ОБЗОР СМИ
В декабре 2018 года наблюдалось увеличение структурного профицита ликвидности
В декабре 2018 года структурный профицит ликвидности увеличился на фоне сезонно высоких в конце года поступлений средств в банки по бюджетным счетам, отмечается в 34-м выпуске комментария «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки».
Краткосрочные ставки межбанковского кредитования приблизились к ключевой ставке на фоне восстановления на рынке спроса на рублевую ликвидность. Ситуация с валютной ликвидностью оставалась благоприятной. В последние дни года повышенной волатильности ставок в сегменте «валютный своп» не наблюдалось, в отличие от ситуации предыдущих лет.
В середине декабря Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 25 базисных пунктов. Принятое решение не оказало существенного влияния на ожидаемую траекторию ключевой ставки в будущем, хотя не все участники рынка ожидали ее повышения в декабре.
Ситуация на российском финансовом рынке оставалась относительно устойчивой, несмотря на распродажи на рынках большинства развитых стран и снижение мировых цен на нефть.
В ноябре–декабре 2018 года банки продолжали наращивать кредитование экономики. Как и ранее, опережающими темпами росло кредитование населения, чему могло способствовать снижение розничных кредитных ставок на фоне небольшого роста ставок по корпоративным кредитам.
В ЦБ изучают переход на национальную шкалу оценки рисков при расчете капитала банков
Банк России изучает возможность использовать национальные рейтинги для оценки рисков при расчете капитала кредитных организаций. Об этом ТАСС сообщил зампред ЦБ Василий Поздышев.
«Предложение о переходе на национальные рейтинги не новое, мы его изучаем. У него есть свои плюсы. Мы не считаем, что российские рейтинговые агентства менее надежны, чем международные», — передала слова Поздышева пресс-служба ЦБ.
Вместе с тем такое предложение имеет и ряд минусов, отметил он. Например, международная шкала напрямую не сопоставима с национальной, и не факт, что такой переход позволит банкам сэкономить капитал.
Кроме того, использование национальной шкалы может создать более сильную мотивацию кредитовать крупный бизнес, для которого доступность финансовых услуг и так не является проблемой. При этом малый и средний бизнес, у которых рейтингов нет, будут ущемлены при таком подходе.
«Поэтому наряду с переходом на национальные рейтинги мы рассматриваем и другой [альтернативный] вариант регулирования кредитного риска, который основывается на формализованных критериях платежеспособности заемщиков, независимо от наличия или отсутствия у них рейтингов. По нашим предварительным оценкам, разрабатываемый Банком России альтернативный подход к оценке кредитного риска может дать лучшую возможность кредитования широкого круга российских предприятий, чем подход, основанный на рейтингах», — добавил Поздышев.
Внутренним электронным переводам прописали российскую инфраструктуру
Законопроект о внесении изменений в ст.12 Федерального закона «О национальной платежной системе» прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. Согласно документу, для операторов электронных денег и платежной инфраструктуры предлагается установить требования, подобные тем, что действуют для карточных платежных систем. В частности, документ предусматривает использование российской платежной инфраструктуры для электронных переводов внутри страны, а также вводит запрет на передачу информации о таких переводах за рубеж и невозможность одностороннего отказа платежной инфраструктуры от выполнения своих функций.
В пояснительной записке к проекту федерального закона сказано, что законопроект создан для уточнения положений Федерального закона, направленных на обеспечение бесперебойности осуществления переводов электронных денежных средств на территории Российской Федерации.
По данным Банка России, в 2017 г. объем электронных переводов, совершенных с использованием электронных средств платежей, составил более 1,35 трлн руб., увеличившись на 35% по сравнению с 2016 г. Количество операций с электронными средствами платежа, предназначенными для перевода электронных денег, в 2017 г. составило более 2 млрд, увеличившись за год более чем на 40%. По состоянию на 30 марта 2018 г. в перечень операторов электронных денежных средств Банком России включено 93 кредитные организации.
Источник на рынке отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что этот законопроект — «политический заход». «Чисто экономического или финансового основания, мне кажется, тут не много», — сказал источник, знакомый с ситуацией на рынке.
Председатель правления Ассоциации участников рынка платежных услуг «Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НПС) Алма Обаева в беседе с корреспондентом ComNews сказала, что ситуация аналогична той, что была три-четыре года назад, когда был представлен законопроект, ставший законом «О национальной платежной системе», в котором содержится требование ко всем платежным системам (в первую очередь Visa и Master Card) обрабатывать данные о транзакциях в РФ на территории страны.
