ОБЗОР СМИ
Зарегистрированы правила работы Системы быстрых платежей
Соответствующие изменения в правила платежной системы Банка России в части запуска Системы быстрых платежей (СБП) и порядка оплаты услуг в рамках нового сервиса зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации.
Система быстрых платежей начнет работать в начале 2019 года. Она позволит физическим лицам осуществлять мгновенные платежи в круглосуточном режиме по простым идентификаторам (например, по номеру мобильного телефона) независимо от того, в каких банках открыты счета плательщика и получателя средств.
Ранее Совет директоров Банка России утвердил тарифы для банков за переводы в СБП.
Предполагается, что в дальнейшем сервисы СБП станут развиваться: будет реализована возможность осуществлять платежи в адрес юридических лиц и государственных органов. Кроме того, расширится список идентификаторов, по которым можно будет совершить платеж.
Банк России начинает регистрировать условия выдачи сберегательных и депозитных сертификатов
Банк России опубликовал Положение, регулирующее допуск сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций на финансовый рынок.
С 1 июня 2018 года начали действовать поправки в закон «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которыми кредитные организации вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты клиентам только после внесения Банком России информации о зарегистрированных условиях выдачи таких бумаг в реестр.
Согласно новым правилам, теперь разрешается выдача только именных сертификатов, которые удостоверяют факт внесения клиентом суммы вклада на обозначенных банком условиях. Выдача сертификатов на предъявителя отныне запрещена Гражданским кодексом РФ.
Состав реквизитов сберегательных и депозитных сертификатов устанавливает Банк России. Каждый сертификат должен содержать указание на зарегистрированные условия, в соответствии с которыми он выдан, права владельца сертификата и обязательства банка-эмитента. В частности, в сертификате фиксируется право (отсутствие права) вкладчика на получение вложенных средств и начисленных процентов по требованию до истечения срока, на который выдан сертификат.
Банк России будет осуществлять регистрацию условий выдачи сберегательных или депозитных сертификатов на основании представленных банками документов, перечень которых прописан регулятором, если нет установленных Положением причин для отказа. Сведения о зарегистрированных условиях будут доступны на сайте Банка России.
Положением определены возможности и порядок установления кредитной организацией процентных ставок по удостоверенным сертификатами вкладам, а также порядок раскрытия кредитными организациями информации об условиях выдачи сберегательных и депозитных сертификатов.
Документ вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования.
С 1 января 2019 года вступают в силу изменения1 в Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», которые обеспечивают распространение страховой защиты на денежные средства малых предприятий.
Закон предусматривает, что с 1 января 2019 года к числу вкладчиков, у которых средства на банковских счетах (вкладах) застрахованы в системе страхования вкладов, наряду с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, будут отнесены малые предприятия. Страховое возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы денежных средств на всех его счетах (вкладах), но не более 1,4 млн рублей в совокупности в каждом банке. При этом сведения об указанных малых предприятиях на дату наступления страхового случая должны содержаться в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Страхованию подлежат денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещенные в российских банках, имеющих право на работу с денежными средствами физических лиц и являющихся участниками системы страхования вкладов. Денежные средства малых предприятий, размещенные в банках – участниках системы страхования вкладов, не имеющих права на работу с денежными средствами физических лиц, в банках, не являющихся участниками системы страхования вкладов, а также в небанковских кредитных организациях страхованию не подлежат.
Перечни банков – участников системы страхования вкладов, в том числе имеющих и не имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, размещены на сайте государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Банки, не являющиеся участниками системы страхования вкладов, а также небанковские кредитные организации вправе осуществлять открытие и ведение банковских счетов (счетов по вкладам) индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в соответствии с имеющейся у них лицензией, выданной Банком России.
Банки – участники системы страхования вкладов, изменившие после 1 января 2019 года свой статус банка на статус небанковской кредитной организации, утрачивают право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц и исключаются из системы страхования вкладов. При этом такие кредитные организации могут осуществлять в соответствии с имеющейся лицензией открытие и ведение банковских счетов (счетов по вкладам) индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, средства которых в указанных кредитных организациях страхованию не подлежат.
