевые способы привлечения средств. По словам исполнительного директора по рынку инноваций и инвестиций «Московской биржи» Геннадия Марголита, краудлендинг и краудинвестинг можно бояться или использовать в своих интересах. «Мне больше нравится второе. Для биржи важный приоритет – появление новых быстрорастущих публичных компаний. Именно поэтому при крупных биржах существуют такие альтернативные рынки, как поставщики новых компаний. Альтернативный рынок может использовать любые принципы функционирования, в том числе и краудинвестинга. Есть свежие примеры, в частности, в Скандинавии, где компании, привлекающие финансирование через краудинвестинговые платформы, в короткие сроки проходят листинг на бирже. Поэтому кооперация с краудинвестинговыми платформами представляется вполне разумной стратегией. И у нас есть планы использовать данный инструмент для пре-IPO-финансирования», — говорит он.

Опыт цивилизованных рынков копировать сложно или даже невозможно, так как все они отличаются друг от друга. Так, по мнению Ильи Соколова из НИУ ВШЭ, российский краудсектор напоминает германский: отсутствие четкого законодательства, высокая степень проникновения государства в экономику, централизованная венчурная экосистема и подозрительность граждан в отношении новых финансовых инструментов. В то же время, несмотря на уникальность, все цивилизованные рынки объединяет то, что на них требуется аккредитация инвестиционных платформ у регулятора, сумма инвестиций и объем привлекаемых средств законодательно ограничены и нет необходимости регистрировать проспект эмиссии ценных бумаг.

По словам Людмилы Харитоновой, управляющего партнера юридической компании «Зарцын, Янковский и партнеры», работающей с технологичными компаниями и венчурными капиталистами, хотя отечественный краудсектор развивается в рамках закона, адаптируя под свои нужды нормы гражданского кодекса, часто возникают вопросы, которые могут быть решены путем принятия нормативного акта, появлением разъяснений налоговых органов или в рамках судебной практики. К таким вопросам юрист относит вопросы статуса платформ, необходимости их лицензирования, а также моменты, связанные с налогообложением операций, осуществляемых в краудсекторе.

На что рассчитывает отечественный краудсектор

Прежде всего, что для краудсектора будут введены исключения из текущего регулирования, которые примут во внимание его специфику, например, объем размещения новых акций и использование интернета для привлечения инвесторов. Кроме того, рабочая группа по созданию международного финансового центра вкупе с МЭР, Минфин и ЦБ поставила вопрос о необходимости создания саморегулируемой организации краудфандинга, которая бы помогла регулятору в дальнейшем формировании законодательства для краудсектора. Эта организация могла бы заняться детальным изучением и адаптацией международного опыта к российским реалиям.

Например, ФРИИ, который участвовал в рабочей группе, внес предложения по конвертируемому займу. По словам директора по правовым инициативам ФРИИ Искандера Нурбекова, в июне 2017 года, с подачи Фонда, в Госдуму был внесен законопроект, закрепляющий в правовом поле механизм корпоративного займа, который позволял бы инвесторам превращать займы, предоставленные компании, в акции или доли по заранее определенным формулам в любой момент, если бизнес растет или привлекает следующий раунд инвестиций. «Конвертируемый заем — одна из самых распространенных форм инвестиционных сделок за рубежом», — утверждает Искандер Нурбеков.

Кроме того, эксперты ФРИИ в рамках рабочей группы внесли предложения по упрощению эмиссий акций, доступу площадок к госданным и возможности обмениваться информацией с бюро кредитных историй. Создание профильной саморегулируемой организации, позволит объединить и систематизировать деятельность всех участников рынка. «Тот факт, что МЭР, а с ними ЦБ, Минфин и Госдума, каждый институт в рамках своих проектов, приняли решение прислушиваться в работе над законодательными инициативами к мнению рынка и, возможно, ввести более мягкое регулирование для сегмента краудсделок, вселяет надежду в светлое будущее всего краудсектора. Работа в «песочнице» позволит выявить юридические инструменты, какими сегодня пользуются крауд-платформы, и придать им законный статус», — заключает Елена Привалова из VentureClub.co.

