ОБЗОР СМИ
Банк России начал работу с клиентами по переходу на новые платежные сервисы
Банк России в целях обеспечения запуска с 2 июля 2018 года новых платежных сервисов проводит мероприятия по централизации обработки информации в платежной системе Банка России. В результате централизации будет расширен регламент функционирования платежной системы Банка России – с 01:00 до 21:00 мск.
Централизация пройдет поэтапно в период с 12 по 26 марта текущего года.
С 2 июля 2018 года планируется предоставлять платежные сервисы, предусмотренные Положением Банка России № 595-П.
Ряд новых сервисов будет предоставляться по желанию клиентов.
Банк России размещает Альбом унифицированных форматов электронных банковских сообщений, который будет использоваться клиентами Банка России для обмена электронными сообщениями с Банком России со 2 июля 2018 года — с даты вступления в силу Положения Банка России от 06.07.2017 № 595-П «О платежной системе Банка России»
Регулятор повысит защиту персональных данных при помощи цифровой идентификации
Использование сквозного идентификатора клиента позволит повысить доступность финансовых услуг за счет механизма идентификации, а также обеспечить более высокий уровень защиты персональных данных в цифровом пространстве. Об этом говорится в материалах ЦБ, посвященных основным направлениям деятельности регулятора в сфере финансовых технологий на период 2018—2020 годов.
ЦБ планирует разработать предложения по созданию и использованию сквозного идентификатора клиента в IV квартале 2018 года.
«У нас с вами есть огромное количество «уникальных идентификаторов». Есть СНИЛС, есть номер свидетельства о рождении, есть номер пенсионного удостоверения. Мы оцифрованы по полной в разных системах и разных документах. При этом найти всю информацию о себе достаточно сложно. Мы хотим, не обременяя потребителя, связать эти идентификаторы между собой. Это будет технологическая связка», — объяснила журналистам первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
Она отметила, что это будет не новый идентификатор, а будет технологическая связка между существующими идентификаторами.
Такой идентификатор может использоваться для различных источников данных, хранящихся в месте создания, что повышает скорость поиска необходимой информации.
Переход к использованию сквозного идентификатора предполагает анализ, выбор, создание соответствующего идентификатора, подготовку предложений по его использованию в государственных информационных системах, разработку технологии обмена данными между разными источниками данных и сервисами, а также создание системы сквозной идентификации клиента.
ЦБ проинформировал о сроках внедрения «Базеля III»
Полный набор регулятивных требований к банкам, включенных в «Базель III», должен вступить в силу с 2022 года. Как следует из сообщения ЦБ РФ, такой план предусмотрен документами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН).
БКБН 7 декабря 2017 года опубликовал документы, посвященные завершению работы над посткризисными реформами, входящими в пакет стандартов «Базеля III» (Basel III: Finalising post-crisis reforms).
«Базель III» является ключевым элементом политики БКБН после мирового финансового кризиса 2008—2009 годов и направлен на повышение устойчивости банковских систем в странах «Группы 20», напоминают в российском Центробанке. В этой связи Банк России продолжает разработку и внедрение в российское банковское регулирование нормативных актов, основанных на стандартах БКБН, в том числе входящих в «Базель III».
В рамках завершения разработки стандартов «Базеля III» БКБН принял следующие решения в отношении отдельных его элементов:
— завершение пересмотра стандартизированных подходов к оценке кредитного и операционного рисков в целях повышения их чувствительности к риску, а также сопоставимости нормативов достаточности капитала различных банков;
— ограничение использования подходов к оценке рисков на основе внутренних моделей в целях достаточности капитала, в том числе сокращение перечня подходов, которые могут применяться для расчета кредитного риска по отдельным классам активов (в отношении кредитных требований к корпоративным заемщикам, а также к финансовым организациям исключается возможность использования «продвинутого» подхода на основе внутренних рейтингов (ПВР), в отношении долей участия в капитале полностью исключается возможность использования ПВР);
— введение постоянно действующего порога на отношение рассчитанной с использованием продвинутых подходов к оценке риска совокупной величины активов, взвешенных по риску, к аналогичному показателю, рассчитанному с использованием стандартизированных подходов (output floor);
— совершенствование действующих подходов к расчету показателя финансового рычага, в том числе введение надбавки (буфера) к нормативу финансового рычага в отношении системно значимых в глобальном плане банков.