«Теперь к операторам электронных денег выдвигается такое же требование. Такие операторы, например «Яндекс.Деньги», PayPal, WebMoney, Qiwi, как правило у нас это кредитные организации — банки или в форме небанковской кредитной организации, то есть зарегистрированные финансовые учреждения. У них изначально обработка должна быть в РФ. Почему-то они, будучи российскими лицензированными институтами, обрабатывали все эти переводы за пределами РФ. Теперь перенесут. Для них, возможно, это даже будет дешевле, потому что в РФ все расчеты в рублях, а не в валюте, как в Европе. На клиентах это никак не скажется. Есть иностранные системы, в которых обслуживаются наши физлица, но которые не зарегистрированы в РФ и поэтому не попадают под регулирование ЦБ, — Amazon, например. Если поток большой, тогда эти организации, наверно, должны будут для потока транзакций, который они обслуживают в России, открыть операционный центр в России. Может, для переключения какие-то затраты будут, но в целом обработка в РФ конкурентна», — прокомментировала Алма Обаева.
Представитель пресс-службы «Яндекс.Денег» сказал, что обсуждаемый законопроект не повлияет на работу «Яндекс.Денег» и не потребует внесения изменений во внутренние процессы, так как компания не привлекает сторонние организации для операционной деятельности и клиринга. «Непростая международная обстановка мотивирует регулятора минимизировать риски отказа в совершении операций, обязывая юридические лица, принимающие участие в обслуживании этих транзакций — если это не международная транзакция, — находиться на территории Российской Федерации», — сказал он.
Директор по маркетинговым коммуникациям WebMoney Татьяна Милачева отметила, что в системе WebMoney Transfer есть гаранты — специальные организации, с которыми участники системы заключают договоры в рамках правового поля конкретной страны. «И в силу этого трансграничных переводов в системе нет. Поэтому WebMoney данные ограничения не коснутся», — пояснила она.
В PayPal отказались от комментариев, в Qiwi не предоставили комментариев.
Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов сказал, что предлагаемые меры ассоциации не кажутся актуальными.
«Все-таки операторы электронных денег и платежные системы вроде Visa и MasterCard — это очень разные вещи. Системы электронных денег не являются социально значимыми, поэтому неясно, какие риски предлагается таким образом минимизировать. Сейчас данные, как правило, хранятся распределенно и в зашифрованном виде, поэтому географическое расположение хранилищ теряет значение. Работающие в России операторы электронных денег уже имеют лицензии от Центрального банка и оперируют в легальном поле, зачем налагать на них дополнительные требования, неясно. Мне кажется, это отражение «платежного национализма» — субъективного стремления регуляторов «приземлить» все платежи внутри страны. Хотя реальные риски часто преувеличены, подобная стратегия реализуется в разных странах. Явление, вероятно, временное, но сдерживающее развитие глобального рынка. По нашим оценкам, почти все участники рынка уже используют только российскую инфраструктуру, поэтому для них законопроект дополнительных издержек не принесет. Но российские филиалы иностранных операторов электронных денег вполне могут свернуть свой бизнес в стране. Это плохо скажется на конкуренции и привлекательности российского рынка. Если система электронных денег уже использует российскую инфраструктуру, то никаких дополнительных издержек ей нести не придется. Если нет, то ей придется построить в России процессинговые центры или присоединиться к существующим. В зависимости от масштаба бизнеса, это может стоить десятки миллионов долларов», — высказался Виктор Достов.
Генеральный директор «ОрдерКома» Дмитрий Галушко сказал корреспонденту ComNews, что рынок пока не готов к таким переменам. «Рынок платежных систем и электронных денег уйдет в серую зону. Зарубежные платежные системы или системы электронных денег не перестанут работать на российском рынке», — считает он.
На взгляд аналитика ИК «Фридом Финанс» Анастасии Сосновой, данные меры снижают риск приостановки внутрироссийских переводов электронных денежных средств, обеспечивают свободу действий операторов в условиях санкционной политики со стороны Запада. «Стоит отметить, что после окончания «шатдауна» в США возможно введение новых санкций против России. Темпы прироста переводов электронных денег увеличиваются в среднем на 35-40% в год, полагаю, темпы роста могут замедлиться в связи с реорганизацией рынка. Но скорее всего, зарубежные платежные системы не уйдут с российского рынка, так как операторы электронных денежных средств вправе заключать договоры с другими организациями при осуществлении перевода электронных денежных средств без обязательного использования российской платежной инфраструктуры», — говорит Анастасия Соснова.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын уверен, что прохождение чтения свидетельствует, что законодатели рассматривают электронные деньги как временное явление. С безналичными расчетами сегодня благополучно справляются банки (включая и банки операторов связи), так что нет необходимости в специальной поддержке электронных кошельков, а соответственно и в особом законодательстве для них.