Банк России также сообщает, что утвердил и направил на государственную регистрацию в Минюст России Указание Банка России «О порядке формирования и форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» для обеспечения своевременных выплат вкладчикам, в том числе малым предприятиям, при наступлении страхового случая.
1 Изменения в Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» внесены в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 322-ФЗ.
Слились в единой валюте: ЕАЭС создаст общие деньги для расчетов
В систему трансграничных расчетов между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут внедрить единую валюту. Соответствующее предложение Национального платежного совета поддержал Минфин, рассказал «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев. Создание электронных денег в ЕАЭС необходимо для облегчения взаимных расчетов в условиях угрозы санкций, отметил чиновник. Концептуально валюта будет напоминать европейский ЭКЮ, предшествовавший появлению евро. Главное отличие состоит в том, что использование денежной единицы ЕАЭС может быть ограничено исключительно операциями взаимозачетов между членами союза и не перерастет в традиционные деньги.
В одну корзину
Предполагается, что единая валюта стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) будет исключительно электронной. Ее использование хотят ограничить операциями клиринга (взаимозачетов) в рамках межстрановой торговли, рассказала «Известиям» председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. В традиционные фиатные деньги валюта не перейдет. По словам Алмы Обаевой, в новое платежное средство будут трансформироваться взаимные обязательства стран — участниц ЕАЭС по уплате за поставленные друг другу товары. При этом остатки на счетах, возникшие в результате клиринга, могут быть конвертированы в реальные деньги.
Курс единой валюты будет зависеть от курса национальных денежных единиц членов ЕАЭС по отношению друг к другу, а также от вклада каждой страны в совокупный торговый оборот союза, пояснила Алма Обаева. По ее словам, интерес к созданию единого платежного средства проявили в ряде крупных российских банков и корпораций.
Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил «Известиям», что Минфину известно о предложении Национального платежного совета.
— Идея хорошая, надо внимательно работать, — заявил Алексей Моисеев. — (Это нужно. — «Известия») для облегчения расчетов в условиях риска внешних санкций, — отметил он. Замминистра добавил, что Минфин будет заниматься проработкой возможных вариантов реализации этой инициативы.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков также осведомлен об инициативе по созданию электронной валюты для расчетов между странами ЕАЭС и поддерживает ее появление. При этом дискуссия, по его словам, ведется не только с партнерами по союзу, но и в рамках других межгосударственных объединений, в частности, БРИКС. Впрочем, несмотря на переговоры, до конкретных шагов в области создания единой валюты дело пока не дошло, уточнил Анатолий Аксаков.
В Банке России на вопросы «Известий» о возможности появления такого финансового инструмента не ответили. В пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) «Известиям» сообщили, что официальные предложения по созданию денежной единицы для межстрановых расчетов им пока не поступали.
По следам первооткрывателей
В экономической истории уже были примеры создания единых безналичных валют для расчетов в рамках межгосударственных объединений. Наиболее известный из них — это искусственная денежная единица ЭКЮ, использовавшаяся для торговли между странами Евросоюза. В 1999 году ЭКЮ полностью был заменен евро, который получил функции реальной эмитируемой денежной единицы.
Другой пример «коллективной» валюты — это переводной рубль, введенный для организации многосторонних расчетов стран — членов Совета экономической взаимопомощи в 1964 году. В 1991 году организация и валюта прекратили свое существование.
Близкие по функционалу к потенциальной денежной единице ЕАЭС финансовые инструменты — это специальные права заимствования, выпускаемые Международным валютным фондом, а также Азиатская валютная единица, которая используется странами АТР (Китай, Индия, Япония, Таиланд, Австралия и ряд других). Оба инструмента служат только в качестве расчетной единицы для клиринга.
Внедрение единой валюты в рамках ЕАЭС — один из инструментов стратегии дедолларизации, отмечают эксперты. В настоящий момент существенная часть расчетов в рамках объединения всё еще осуществляется в долларах. Тогда как росту использования нацвалют препятствуют политические и экономические интересы членов союза, полагает ведущий эксперт «Центра развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов. В частности, на фоне усиления роли рубля в союзе значение остальных денежных единиц стран-партнеров будет снижаться, что негативно отразится на их инвестиционном потенциале. В этом случае создание единой искусственной валюты для клиринга — более нейтральный вариант, который может устроить все стороны, объяснил эксперт.