«Итоговый набор регуляторных требований к банкам, включающий в себя все изменения «Базеля III», а также пересмотренные подходы к оценке рыночного риска, внедрение которых изначально планировалось на 2019 год, планируется к вступлению в силу с 2022 года. Банк России планирует внедрить соответствующие изменения в банковское регулирование Российской Федерации, в том числе в части регулирования рыночного риска, в сроки, предусмотренные БКБН, — сообщается в релизе ЦБ. — В отношении порога на отношение рассчитанного с использованием ПВР размера активов, взвешенных по риску, к аналогичному показателю, рассчитанному с использованием стандартизированных подходов, БКБН опубликовал план-график поэтапного увеличения фактического значения порога до уровня минимально допустимого числового значения в размере 72,5% начиная с 1 января 2027 года».
Полный текст материалов БКБН на английском языке доступен на официальном сайте Банка международных расчетов.
ЦБ планирует запустить платформу мгновенных платежей в 2019 году
Центробанк РФ разработает дизайн и проведет тестирование платформы быстрых платежей во II квартале 2018 года и запустит платформу ориентировочно в 2019 году. Об этом сообщила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на встрече с журналистами, посвященной основным направлениям деятельности Банка России в сфере финансовых технологий на 2018—2020 годы.
«Внедрение платформы быстрых платежей предполагает создание платежной инфраструктуры для финансового рынка с целью проведения онлайн-переводов в режиме реального времени (365/24/7) через различные каналы, с прозрачными тарифами и правилами, использованием номера мобильного телефона и иных идентификаторов, а также QR-кода», — рассказала она.
По словам Скоробогатовой, планируются разработка дизайна и проведение пилотирования платформы быстрых платежей, разработка «дорожной карты» по правовому и технологическому обеспечению реализации проекта и запуск платформы на финансовом рынке.
Создание платформы быстрых платежей направлено на развитие рынка платежных услуг, снятие межбанковских барьеров при переводах между физическими лицами, предоставление инновационных и удобных сервисов для потребителей финансовых услуг, повышение привлекательности безналичных расчетов и снижение стоимости переводов для конечного потребителя.
Скоробогатова: RegTech поможет участникам рынка эффективнее выполнять требования ЦБ
Регулятор оказывает поддержку всем кредитным организациям, которые, стремясь выполнить его требования, применяют новые технологии. Об этом в ходе брифинга сообщила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
«RegTech — это новый термин, который возник в эпоху развития финтеха. Он предполагает использование новых технологий участниками финрынка для максимально эффективного исполнения требований регулятора. Это означает, что мы приветствуем и будем оказывать всяческую поддержку как регулятор всем кредитным организациям, которые хотели бы применять новые технологии в своих организациях… Мы создали у себя рабочую группу по RegTech, которая будет давать рекомендации участникам рынка. И здесь мы будем определять те правила и те подходы, которые помогут им повысить свою собственную эффективность», — сказала Скоробогатова.
Она назвала примеры областей применения инструментов RegTech. Это идентификация клиентов, выявление подозрительной активности и предотвращение мошенничества, автоматизация процедур подготовки и сдачи отчетности, комплаенс-контроль.
«В рамках данного направления будет проведен анализ перспективных сфер применения RegTech, будет осуществляться подготовка обзоров, рекомендаций и требований по использованию соответствующих решений участниками финансового рынка, а также специализированными компаниями», — отметила она.
ЦБ: Россия будет одним из мировых лидеров в сфере искусственного интеллекта
Россия будет одним из мировых лидеров по внедрению роботизации и развитию технологий искусственного интеллекта, считает заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова.
«Россия, я считаю, будет одним из лидеров с точки зрения искусственного интеллекта и роботизации. Это даст огромные возможности снизить издержки кредитных организаций, что, безусловно, повлияет на снижение тарифов в том числе», — рассказала она на встрече с журналистами, посвященной основным направлениям деятельности ЦБ в сфере финансовых технологий на период 2018—2020 годов.
По ее словам, роботизация крайне важна для массивной обработки информации или при выполнении обычных стандартных операций. «Мир в этом плане более осторожен», — отметила Скоробогатова.
Банк России хочет полностью исключить бумажный документооборот к 2019 году
Центральный банк попытается полностью исключить бумажный документооборот, заменив его на электронный, к 2019 году. Об этом заявила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на встрече с журналистами, посвященной основным направлениям деятельности Банка России в сфере финансовых технологий на 2018—2020 годы.
«Как регулятор мы бы хотели перейти на электронный документооборот по кредитным организациям в 2018 году на 50%, в 2019-м — на 80%. НФО, соответственно, в 2018 году — 80%, в 2019-м — 90%. В принципе для нас в 2019 году есть планка дойти до 100%. То есть чтобы мы действительно исключили бумажный носитель. И мы предполагаем, что за счет внедрения новых технологий и новых инфраструктурных решений мы дадим возможность нам всем как потребителям пользоваться дистанционными услугами в электронном виде в 90% случаев», — рассказала она в ходе презентации.
