ОБЗОР СМИ
Путин счел комиссию за прием карт слишком высокой для магазинов
Накануне профильные ведомства выступили против регулирования этих тарифов
Комиссии для ритейлеров при оплате картами в 3% слишком большие, это квазиналог, над этим вопросом надо работать, сказал в среду на форуме «Деловая Россия» президент Владимир Путин, отвечая на вопрос из зала от члена генерального совета «Деловой России» Анны Нестеровой. У «зарубежных партнеров» комиссия за прием карт составляет 0,3%, жалуется она. В некоторых странах комиссия еще ниже 0,3%, знает президент: «По отдельным дебетовкам – 0,2%, по кредитным картам – 0,3%».
Электронная торговля развивается «гигантскими темпами», отметил Путин, а комиссии по картам – это ограничитель роста. «Здесь коллеги меня слышат, я вижу, в зале сидят люди – те, которые должны этим заниматься. Уверен, что они тоже будут реагировать на это, во всяком случае, это будет предметом нашего обсуждения с привлечением бизнес-сообщества», – заявил Путин.
Магазины платят за прием карт (эквайринг) 1–3% от суммы платежа, стоимость приема карт в интернете для малого бизнеса выше – от 2,5 до 3,5% в зависимости от оборота, неоднократно говорил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков. Он предлагал установить для магазинов тарифы, которые назвал Путин: до 0,2% для дебетовых карт и до 0,3% – для кредитных.
Ритейлеры много лет просят снизить комиссии за прием карт и регулировать их законодательно. Дискуссия разгорелась с новой силой после встречи вице-премьера Дмитрия Козака с ритейлерами в ноябре. По ее итогам Козак поручил до 1 февраля представить в правительство предложения, как снизить комиссию за эквайринг.
«По результатам анализа предложения о прямом ценовом регулировании не были поддержаны ФАС, Минфином, Минпромторгом и Банком России», – рассказал «Интерфаксу» представитель ФАС 5 февраля, накануне выступления Путина. Представитель Козака Илья Джус заявил, что решения, связанные со стоимостью приема карт для торговых точек, будут приниматься на согласительном совещании у вице-премьера, на нем ФАС представит предложения профильных ведомств. По его словам, совещание состоится уже после Сочинского форума (пройдет 14–15 февраля. – «Ведомости»).
«Тема обсуждалась в правительстве, она достаточно публична, и нет ничего удивительного, что президент в курсе», – отвечает Беляков на вопрос о потрясающей осведомленности Путина о ставках эквайринга и возможных причинах того, что при отрицательной позиции большинства ведомств президент снова поднял этот вопрос.
В правительство внесен доклад, в котором, в частности, не поддерживаются фиксированные цены на эквайринг в размере 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт, уточнила в среду пресс-служба ФАС. Доклад отражает согласованную позицию ФАС, Минфина, Минпромторга и ЦБ, говорится в ответе службы. Там также подчеркивается, что дорожная карта по развитию конкуренции предполагает создание условий для снижения комиссии, меры прорабатываются. ЦБ, Минфин и Минпромторг не ответили на запросы.
- Откуда ставки растут
Комиссия, которую ВТБ берет с магазинов за прием карт, значительно ниже 3%, сказал представитель госбанка. В среднем для торговых точек она находится в диапазоне 1,5–2,5%, рассказывали участники платежного рынка.
За счет этих средств банки окупают выпуск и обслуживание карт, платят клиентам бонусы и кэшбэки.
Снижение интерчейнджа неминуемо приведет к сокращению банками-эмитентами выплат кэшбэков, программ лояльности, а плата за обслуживание карт для клиентов, наоборот, вырастет, предупреждает руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов. Текущие ставки эквайринга – составляющая экосистемы безналичных платежей, которая уже доказала свою эффективность и в которой за счет высоких вознаграждений банков-эмитентов обеспечиваются крайне выгодные условия обслуживания держателей карт, отмечает в ответе на запрос пресс-служба «ФК Открытие». Visa, Mastercard и «Мир» на запросы не ответили.
Зарубежный опыт показывает, что снижение комиссий, которые торговые точки платят банку-эквайеру, приведет к отмене бонусных программ лояльности для клиентов, говорил предправления «Тинькофф банка» Оливер Хьюз.