Испытательный полигон
В связи с угрозой возможных санкций российской экономике необходимо выводить свои торговые операции из поля зрения и воздействия ФРС США, добавил доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Он согласился с мнением Сергея Пухова, что отказ от доллара в рамках расчетов между странами ЕАЭС существенно поспособствует решению этой задачи.
Сергей Хестанов допустил, что единая валюта может создаваться с целью протестировать подобный инструмент для его дальнейшего распространения на внутреннее обращение в экономиках стран ЕАЭС. В Европе роль «испытательного полигона» для евро играл ЭКЮ. С его помощью удалось, с одной стороны, наладить процесс торговли за единую валюту, а с другой, ментально подготовить членов ЕС к внедрению общей денежной единицы.
Впрочем, пока перспективы появления подобной фиатной валюты в ЕАЭС сомнительны, констатируют оба эксперта. Страны слишком разные и по своей экономике, и по амбициям, отметил Сергей Хестанов. Сергей Пухов добавил, что внедрение общей денежной единицы автоматически обесценит суверенитет каждого участника союза, что, очевидно, противоречит их задачам.
Аналитики не смогли прийти к единому мнению по решению Банка России о ключевой ставке, которое регулятор примет в пятницу, 14 декабря. На последнем в этом году заседании совета директоров ЦБ также должен определиться и с параметрами возвращения на рынок с покупками валюты для минфина. При их возобновлении в полноценном формате повышение ключевой ставки может быть подспорьем для курса рубля.
На прошлом заседании в октябре Банк России оставил ставку без изменений — на текущем уровне 7,5%. До этой отметки регулятор повысил ее в сентябре (с 7,25%) на фоне усиления санкционных рисков и их давления на финансовые рынки и инфляцию. Тогда же для сохранения стабильного курса рубля ЦБ продлил до конца года начавшуюся еще в августе паузу в закупках иностранной валюты для минфина на открытом рынке, проводимую в рамках бюджетного правила.
В конце ноября глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что на заседании 14 декабря будут рассматриваться два возможных сценария — сохранение ключевой ставки и ее повышение. Тогда же она анонсировала возможное возобновление покупок валюты для минфина с 15 января 2019 года, уточнив, что окончательное решение примет совет директоров ЦБ.
По мнению начальника аналитического управления банка «Зенит» Владимира Евстифеева, ЦБ не станет менять ключевую ставку в эту пятницу. Повышение инфляционного давления в конце года было предсказуемо (в ноябре инфляция составила 3,8%, по итогам года она почти наверняка превысит цель ЦБ 4%) из-за повышения НДС, говорит он. По его словам, инфляция должна удержаться в рамках верхней границы прогноза регулятора, это 4,2%. Еще один аргумент в пользу неизменности ставки — стабильность рубля с момента прошлого заседания, говорит аналитик.
По мнению эксперта группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрия Куликова, ЦБ может отложить повышение ставки с этой пятницы до момента, пока не прояснится суть новых санкций против России. Аналитики «ВТБ Капитала» также ожидают сохранения ставки. Они аргументируют свою позицию тем, что рост НДС и продажа частью нерезидентов российских долговых бумаг уже были учтены в прошлом повышении ставки, а также спокойной реакцией рынка на слова Набиуллиной о возможном окончании паузы в валютных закупках и отсутствием признаков проинфляционного давления со стороны спроса в ноябре.
Аналитики, ждущие от ЦБ роста ставки 14 декабря, говорят о ее повышении на 0,25 процентного пункта, до 7,75%. Вероятность такого увеличения ставки в пятницу превышает 50%, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Это решение станет фактором, сдерживающим давление на рубль при «разморозке» покупок валюты ЦБ, говорит он. С прошлого заседания Банка России ухудшились и внешние условия (усилилась санкционная риторика, упали цены на нефть, торговая война между США и Китаем все еще далека от завершения), отмечает аналитик Нордеа-банка Татьяна Евдокимова. Но только этих факторов недостаточно для роста ставки — ее вероятное повышение до 7,75% в пятницу упирается все же в компенсацию эффекта возобновления валютных покупок для рубля, соглашается она.