Скоробогатова отметила, что ЦБ способен достичь этих KPI, несмотря на то что цифры достаточно амбициозные.
Центробанк РФ установит требования к организации майнинга во II квартале 2018 года
Центральный банк установит требования к организации майнинга, а также обеспечит регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов во II квартале 2018 года. Об этом говорится в «дорожной карте» по реализации «Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов».
«По состоянию на начало февраля мы с Минфином определили основные понятия. Мы пока сфокусировались на том, что есть майнинг и чем он отличается от валидации», — рассказала журналистам первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, отвечая на соответствующий вопрос.
Она отметила, что мнения ЦБ и Минфина расходятся в нескольких вопросах. В ЦБ считают, что на обменных площадках можно и нужно разрешать обмен токенов на фиатную валюту и обратно. «Именно потому, что токены — это один из инструментов ICO. ICO как привлечение капитала при соответствии нашим требованиям и правилам — хороший механизм. В том числе потому, что финансирует стартапы и технологические компании», — прокомментировала она.
При этом в ЦБ видят большие риски при обмене криптовалют на подобных обменных площадках.
ЦБ хочет запустить для банков механизмы саморегулирования
Банки — единственные финансовые организации, которые до сих пор не имеют саморегулирования, заявил руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута.
«Мы видим большой потенциал в развитии инструментов ответственного кредитования в сегменте ипотечного кредитования. Такой стандарт или кодекс сейчас разрабатывается совместно с АИЖК. Он включает в себя определенные правила работы, в том числе и правила, связанные с правом на реструктуризацию. Подчеркну, что это довольно важная норма, а может быть, даже и очень важная. На первом этапе есть потенциал зафиксировать все необходимые отношения сторон на уровне стандарта, который мог бы быть одобрен институтами развития в жилищной сфере, Банком России рекомендован, обязательно должен быть одобрен ассоциацией банковской», — сказал Мамута на IV Российском ипотечном конгрессе, организованном Cbonds.
По его словам, чтобы кодекс заработал, необходимо появление инструментов саморегулирования. «Есть дискуссия, которую мы очень аккуратно начинаем с сообществом относительно плюсов саморегулирования, издержек, потому что банковское сообщество единственное, где нет обязательного саморегулирования. Мы понимаем, что это сложная, непростая тема, поэтому дискуссия будет длительной и очень сбалансированной. Но, по крайней мере там, где у нас есть это саморегулирование, есть инструмент базовых стандартов, в том числе стандартов защиты прав потребителей финансовых услуг. На самом деле, это важный потенциально очень мощный инструмент воздействия на рыночное поведение с точки зрения формирования лучших практик взаимодействия потребителя и кредитора», — отметил Мамута.
Он подчеркнул, что Россия находится пока в начале пути. Большинство развитых стран за последние десять лет с момента последнего финансового кризиса прошли долгий путь в этом направлении. Как отметил Мамута, они внедрили систему поведенческого надзора, систему ответственного кредитования. «И в целом с кем бы мы ни говорили — с коллегами из Европы, Северной Америки — все говорят о том, что это воздействие оказало влияние на устойчивость финансовых рынков», — подчеркнул представитель ЦБ.
Как сказал Мамута, сейчас вырабатывается общий подход относительно саморегулирования вместе с банковским сообществом.
«Уверен, что результатом будет создание дополнительных работающих инструментов защиты и обеспечения прав потребителя в этом сегменте, сбалансированных с правами кредитора, что будет способствовать сохранению здорового ипотечного рынка не только в период роста, но и в периоды спада», — заявил он.
ЦБ начинает оценивать добросовестность финансовой рекламы
Банк России с этого года в рамках поведенческого надзора будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), пишет «Коммерсант».
В Банке России сообщили, что соглашение об обмене информацией было подписано еще в июне 2017 года. Был разработан и дополнительный регламент, который позволит Банку России оперативно передавать в ФАС информацию о соответствующих нарушениях, выявленных в ходе поведенческого надзора, и получать ответ о принятых мерах.
Полноценная работа в рамках данного соглашения начата в 2018 году, когда Банк России начал «практическую реализацию поведенческого надзора, в рамках которого запланирована оценка взаимодействия финансовых организаций с потребителями финансовых услуг», сообщили в ЦБ. В пресс-службе регулятора отметили, что информирование потребителя об услугах и продуктах, в том числе через рекламу, относится к приоритетным направлениям надзора.