«Мы не видим жесткой необходимости в регулировании. Например, в Европе после регулирования интерчейнджа доля наличных выросла и люди стали отказываться от карт, потому что банкам стало невыгодно их предлагать. Мы не хотим получить такой результат. Мы считаем, что безналичные расчеты гораздо более выгодны и государству, и гражданину», – рассказывала в январе в интервью «Ведомостям» первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
Регулирование комиссии позволит создать более справедливые условия для розничных точек, так как объем и характер платежей в небольшом магазине иной, нежели в крупной сети, считает начальник управления развития эквайринга и зарплатных проектов Московского кредитного банка Евгений Медведев. Потенциально это может сдержать рост цен, надеется он.
Представитель Сбербанка от комментариев отказался.
- Цены не снизятся
Даже если эквайринг подешевеет с 1–3 до 0,2–0,3%, торговцы вряд ли снизят цены: сэкономленные деньги они направят на развитие бизнеса. Речь сможет идти о сотнях миллиардов рублей: по данным ЦБ, за девять месяцев россияне оплатили картами 14 трлн руб.
«Мы надеемся, что ставки за прием платежей по картам для торговых точек снизятся: президент достаточно ясно сформулировал свою позицию по этому вопросу и напрямую обратился к руководителям ведомств, сидящим в зале», – сказал Беляков. Если это произойдет, то подтолкнет развитие и торговли, и систем безналичных платежей, уверен он.
В LavkaLavka тариф за прием карт – около 2% от суммы платежа, это существенная сумма, если учесть, что на карточные платежи приходится около 70% оборота магазинов LavkaLavka и до 80% – ресторанов, говорит основатель этого фермерского кооператива Борис Акимов: «Нас еще спасает достаточно высокая рентабельность, для ритейлеров с более низкой рентабельностью текущие тарифы за эквайринг – еще большая нагрузка». Маловероятно, что снижение комиссий за эквайринг отразится на покупателях, признает он (даже если допустить, что за снижением комиссий ритейлеры снизят цены, вряд ли покупатель заметит разницу в 1% или доли процента), но зато значительно расширит возможности бизнеса, позволит увеличить число торговых точек и т. д.
Кроме того, снижение комиссий приведет к тому, что больше торговцев будет принимать карты (сейчас многим это просто невыгодно), считает Акимов.
В «Азбуке вкуса» около 70% покупок оплачивается картами, говорит представитель сети: «С учетом этого мы рассматриваем возможность снижения розничных цен в случае уменьшения комиссии за эквайринг». Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов предлагает «хотя бы разрешить ритейлу участвовать в разработке бонусных программ».
Тарифы за эквайринг в среднем в 10 раз выше, чем за инкассацию наличных, рассказывает представитель группы «М.видео-Эльдорадо», оборот безналичных за последний год вырос в 1,5 раза и расходы на их прием все больше давят на цены – ритейлеры даже вынуждены планировать промокампании с учетом растущих расходов на эквайринг, а если они снизятся, можно будет предложить более низкие цены. Он выступает за госрегулирование в этой сфере и поддерживает развитие альтернативных форматов оплаты, например Системы быстрых платежей от ЦБ.
ФАС совместно с ЦБ сформулирует предложения по снижению комиссий за безналичный расчет
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с ЦБ РФ сформулирует предложения по снижению комиссий за безналичный расчет в торговых сетях. При этом вариант введения фиксированных цен на эквайринг не рассматривается, сообщила ТАСС пресс-служба антимонопольного ведомства.
«В настоящее время идет дальнейшая проработка полученных от участников рынка эквайринга мер, направленных на развитие сферы безналичных платежей в Российской Федерации, и снижение стоимости эквайринга. В рамках реализации названного пункта дорожной карты и с учетом результатов проводимого исследования состояния конкуренции в сфере услуг по осуществлению операций с использованием банковских карт будут сформированы дополнительные предложения», — пояснил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
В пресс-службе ФАС пояснили, что в правительство РФ внесен доклад по вопросу возможности снижения размера комиссионного вознаграждения при осуществлении расчетов за покупки в организациях торговли с использованием банковских карт. «В данном докладе представлена согласованная позиция Минфина России, Минпромторга России, Банка России и ФАС России по указанному вопросу. В частности, исходя из практики зарубежных стран не было поддержано предложение о введении фиксированных цен на эквайринг в размере 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт», — отметили в ФАС.
ФАС запросила у банков документы о тарифах на оплату товаров по картам
ФАС впервые проведет анализ комиссий при расчетах банковскими картами, которые Владимир Путин ранее назвал квазиналогом. Банкиры предупреждают, что «невзвешенное решение» угрожает разбалансировкой системы безналичных платежей
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала первое масштабное исследование конкуренции на рынке оплаты товаров и услуг с помощью банковских карт. Банки должны предоставить сведения о том, как формируются комиссии на рынке безналичных платежей с 2016 года, а ретейлеры — отчитаться о своих издержках по организации оплаты карточками за последние четыре года.