«Для развития инноваций в наших условиях лучшей поддержкой со стороны законодателей традиционно считается их неведение. Зачастую благоприятной считалась и ситуация, когда законодатели смотрели на новшество сквозь пальцы, не замечая его. В общем-то, электронные деньги так и развивались. Однако всякое успешное явление однажды достигает такого размера, когда не замечать его становится невозможным, поскольку оно слишком влиятельно. По сообщению ЦБ, оборот электронных денег превышает 1,3 трлн руб. — это больше, чем оборот интернет-торговли в 2017 г. — 1,04 трлн руб. Однако главным фактором для законодателей являлось, скорее всего, обеспечение требования, чтобы транзакции происходили внутри страны. Зарубежные электронные платежные системы потеряют возможность обслуживать внутрироссийские переводы, либо зарегистрируют дочерние российские компании, которые получат статус операторов переводов электронных денежных средств, либо прибегнут к услугам российских посредников. Безусловно, закон не позволит оплачивать покупки биткоинами, но это и сейчас нельзя сделать. При этом, в принципе, вполне возможно, что в будущем российские платежные системы будут переводить между электронными кошельками и гипотетические крипторубли и даже «эль петро», однако это будут российские компании», — поясняет Леонид Делицын.
ЦБ поможет платить в магазинах без карт и наличных
Создаваемая Центробанком Система быстрых платежей (СБП) добавит к нынешним способам оплаты продуктов и услуг в торговых точках — наличными или картами — другие возможности, пишут «Ведомости». Например, сканирование QR-кодов, рассказал представитель ЦБ: это поможет снизить монопольное положение ряда игроков на рынке приема карт в торговых точках (эквайринга).
При оплате в магазине через СБП с помощью QR-кода будет происходить прямое списание средств со счета покупателя на счет торговой точки, объясняет вице-президент «ФК Открытие» Александр Дынин. Самый простой вариант — покупатель с помощью мобильного приложения сканирует наклейку с QR-кодом, в который зашиты реквизиты счета продавца.
Покупатель вводит сумму покупки и подтверждает списание средств, СБП обработает операцию и переведет средства на счет магазина, и продавец получит уведомление о зачислении денег. Другой вариант: на кассе высвечивается динамический QR-код — покупатель его сканирует и подтверждает платеж. Так работают китайские Alipay и WeChat Pay, говорит Дынин. Оплата в торговых точках через СБП перераспределит доли игроков в эквайринге, уверен он.
Сейчас Сбербанк занимает шестое место среди эквайеров мира, а в России он безоговорочный лидер: обрабатывает половину всех покупок по картам. За счет большего распространения своих карт (примерно 50% рынка) Сбербанк может предлагать тарифы ниже, чем остальные, жаловались банкиры.
Оплата по QR-коду будет дешевле, чем картой, говорит Дынин: не будет как минимум затрат на выпуск карт. Какие-то комиссии для торговых точек все равно останутся, но будут ниже, как и затраты на инфраструктуру. Исчезнет и понятие банка-эквайера — в его роли выступит банк, где на расчетном обслуживании находится магазин. Это создаст более конкурентные условия, поскольку все комиссии будет устанавливать оператор СБП для всего рынка, заключил Дынин.
ЦБ рассчитывает, что оплата через СБП в пользу юридических лиц появится во второй половине 2019 года. Тариф за перевод в системе для банков составит от 1 до 6 рублей за операцию, их поровну поделят банки отправителя и получателя.
«Лавочка закроется»: когда начнется слежка за деньгами россиян
Текущий год будет сложным для россиян. Власти повысили НДС, акцизы и пенсионный возраст. По мнению главы финансового комитета Госдумы Анатолия Аксакова, в 2019 году нашу страну ожидает очередная порция санкций и всплеск инфляции. В этой ситуации налоговым органам не стоит жестко отслеживать банковские платежи россиян, считает он. Однако со временем этот вопрос будет отрегулирован, и платить налоги с нелегальных заработков придется.