«Для ФАС крайне важно плотное сотрудничество с ЦБ в первую очередь тем, что будет согласованность действий двух регуляторов, больше информации о выявленных нарушениях, идентичность подходов»,— отметил заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.
До сих пор штрафы, налагаемые ФАС за недостоверную рекламу, почти не влияли на деятельность банков: суммы для них слишком малы, указывают участники рынка. Штрафы за нарушение закона «О рекламе» составляют 300–800 тыс. рублей для кредитных организаций за недостоверную рекламу, вводящую потребителя в заблуждение относительно стоимости товара. Для остальных финансовых игроков — 100–500 тыс. рублей.
Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.
ЦБ будет применять SupTech для выявления случаев мошенничества
Центробанк намерен применять SupTech для выявления случаев мошенничества. Об этом говорится в материалах, посвященных основным направлениям деятельности Банка России в сфере финансовых технологий на период 2018—2020 годов.
SupTech предполагает использование инновационных технологий (big data, машинное обучение, искусственный интеллект, облачные технологии и др.) для повышения эффективности процессов реагирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка.
К сферам применения решений SupTech в ЦБ могут относиться: онлайн-анализ данных кредитных организаций в части операций участников финансового рынка с целью выявления случаев мошенничества, анализ аффилированности заемщиков, прогнозирование спроса на наличные деньги, а также предиктивный анализ стабильности кредитных и иных организаций на основе платежных данных.
Как отмечается в материалах ЦБ, технологии могут позволить финансовым регуляторам автоматизировать и упростить административные процедуры, перевести данные и инструменты взаимодействия с участниками финансового рынка в цифровой формат, повысить достоверность и качество отчетной информации, а также усовершенствовать систему поддержки принятия решений.
Планируется проведение анализа приоритетных сфер применения SupTech и осуществление разработки предложений по внедрению соответствующих решений в Банке России, в том числе по проведению пилотных проектов.
Михаил Мамута: у заемщика должно быть право реструктурировать кредит
ЦБ рекомендует банкам адекватно оценивать нагрузку по ипотечным кредитам, которая возлагается на клиента, заявил на IV Российском ипотечном конгрессе, организованном Cbonds, руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута. По его словам, у заемщика должно быть право реструктурировать кредит в случае изменения доходов.
«В рамках реализации программы помощи ипотечным заемщикам мы рекомендуем банкам при проведении нагрузки к посильному состоянию исходить из общего правила: платеж не должен превышать 50% постоянного дохода с возможностью отклонения (по согласию заемщика это может быть и 60%, и 70%). Главное — нагрузка должна быть посильной для клиента», — заявил Михаил Мамута.
По его словам, анализ международного опыта говорит о том, что постоянный доход (ПД) должен соблюдаться не только на дату выдачи, но и на весь период жизни кредита.
«Соответственно, у заемщика должно быть право, если ПД становится непосильным, провести переговоры с банком, чтобы привести его в посильное состояние. Если человек понимает, что у него есть возможность в случае потери работы, снижения дохода, болезни, непредвиденных расходах договориться с банком. Это очень важно с точки зрения стабильности и надежности этого рынка», — заявил Мамута.
Он подчеркнул, что пока данные предложения носят рекомендательный характер, но в ближайшее время ситуация может измениться.
«Сейчас мы этот эксперимент, дискуссию продолжаем. Будем считать это своего рода экспериментом, тестированием модели в полевых условиях. Но, я думаю, уже через небольшое время мы приступим к обсуждению того, что будет фиксироваться на уровне регулирования», — заявил представитель ЦБ.
Первый зампред ЦБ назвала самый востребованный профиль на рынке труда в ближайшие 20 лет
Специалисты в области финансовых технологий, кибербезопасности и информационных технологий будут самыми востребованными на протяжении ближайших 15—20 лет. Такое мнение высказала первый заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова на встрече с журналистами, посвященной основным направлениям деятельности Банка России в сфере финансовых технологий на 2018—2020 годы.
«Теперь выяснилось, что сейчас, к сожалению, недостаточно специалистов именно в технологиях, в кибербезопасности и в информационных технологиях. Ровно этот «профайл» и будет нужен в ближайшие не то что годы, но и десятилетия. Я думаю, что это будет самый основной профиль, который будет востребован в ближайшие 10—15—20 лет», — рассказала она журналистам.
В Госдуме призвали ускорить работу над регулированием обращения криптовалют
Госдума должна ускорить работу над правовым регулированием обращения криптовалют, предусмотрев полноценный инструментарий защиты граждан от кибермошенников, заявила зампред комитета ГД по контролю и регламенту Наталья Костенко.