Письма с запросами о предоставлении информации (есть у РБК) получили банки и торговые ассоциации. Подлинность писем в адрес банков РБК подтвердили три источника на банковском рынке, а запросов для магазинов — президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков.
Соответствующие письма были направлены в адрес всех участников рынка эквайринга, и ответ ожидается не только от ретейлеров и банков, но и от операторов платежных систем, сообщили РБК в ФАС, уточнив, что ранее такие исследования не проводились.
«Запросы были направлены в рамках исследования ФАС России состояния конкуренции в сфере услуг по осуществлению операций с использованием банковских карт», — отметили в ведомстве. Исследование является частью «дорожной карты» по развитию конкуренции в отраслях российской экономики, которая была утверждена правительством в августе 2018 года. Данные будут использованы для соответствующего доклада в правительство, который должен быть подготовлен до конца марта 2019 года.
Источник, знакомый с ходом обсуждения в ФАС, пояснил РБК, что перед рассылкой писем вопрос рассматривали в рамках ведомственной комиссии. ФАС запрашивает информацию, чтобы понять, как происходит ценообразование в трех сегментах: эмиссия, эквайринг и переводы с карты на карту. «Конечная задача — снизить доходность от таких комиссий на стороне тех участников платежного рынка, где она формируется», — пояснил источник.
В ВТБ и банке «ФК Открытие» РБК подтвердили, что получили такое письмо от ФАС. В Сбербанке отказались от комментариев.
Жалобы на «квазиналог»
Предприятия розничной торговли давно жалуются на уровень банковских комиссий — вопрос вновь был поднят в конце прошлого года на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака. По его итогам были даны поручения Банку России, Минфину, ФАС и бизнесу представить в правительство предложения о снижении размера комиссионного вознаграждения при оплате банковскими картами в магазинах. Все ведомства, а также банки высказались против госрегулирования банковских комиссий. В то же время часть банков выразили готовность ограничить размер комиссий при оплате крупных покупок и социальных услуг.
6 февраля в поддержку позиции ретейлеров по поводу необходимости снижения банковских комиссий выступил президент России Владимир Путин. Он назвал существующие комиссии для бизнеса в 3% при безналичном расчете за товары и услуги слишком большими. «В некоторых странах [комиссия] даже не 0,3%, а еще меньше — 0,2%, у нас — 3%. Конечно, это слишком много, и, конечно, это квазиналог», — заявил Путин. Над этим вопросом «надо работать», уверен он. Обсудить проблему президент предложил в том числе с бизнесом.
Что интересует ФАС
Перечень информации, которую ФАС хочет получить от банков, занимает девять листов — служба настаивает на предоставлении копий документов, устанавливающих тарифы и правила предоставления услуг эквайринга для магазинов, копий договоров за 2017–2018 годы (по десять штук за год) на оказание банковских услуг по обеспечению безналичных платежей, информации о порядке заключения договоров на оказание таких услуг со всеми изменениями, дополнениями и приложениями. В частности, в список запрашиваемых данных вошли:
- условия, на которых банк предоставляет эквайринг для торгово-сервисных предприятий;
- информация о том, каким образом формируется стоимость услуг эквайринга;
- подробный экономический расчет применяемых комиссий банка-эквайера с указанием конкретных формул;
- сведения о комиссиях, которые банк получает с держателей карт и других участников расчетов при совершении операций с картами в банкоматах и POS-терминалах, с учетом всех влияющих факторов и разбивкой по платежным системам;
- сведения о комиссиях при переводе денежных средств с разбивкой по платежным системам;
- сведения о комиссиях, которые взимают с опрашиваемого банка другие участники расчетов;
- сумма прибыли, полученной банком от операций по картам.
Запрос для торгово-сервисных предприятий содержит два вопроса:
- информация об издержках по поддержанию системы безналичных платежей в период с 2015 года;
- сравнительные показатели издержек по поддержанию систем безналичных и наличных платежей с 2015 года.
ЦБ и операторы платежных систем на момент публикации на запросы РБК не ответили. Из крупнейших банков ситуацию прокомментировали только в ВТБ и «ФК Открытие». В ВТБ сообщили, что уровень их комиссии за услуги эквайринга значительно ниже 3%. «Мы всегда стараемся идти навстречу торгово-сервисным предприятиям при определении данного параметра», — заверили там.