— Анатолий Геннадьевич, хотели бы начать наше интервью с прогноза относительно развития экономической ситуации в этом году. С 2019 года увеличилась ставка НДС и возраст выхода на пенсию. В этом году, по прогнозам, инфляция может разогнаться до 6%, и еще в этом году Америка обещает ввести очередные санкции. Какие у вас ожидания?
— Если говорить о финансовой системе и об экономическом положении, то я считаю, что год будет стабильным, он сильно по темпам не будет отличаться от того, что мы наблюдали в прошлом, несмотря на все негативные решения. Решение по повышению НДС имело как минимум три последствия. Первое — это усиление налогового бремени, второе — повышение инфляции, и третье — рост ключевой ставки, а значит и повышение стоимости кредитов, и, как следствие, дополнительной нагрузки на бизнес.
Но тем не менее ситуация будет стабильной. Потому что экономика адаптировалась ко всем внешним шокам и нынешние налоговые решения были включены бизнесом в свои стратегии. Важно, чтобы таких серьезных изменений в налоговом законодательстве больше не принималось.
— Если говорить конкретно, то вернется ли, на ваш взгляд, инфляция к 4%, то есть к таргету, к которому ЦБ так долго шел, хотя бы в 2020 году?
— Я думаю, что в этом году всплеск инфляции будет, и будет довольно существенный, сейчас допускают 6% годовых. Во второй половине года будет снижение темпов инфляции, связанное с тем, что разовый эффект от поднятия акцизов, НДС и от других решений, в частности, от повышения курса доллара, исчерпается и дальше начнется нормальная работа экономики. Не уверен, что инфляция упадет до 4%, потому что всплеск может быть более высоким, чем ожидали в ЦБ. Но 5%, может 4,5%, вполне возможно.
— Ждать ли нам очередной порции американских санкций в этом году?
— Думаю, что их будут принимать. В США давят на президента США разными способами, и президент будет отыгрывать это давление, в том числе и конкретными санкционными действиями. Европа, к сожалению, пока еще находится в «плену» у, скажем так, заокеанских товарищей. Поэтому, к сожалению, приходится констатировать, что санкционная игра будет продолжаться.
— Как вы оцениваете инициативу по налогообложению самозанятых в этом году?
— Много таких граждан не будет, может быть, всего десятки тысяч по всем регионам. А по оценкам Минтруда, у нас миллионы реально самозанятых, которые нигде не фиксируются как работающие люди и не платят ни налогов, ни в социальные фонды никаких денег.
— Поясните, пожалуйста, один пункт закона о налогообложении самозанятых. Как банки и налоговая будут выявлять нелегальные доходы, и не стоит ли гражданам опасаться, что заблокировать могут личные переводы на карточку, если будет подозрение, что это нелегальные доходы самозанятого?
— Предполагаю, что это все точечно будет разбираться. Это такое администрирование, которое может обойтись дороже, чем налоговые поступления в бюджет. Я бы вообще к этой теме относился очень сдержанно, и особенно не акцентировал внимание, в том числе и налоговых органов, на этой теме, поскольку можно создать дополнительное социальное напряжение и при этом не иметь никаких компенсаций в виде поступлений в бюджет. Отвечая на вопрос, не знаю, как они это будут делать, честно говоря.
Понятно, что если регулярно идут платежи, даже если они на небольшие суммы — на 1000-2000 рублей, возникает вопрос, что это какой-то доход человек получает от кого-то либо в виде материальной помощи, либо как оплату за какие-то услуги, либо за аренду квартиры и так далее
Вопрос такой возникает. И я думаю, что с течением времени он будет отрегулирован достаточно жестко, поскольку цифровые технологии сейчас позволяют все это отслеживать и делать выводы на основе анализа финансовых потоков. Но сейчас не самое лучшее время для таких жестких решений.
— Но они все равно будут?
— Я надеюсь, что этого не будет, благоразумия хватит. Поскольку сейчас не самое лучшее социальное самочувствие людей. И я даже благодарен этим людям, которые сами себя обеспечивают, не жалуются государству, не просят ничего.
Они нашли себе небольшой доход и, слава богу, что кормят им свою семью и себя. И не надо их дергать лишний раз вот в это непростое для страны и для людей время.