Вероятность рестарта покупок в январе действительно высока, считают аналитики. Скорее всего, он будет плавным: объем покупок в первые три — пять месяцев 2019 года может составить 1,7-3,5 миллиарда долларов, прогнозирует Покатович.
При этом понижение ключевой ставки точно не просматривается в первом полугодии 2019 года, солидарны эксперты. По мнению Евстифеева, оно может случиться лишь в конце года, когда будет исчерпано влияние проинфляционных рисков, но новости по санкциям могут развернуть ситуацию и к дальнейшему повышению ставки. Покатович ожидает снижения ставки не раньше третьего квартала, но только при одновременном смягчении санкционного давления, сокращении волатильности на финрынках и торможении инфляции.
Платежные агрегаторы получат правовой статус
Понятие платежного агрегатора может появиться в российском законодательстве. Под агрегатором понимается компания, обеспечивающая проведение в интернете разнообразных платежей для онлайн-магазинов.
Платежные агрегаторы предполагается контролировать через банки и небанковские кредитные организации (НКО) в целях соблюдения законодательства о предотвращении отмывания доходов и финансирования терроризма. Это следует из поправок к закону «О национальной платежной системе», внесенных в Госдуму главой думского Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым, первым зампредом комитета Совета Федерации по бюджетам и финрынку Николаем Журавлевым и еще двумя депутатами.
Согласно поправкам, платежные агрегаторы в статусе банковского платежного агента должны будут заключать договоры с интернет-магазинами и интернет-сервисами на оказание услуг от имени кредитной организации – банка или НКО. При этом платежные агрегаторы должны будут:
- проверять своих контрагентов;
- участвовать в урегулировании спорных операций;
- соблюдать требования безопасности при переводе денежных средств, а также открыть специальный банковский счет для работы со средствами плательщиков.
Банки смогут контролировать работу своих агентов и передавать сведения об их деятельности в ЦБ.
По данным международного исследовательского центра MARC, в 2017 году онлайн-платежи в России принимали 124 тыс. интернет-площадок, 66% из которых использовали для этих целей платежных агрегаторов. Самый популярный агрегатор по итогам 2017 года – «Яндекс.Касса», который используют 31,7% сайтов. На втором месте Robokassa: в конце 2017 года платежи через нее принимали 9,2% площадок. Еще 4,8% сайтов работают с Payeer, 4,3% – с UnitPay. Примерно по 3% – у PayAnyWay, Wallet One и Interkassa. По 2% – у RBK Money, PayMaster и Platron. Около 11% площадок работают с другими агрегаторами, среди которых PayU, Uniteller, PayOnline, Assist и ECommPay. На долю каждого из них приходится 0,9–1,3% сайтов.
Подготовленные ко второму чтению поправки к «антиотмывочному» закону вызвали недовольство банкиров. В борьбе с терроризмом они будут обязаны сообщать о каждом факте снятия наличных в банкомате по картам банков из стран, входящих в специальный перечень. Причем Росфинмониторингу требуется знать все подробности о владельце карты, что потребует значительных затрат для перенастройки банкоматных сетей. Впрочем, проект согласован с ЦБ, и, по мнению финразведки, регулятор знает, как решить эту проблему.
Во вторник комитет по финансовым рынкам Госдумы рекомендовал ко второму чтению поправки к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Они вводят обязанность для банков выявлять операции по снятию наличных владельцами карт, эмитированных иностранными банками.
Согласно статистике ЦБ, за первое полугодие 2018 года в России было совершено 6,8 млн операций по снятию наличных по картам, выпущенным банками-нерезидентами, на 69,5 млрд руб.
Рынок изначально негативно воспринял проект, но рассчитывал на его изменение ко второму чтению (см. «Ъ» от 19 сентября). Однако внесенные поправки коснулись прежде всего уточнения понятия территории выпуска карты. По словам замглавы Росфинмониторинга Павла Ливадного, к ним теперь относятся как страна, в которой расположен банк-эмитент, так и отдельная административно-территориальная единица, обладающая самостоятельной правоспособностью.