Ранее депутат обратилась в Генпрокуратуру, Банк России и Роспотребнадзор с просьбой оценить законность работы российских сайтов по добыче криптовалюты.
Как сообщили РИА Новости в пресс-службе депутата, Центробанк на данный запрос ответил, что «полномочия по блокировке подобных сайтов у него отсутствуют, так же как и законодательные ограничения в отношении обращения криптовалюты на территории РФ». «Роспотребнадзор высказался примерно в таком же ключе: до внесения в российское законодательство специальных норм он бессилен что-либо предпринять для защиты граждан от криптомошенничества, хотя заинтересован в этом и готов активно участвовать в выработке регулирования данной сферы», — сообщили в пресс-службе Костенко, указав при этом, что ответ от Генпрокуратуры пока не поступил.
«Высказанная Банком России и Роспотребнадзором позиция об отсутствии правовых оснований для блокировки сайтов по продаже криптовалюты уже подтверждает целесообразность скорейшего принятия законопроекта, регулирующего порядок обращения криптовалюты, и определения ее правового статуса», — заявила Костенко агентству.
Как отметила парламентарий, при этом регулятор не должен оставаться в стороне и приступать к решению проблемы только тогда, когда граждане оказались жертвами недобросовестных практик с признаками финансовых пирамид.
«Действующая нормативная база достаточна для выявления подобных схем введения в заблуждение потребителей финансовых услуг, надзорные органы должны своевременно отреагировать на подобные нарушения и во избежание массового обмана граждан привлечь к ответственности сомнительные компании, предлагающие вложиться в криптовалюту», — пояснила она.
Также законопроект о цифровых активах должен распространяться не только на инвесторов и предпринимателей, но и на простых граждан, которые на сегодня являются основными пользователями криптовалюты, считает политик.
Узнай «террориста»: Росфинмониторинг добавил головной боли юристам и бухгалтерам
Знать своего клиента теперь должны не только банки и все иные организации, проводящие операции с деньгами клиента, но еще и бухгалтеры и юристы. Росфинмониторинг обязал предпринимателей из этой сферы проверять своих клиентов на причастность к терроризму.
Росфинмониторинг обязал бизнес, который ведет предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерских и юридических услуг, проверять своих клиентов на их причастность к терроризму и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Для этих целей бухгалтеры и юристы – как в форме индивидуальных предприятий, так и в форме организованных юридических лиц – должны открыть на сайте ведомства личный кабинет. Через кабинет эти категории предпринимателей обязаны сверять клиентов, которым они оказывают свои услуги, со списком лиц – организаций и физических лиц, – в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Речь идет о тех юристах и бухгалтерах, которые оказывают разовые или эпизодические консультации, например адвокатах. И о тех, кто предлагает бизнесу услуги аутсорсинга, обслуживая компании или, опять же, частных предпринимателей удаленно. Ведь не секрет, что многие бухгалтеры в России, номинально числясь в одной организации, берут на обслуживание несколько небольших компаний – да и частенько просто оказывают консультационные услуги. Например, в России многие компании для сдачи налоговой отчетности прибегают к услугам бухгалтерских фирм, потому что держать в штате отдельного бухгалтера – затратно.
Отныне Росфинмониторинг считает, что закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» напрямую требует от бухгалтеров и юристов информировать это ведомство о тех сделках клиентов, которые можно счесть отмыванием денег. Раньше это требование Финмониторинг распространял на работу аудиторов и нотариусов, но сейчас ведомство признало, что будет трактовать данную норму шире.
Отчитываться о сделках своих клиентов юристы и бухгалтеры должны были и ранее. Но лишь те, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции с денежными средствами или иным имуществом. К таким операциям относились сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.
Росфинмониторинг также сообщил, что для регистрации бухгалтерам и юристам необходимо заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на своем сайте. Также можно направить заявку на подключение к личному кабинету, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, на бумажном носителе. Такая заявка должна быть с подписью лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, и печатью (при наличии) и направляется по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.
К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего, что это лицо имеет право на предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг.
Общее требование Финмониторинга к срокам информирования о подозрительной сделке – три дня после совершения (или блокировки и отказа) операции
Если у бухгалтера или юриста есть электронная подпись, они могут воспользоваться интерактивной формой, размещенной на сайте Росфинмониторинга в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи». О том, какие последствия будет иметь отказ от использования юристами и бухгалтерами личного кабинета, Росфинмониторинг не сообщил. Но очевидно, что это будут как минимум штрафы.