Но эти же люди должны понимать, что рано или поздно эта лавочка закроется. Поскольку, если ты получаешь доход и при этом не платишь никаких налогов и в социальные фонды, а твои дети учатся бесплатно в школе, ты получаешь медицинское обслуживание, нравится оно или нет, но оно все-таки бесплатное. То есть ты получаешь многие социальные блага от города, от села, от населенного пункта, от государства, муниципалитета…
Это несправедливо по отношению к тем, кто платит за эти все блага. В том числе к рабочим, которые получают заработную плату и осуществляющие платежи.
В ближайшее время, я надеюсь, что этот мораторий (на штрафы для самозанятых — «Газета.Ru») на год будет продлеваться. И лучше его сразу же продлить на три года, и больше эту тему не трогать. Сейчас просто надо настраивать систему. Мощные компьютеры позволяют большие данные хорошо анализировать и делать правильные выводы.
— А Вы готовы выйти с законодательной инициативой о продлении моратория?
— Я готов.
— Когда собираетесь?
— Мы во фракции «Справедливая Россия» посоветуемся, и я уже точно скажу.
— Когда и в какой конфигурации может быть принят закон об ограничении предельной суммы займа на домохозяйство по доле платежей в совокупном доходе семьи?
— В этом году мы точно его внесем. Сейчас идут дискуссии, как это лучше определять. Я думаю, что если не в этом году, то в следующем мы его примем. Но я полагаю, что эту работу мы запустим уже в эту весеннюю сессию. Если мы в весеннюю сессию внесем законопроект, что очень вероятно, соответственно, в течение года мы этот закон примем.
— Вы сами за какой вариант ограничений выступаете?
— 50% платежей от совокупного дохода семьи. Такая мировая практика. Но будем еще обсуждать и с рынком советоваться. Мы еще предметно, я бы так сказал, по документам, которые подготовлены, пока не готовы со 100% уверенностью говорить, что такая норма будет приниматься.
В этом вопросе важно, чтобы финансовые институты, которые кредитуют население, имели доступ к данным пенсионного фонда и налоговой инспекции. Тогда они смогут иметь возможность проверить достоверность предоставляемых документов о доходе. Например, достоверность справки 2-НДФЛ.
Если вам надо получить кредит, а поскольку по требованию надо представить справку 2-НДФЛ, то сейчас вы заходите в интернет, покупаете дешево эту справку, приносите ее в банк и, если нет возможности проверить ее, то вам, в принципе, могут дать кредит. Обманули банк, а потом, если выяснится вдруг, что доходы другие, банк должен будет нести ответственность.
— Анатолий Геннадьевич, скажите, в этом году россиянам каких важных законопроектов ждать от финансового комитета?
— У нас уже в работе и даже принят в первом чтении законопроект, касающийся возврата страховой премии, которую платит гражданин при получении потребительского либо ипотечного кредита. Он платит за весь срок кредита, но зачастую этот кредит досрочно погашает. Получается несправедливо. Гражданин досрочно погасил кредит, но при этом страховку заплатил за весь период. За три года обслуживания ипотечного кредита, например, а иногда за 10 лет или за 20 лет.
Поэтому мы решили справедливость восстановить. Оставшаяся сумма, превышающая срок пользования кредитом, будет возвращаться человеку. Таким образом, многие граждане смогут получить обратно свои деньги, выплаченные в виде страховки.
— Не могли бы вы подвести итоги кампании по возврату капиталов на родину, можно ли сказать, что она успешнее, чем предыдущие попытки? —
— То, что процесс начался, на самом деле вселяет оптимизм, потому что предыдущие решения, связанные с налоговой амнистией, не имели результат, который мы хотели бы получить. Нам надо что-то подкорректировать, в том числе наши коллеги, которые хотят вернуть свои капиталы, об этом говорят, и такая работа ведется.
Я имею ввиду те офшоры, которые мы создали, и специальные условия для тех организаций, желающих вернуться в российскую юрисдикцию. Как только вернутся первые компании, все увидят, что это хорошо работает, и дальше процесс пойдет быстрее.
Сбербанк постепенно снизит комиссии за денежные переводы физлиц внутри банка, позднее комиссии будут отменены полностью. При этом банк еще не обсуждал с ЦБ свое участие в создаваемой регулятором системе быстрых платежей (СБП). Об этом заявил журналистам глава Сбербанка Герман Греф в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.
По словам Грефа, Сбербанк уже начал вводить дифференцированные тарифные пакеты за денежные переводы для различных категорий клиентов. Решение о постепенном снижении тарифов вплоть до полной отмены комиссий было принято еще в начале 2018 года, указал он.