Вместе с тем банкиры настаивают на невозможности реализации (или излишней дороговизне реализации) новаций документа. По словам заместителя главы НСФР Александра Наумова, сейчас банковские процессинговые системы не имеют признаков определения территории, где была выпущена карта, можно отличить лишь российские карты от иностранных. «Страны по картам придется выбирать вручную, выявляя название банка-эмитента и определяя его местонахождение»,— отмечает Александр Наумов. В пресс-службе ВТБ отметили, что операции отдельных банков в отдельных странах технически распознать возможно, но сложно распознать конкретную область (район) страны, поскольку эта информация указывается обслуживающим банком, что может носить субъективный характер.
Частично необходимую Росфинмониторингу информацию можно будет получить путем доработки систем. Как отмечают в Почта-банке, это касается сведений «о номере карты, сумме операции, месте и времени ее совершения». Однако, как отмечает сопредседатель комитета по ПОД/ФТ АРБ Алексей Тимошкин, «в любом случае банки не смогут определить ФИО владельца карты, поскольку данная информация при операциях по снятию наличных в банкомате стороннего банка просто не считывается». При этом насколько быстро можно перенастроить банкомат, в кредитных организациях не берутся судить. «Сейчас в трансакции embossed name не передается,— отметил представитель банка с большой банкоматной сетью.— Полагаю, можно попробовать доработать софт банкоматов, но уже сейчас очевидно, что это будет весьма недешево и совсем не быстро».
Смущает банкиров и то, что данные расходы по доработке софта могут быть экономически нецелесообразны. Как сообщил «Ъ» Павел Ливадный, данный документ носит характер предупреждающий, перечень территорий будет утверждаться и доводиться до сведения кредитных организаций строго по необходимости. То есть его может и не быть, если не возникнет соответствующих угроз. «Банкам придется потратиться серьезно на автоматизацию, для клиентов это обернется удорожанием услуг по снятию наличных, а результативность будет нулевая»,— рассуждает Александр Наумов.
Однако в Росфинмониторинге весьма скептически относятся к возражениям рынка. «Данный проект согласован с ЦБ, который хорошо представляет реальные возможности кредитных организаций,— отметил Павел Ливадный.— Полагаю, что при необходимости Банк России выпустит для рынка соответствующие рекомендации». В ЦБ не ответили на запрос «Ъ».
В России введут дополнительный контроль за платежами в интернете
В российское законодательство впервые планируется ввести понятие платежного агрегатора — специализированной компании, которая обеспечивает проведение в интернете разнообразных платежей для онлайн-магазинов. Такие агрегаторы появились на платежном рынке сравнительно недавно, но уже сейчас обеспечивают платежи россиян более чем на 80 тыс. сайтов, следует из данных исследовательской компании MARC. Крупнейший игрок на этом рынке — «Яндекс.Касса» с долей 31%.
Платежные агрегаторы предполагается контролировать через банки и небанковские кредитные организации (НКО) в целях соблюдения законодательства о предотвращении отмывания доходов и финансирования терроризма, следует из поправок к закону «О национальной платежной системе», внесенных в Госдуму главой думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым, первым зампредом комитета Совета Федерации по бюджетам и финрынкам Николаем Журавлевым и еще двумя депутатами.
«Деятельность платежных агрегаторов в соответствии с законопроектом отнесена к деятельности банковских платежных агентов в сфере эквайринга в электронной коммерции», — прокомментировали РБК поправки в пресс-службе ЦБ.
Согласно поправкам, платежные агрегаторы в статусе банковского платежного агента должны будут заключать договоры с интернет-магазинами и интернет-сервисами на оказание услуг от имени кредитной организации — банка или НКО. При этом они должны будут:
- проверять своих контрагентов;
- участвовать в урегулировании спорных операций;
- соблюдать требования безопасности при переводе денежных средств, а также открыть специальный банковский счет для работы со средствами плательщиков.
Банки смогут контролировать работу своих агентов и передавать сведения об их деятельности в ЦБ.