Forbes Russia

В Госдуме в декабре пройдет первая всемирная встреча майнеров

Первая всемирная встреча майнеров пройдет в Госдуме 25 декабря, участие в ней подтвердили уже 16 стран, заявил в понедельник депутат от ЛДПР, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

«Я сразу делаю анонс, 25 декабря в этом зале пройдет всемирный первый такой слет майнеров, подтвердили 16 стран участие свое… Это будет интересный разговор профессионалов», — сказал Чернышов в понедельник в ходе круглого стола «Международная политика — Россия-2030», который проходит в стенах нижней палаты парламента.

Депутат уточнил, что свое участие уже подтвердили США, Белоруссия, Украина, Сингапур и другие страны.

Майнинг — добыча криптовалюты.

РИА Новости

Обновленная ЕСИА поможет россиянам переводить деньги без платежных систем

Минкомсвязи внедрит в ЕСИА биометрическую идентификацию и облачную электронную подпись. Это обеспечит возможность удаленной идентификации для клиентов банков и в будущем позволит гражданам осуществлять переводы другу другу без участия платежных систем.

В ЕСИА появится биометрия

Заместитель министра связи Алексей Козырев рассказал о планах по расширению возможностей Единой системы идентификации (ЕСИА). Презентация состоялась на организованной Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) конференции Sharing Economy.

С начала 2018 г. в ЕСИА будет внедрена поддержка биометрии. На первых порах будет поддерживаться распознание голоса и лица. В будущем будет обеспечена идентификация по отпечаткам пальцев и радужной оболочке глаз. Соответствующие разработки уже ведет министерство внутренних дел (МВД).

В настоящее время ЕСИА используется для работы граждан с сервисами электронного правительства. Идентификация в ЕСИА осуществляется по паре логин-пароль либо с помощью квалифицированной электронной подписи (электронного ключа, выданного аккредитованным удостоверяющим центром).

В отличие от пароля, биометрические данные неотчуждаемы от человека, то есть их нельзя похитить. Поэтому они более безопасны, говорит Алексей Козырев. Это открывает путь к использованию ЕСИА для более сложных операций, например, финансовые организации.

Коммерческие организации получат доступ к персональным данным россиян

Параллельно с введением биометрии доступ к ЕСИА будет открыт и для коммерческих организаций. В первую очередь в 2018 г. такой доступ получат финансовые организации, как наиболее готовые к электронному взаимодействию. Минкомсвязи готово к работе с коммерческими организациями и из других секторов.

С помощью ЕСИА и биометрии граждане смогут давать доступ к своим персональным данным сторонним организациям. Речь идет не только о профиле гражданина на Портале госуслуг, но и его данных из других государственных систем — о пенсионных накоплениях, налоговых платежах и др. Это позволит организациям получать данные о гражданах для предоставления им кредитов, совершения сделок с недвижимостью и т.д.

Со своей стороны, граждане через специальный веб-интерфейс ЕСИА смогут регулировать использование своих персональных данных: давать и отзывать свое согласие на их обработку коммерческими организациями, получать уведомления о фактах обработки персональных данных и т.д.

Облачная электронная подпись пойдет «в народ»

Кроме того, Минкомсвязи намерено организовать через ЕСИА возможность электронного подписания транзакций. Это станет облачным аналогом электронной подписи и позволит гражданам дистанционно совершать юридически значимые действия.

Сейчас для этого необходима квалифицированная электронная подпись. Но сложности в ее получении, в том числе необходимость раз в год обновлять подпись, делают этот инструмент непопулярным среди граждан.

Козырев надеется, что облачная подпись решит данную проблему. Сейчас у двух неназванных российских компаний есть соответствующие разработки. Одна из них проходит получение разрешений от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), после чего данное решение можно будет интегрировать в ЕСИА.