По словам Грефа, разовая и полная отмена комиссий за переводы была бы для Сбербанка достаточно тяжелым шагом. Потери дохода от отмены тарифов, по его оценке, — «большая сумма».
Сбербанк также намерен обсудить с Банком России свое обязательное участие в СБП, создаваемой под эгидой ЦБ, пока что такого обсуждения еще не было. В Сбербанке действует собственная система переводов. «Нам никто не подарил эту систему. Мы, собственно, изобрели ее, внедрили. И мне не кажется оптимальной такая квазиконкуренция с помощью регулятора», — сказал Греф (цитата по «Интерфаксу«). Однако он добавил, что Сбербанк готов «к любому варианту».
В понедельник глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила на парламентских слушаниях в Госдуме, что подключение к СБП будет обязательным для всех банков, особенно для системно значимых. Она напомнила, что изначально подключение было добровольным и практически все банки изъявляли желание присоединиться к системе. Однако отдельные игроки хотели бы сохранить свое монопольное положение на рынке и доходность от таких платежей, и это серьезное препятствие для развития конкуренции на рынке платежей и для доступности финансовых услуг для населения, говорила Набиуллина.
Планируется, что СБП начнет ограниченно работать для ряда клиентов в конце января, с конца февраля она заработает в полном режиме. ЦБ ожидает, что к концу 2019 года к СБП подключатся все крупные банки. До конца года комиссий за переводы в СБП не будет, с 2020 года они составят от 50 копеек до трех рублей.
Физлица смогут мгновенно и круглосуточно переводить через СБП друг другу деньги независимо от того, в каком банке обслуживаются отправитель и получатель. Идентификаторами в системе выступают номера мобильных телефонов, аккаунты в соцсетях, адреса электронной почты. Предполагается, что в дальнейшем услугой смогут пользоваться и юрлица.
Принят законопроект о досудебной блокировке ЦБ мошеннических сайтов
Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Гражданский кодекс и законодательство об информационной политике по введению досудебной блокировки со стороны ЦБ мошеннических сайтов.
Документ был инициирован группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с председателями обеих палат парламента Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко.
Авторы документа предлагают наделить Банк России правом включать сайты, вводящие клиентов кредитных и некредитных финансовых организаций в заблуждение сходством доменных имен (оформлением или содержанием), сайты, связанные с предоставлением на территории РФ финансовых услуг лицами, не имеющими права их оказывать, а также сайты, связанные с финансовыми пирамидами, в реестр сетевых адресов, содержащих запрещенную в РФ информацию, для их последующего возможного блокирования.
В течение суток после включения сайта в такой реестр провайдер хостинга обязан проинформировать владельца сайта и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы. Одновременно ЦБ получает право незамедлительного обращения в суд в связи с размещением в интернете такой информации. После вступления в силу судебного решения ЦБ может обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер ограничения доступа к информационным ресурсам, в отношении которых принят судебный акт.
Законопроект будет способствовать защите прав и законных интересов граждан РФ — потребителей финансовых услуг, предотвращению прямых финансовых потерь в результате использования интернет-сайтов, содержащих противоправную информацию, а также повышению доверия к финансовому рынку в РФ, говорится в заключении комитета по финрынку. Предполагается, что в случае принятия документ вступит в силу через 180 дней со дня его официального опубликования.
Как мы писали ранее, Госдума одобрила законопроект о досудебной блокировке ЦБ мошеннических сайтов.
ВТБ запатентовал технологию мультиэмитентных расчетов на блокчейне
ВТБ получил патент на технологию создания мультиэмитентных расчетных и платежных систем на блокчейне. Это первый случай патентования результатов интеллектуальной деятельности банка.
ВТБ сможет создавать цифровые продукты, сервисы и платежные инструменты, решая задачи учета взаиморасчетов между практически неограниченным количеством участников системы. Мультиэмитентная система обладает потенциалом снижать издержки и повышать эффективность бизнес-процессов для всех участников, говорится в сообщении кредитной организации.
Прототипом применения технологии в банке стал «Цифровой расчетный сервис» — инструмент для p2p-переводов на блокчейне. Функции платежной системы взяли на себя смарт-контракты, а скорость проведения операций ограничивалась только производительностью блокчейна.
По словам заместителя президента — председателя правления банка ВТБ Ольги Де