Без счета в банке и собственной НКО
Предлагаемые поправки могут затронуть не все платежные агрегаторы. На рынке существуют две модели их работы: одни аккумулируют на своем счете платежи физических лиц за товары и услуги, а потом перечисляют их интернет-магазинам, оставляя себе комиссию, а вторые предоставляют только технологическую платформу, а все платежи идут через банки, минуя сами агрегаторы. Как считает председатель ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, у второй категории есть возможность не подпасть под действие нового законодательства, так как они являются аутсорсерами банков, не осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами, а все расчеты проводит банк. Платежный сервис Payture использует именно такую бизнес-модель. Все клиенты компании проходят строгую проверку банковскими службами безопасности и имеют прямые договорные отношения с банками-эквайерами, сказал РБК его глава Андрей Гончаров.
В настоящее время только около половины платежных агрегаторов осуществляют свою деятельность в формате банка или НКО, говорит Роман Прохоров. Платежным агрегаторам с кредитной организацией статус банковского платежного агента будет не нужен, поясняет эксперт.
Лидеры рынка платежных агрегаторов
По данным международного исследовательского центра MARC, в 2017 году онлайн-платежи в России принимали 124 тыс. интернет-площадок, 66% из которых использовали для этих целей платежные агрегаторы. Самый популярный агрегатор по итогам 2017 года — «Яндекс.Касса», который используют 31,7% сайтов. На втором месте Robokassa: в конце прошлого года платежи через нее принимали 9,2% площадок. Еще 4,8% сайтов работают с Payeer, 4,3% — с UnitPay. Примерно по 3% — у PayAnyWay, Wallet One и Interkassa. По 2% — у RBK Money, PayMaster и Platron. Около 11% площадок работают с другими агрегаторами, среди которых PayU, Uniteller, PayOnline, Assist и ECommPay. На долю каждого из них приходится 0,9–1,3% сайтов.
В 2017 году объем российского рынка онлайн-ретейла преодолел уровень 1 трлн руб., увеличившись за год на 13%, оценивали в Ассоциации компаний интернет-торговли. Онлайн-торговля занимает около 3% объема всей торговли в России (35 трлн руб.).
Против нечистоплотных игроков
Ужесточение регулирования платежных агрегаторов вводится для более эффективного применения антиотмывочного законодательства к деятельности платежных агрегаторов, считает юрист «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов. «Агрегаторы должны стать частью платежной системы и нести обязанности по обеспечению антиотмывочного законодательства», — уверен он.
У нечистоплотных агрегаторов, которые в настоящее время полностью не идентифицируют перед банками-эквайерами всех своих клиентов, а используют один банковский терминал для обслуживания многих клиентов, есть возможность скрывать в своем трафике транзакции нелегальных в России видов деятельности, таких как, например, азартные игры и незаконные финансовые сервисы, объясняет Андрей Гончаров. Это влечет за собой последствия в виде материального и репутационного ущерба для банков, ставит под угрозу деятельность добропорядочных торгово-сервисных предприятий и дестабилизирует рынок в целом, говорит он.
«Национальный платежный совет обращался с письмом в Банк России с просьбой отрегулировать деятельность этих платежных агрегаторов, потому что объемы денежных операций, которые они обрабатывают, носят критичный характер», — отмечает председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева, подчеркивая, что у регулятора нет доступа к данным об этих транзакциях. «Те поправки, которые вносятся сейчас в Госдуму, — это предложение от рынка, и Банк России разделяет эту позицию», — подчеркнула она.
Поправки в законопроект направлены и на защиту денежных средств клиентов, которые нельзя будет арестовать в случае возникновения проблем у платежного агрегатора, например при наложении штрафов или его банкротства, указывает Обаева. В настоящее время на счете платежного агрегатора аккумулируются как денежные средства, полученные от его деятельности, так и деньги клиентов, объясняет Роман Прохоров. Создание специального банковского счета позволит развести поток денежных средств, благодаря чему деньги плательщиков будут защищены, говорит он.
«Известны случаи, когда нерациональная хозяйственная деятельность агрегаторов приводила к тому, что средства юридических лиц или индивидуа