Схема будущей ЕСИА (автор Алексей Козырев)

Благодаря новым возможностям получат возможность удаленной идентификации в банках. «Сейчас «Тинькофф банк» для открытия счета отправляет своих сотрудников домой к пользователям, но в 2018 г. открывать счета можно будет дистанционно с помощью биометрической идентифицикации», — говорит Козырев.

Денежные переводы без платежных систем

Самая же амбициозная задача, которую озвучил Козырев — это создание нового адресного пространства. С помощью уникального идентификатора можно будет сделать денежный перевод или отправить заказное письмо гражданину вне зависимости от того, где он находится.

Сейчас Центробанк и ассоциация «Финтех» работают над тем, чтобы граждане смогли использовать ЕСИА для финансовых операций друг с другом. Перевод пользователю можно будет делать по любому из его уникальных идентификаторов: номер паспорта, ИНН, СНИЛС, номер телефона и т.д. Для осуществления переводов необходима специальная платформ для взаимодействия между банками. А вот необходимости использовать платежные системы для осуществления такого рода переводов не будет, отмечает Алексей Козырев.

cnews

Иран назвал сроки интеграции своей платежной системы с российским банком

Первый этап интеграции банковской платежной системы Ирана Shetab и российского банка со стопроцентным иранским капиталом — Мир Бизнес Банка — будет реализован в ближайшие три месяца. Об этом со ссылкой на заявление генерального директора иранской корпорации информационных технологий Informatics Services Corporation of Iran (ведущего разработчика банковских и платежных решений, связанных с Центральным банком Ирана) Сейеда Абу Талиба Наджафи сообщает газета Financial Tribune, чьи данные приводит РБК.

«Было достигнуто соглашение о том, что на первом этапе интеграции платежной системы и банка граждане Ирана, у которых есть карта национальной платежной системы Shetab, и русские, которые владеют картами Мир Бизнес Банка, могут использовать банкоматы обеих стран», — пояснил Наджафи.

Следующим этапом соглашения между иранским Центробанком и российской кредитной организацией, по его данным, станет «интеграция платежной системы Ирана с международными сетями». Это, как заметил собеседник издания, «требует инфраструктуры, которая могла бы соответствовать международным стандартам». Ее Иран, как пояснил Наджафи, создаст в сотрудничестве с российской компанией «БПЦ Банковские технологии». О подробностях этого договора генеральный директор Informatics Services Corporation of Iran не рассказал, однако уточнил, что после создания подобной «инфраструктуры» Иран, по его мнению, будет готов к новым соглашениям своего ЦБ с представителями международных платежных систем и банков других стран.

В общей сложности процесс интеграции платежной системы и банка, по его данным, займет «не менее 10—12 месяцев».

Впервые об интеграции платежной системы Ирана и банка из России стало известно в мае. Тогда во время встречи, проведенной в рамках Пятой конференции ирано-российских банковских групп, между двумя странами был подписан меморандум о взаимопонимании по «взаимному развитию банковских связей». Сопряжения банковских карт Shetab и Мир Бизнес Банка стороны надеялись достичь к 22 августа.

РБК

Борис Титов предложил ЦБ считать криптовалюту обычной валютой

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил Центробанку регулировать криптовалюты как иностранные валюты, обменивать на них рубли, использовать при экспорте и импорте. Еще Титов описал, как тестировать эти технологические новинки. Проект со своими предложениями Титов направил регулятору («Ведомости» ознакомились с копией), представитель омбудсмена подтвердил, что проект передан ЦБ. Регулятор изучит документ при получении, сообщил представитель ЦБ, пояснив, что из канцелярии он может идти несколько дней.

Пока что чиновники не пришли к единому мнению, как именно нужно регулировать криптовалюты, но вскоре им предстоит определиться. В октябре президент России Владимир Путин поручил ЦБ и правительству взять под контроль выпуск и обращение криптовалют в России. До 1 июля 2018 г. им предстоит описать в законодательстве статус криптовалют, понятия технологии распределенных реестров (блокчейна), а также ток

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}