«Текущие ставки эквайринга — составляющая экосистемы безналичных платежей, которая уже доказала свою эффективность и в которой за счет высоких вознаграждений банков-эмитентов обеспечиваются крайне выгодные условия обслуживания держателей карт», — пояснили в пресс-службе банка «Открытие». Резкое изменение одной из компонент этой системы может ее разбалансировать и привести к ущербу для безналичной экономики, поэтому решение о регулировании и снижении комиссий должно быть взвешенным, предупредили в «ФК Открытие».
Можно ли снизить комиссии
Снижении комиссии за эквайринг возможно только в рамках трех составляющих, из которых она складывается: комиссии платежной системе, комиссии банку — эмитенту карты и комиссии банка-эквайера, отмечает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин.
Комиссионное вознаграждение, или торговая уступка, которую торговля платит банку-эквайеру, кроме непосредственно комиссии этого банка включает межбанковское вознаграждение, или интерчейндж (процент от суммы платежа), который банк-эквайер платит банку — эмитенту карты. Он, в свою очередь, перечисляет еще комиссию платежной системе. Интерчейндж устанавливается платежной системой. Если торговая уступка в целом превышает 2%, то размер интерчейнджа в среднем в России составляет около 1,5%, а вознаграждение платежной системы — 0,1%.
Размер интерчейнджа зависит от уровня риска, который устанавливает платежная система, и во многом это связано с деятельностью/профилем бизнеса, которому предоставляется услуга. Также отслеживается и тип используемой карты для проведения оплаты, регион/юрисдикция, способ проведения транзакции — имеются целые справочники на эту тему, говорит Максим Шапировский, менеджер Deloitte Digital в СНГ. А ставка банка-эквайера/процессингового центра формируется на основе следующих критериев, по которым оценивают бизнес: себестоимость услуг банка/процессингового центра; доход банка/процессингового центра; оборот торговой организации; финансовая схема расчетов; уровень риска клиента и индивидуальные технические доработки, требующиеся подключаемому клиенту.
Представители торговли единодушно выступают за ограничение банковских комиссий. Комиссии за эквайринг можно снизить несколькими способами, среди которых изменение политики платежных систем и введение нормативного регулирования по примеру Евросоюза, говорит Сергей Беляков. Аргумент банков, что за счет комиссионных доходов от таких операций они окупают выпуск и обслуживание карт, выплачивают клиентам бонусы и запускают программы лояльности, магазины отвергают. «Снижение комиссии [за эквайринг] не повлечет за собой отсутствие бонусов или каких-то поощрений, а напротив, их смогут развивать ретейлеры еще лучше, потому что у них на это появится больше возможностей», — считает Артем Соколов. Он уверен, что в реальности все эти программы и так оплачивают ретейлеры.
Минус подхода, предусматривающего законодательное ограничение интерчейнджа, в том, что государственное вмешательство вредит экономике, говорит Сергей Гришунин. Добровольное снижение банком собственной комиссии труднореализуемо, так как комиссионный доход сейчас составляет существенную часть доходов банков в России. «В условиях низкой процентной маржи банки не согласятся на снижение собственного комиссионного дохода. Но снижение возможно. Например, создание собственного процессингового центра может быть дешевле использования центра на аутсорсе. Еще один путь — оптимизация и автоматизация операционных процессов, что сократит расходы», — предлагает эксперт возможные варианты решения проблемы.
ФАС сделала программное заявление
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) остановилась на жестком варианте регулирования предустановки отечественного софта: согласно готовому законопроекту, она должна стать условием выпуска устройств на российский рынок. Принятие документа может помочь «Яндексу» сэкономить «десятки миллионов долларов в год» на коммерческих контрактах с вендорами, оценивают эксперты. Иностранные компании обеспокоены инициативой: по данным «Ъ», отрицательный отзыв на законопроект российским властям направила Apple.
ФАС направила в Минкомсвязь проект поправок к законам «О связи» и «Об информации» (есть у «Ъ»), предлагающий обязать производителей смартфонов, планшетов и компьютеров предустанавливать на них отечественный софт. Чтобы попасть на российский рынок, производители обязаны будут устанавливать на свои устройства российское ПО и обеспечить возможность полной удаляемости иностранных предустановленных программ, если они не влияют на функционирование оборудования. Перечень устройств, на которых должно быть предустановлено отечественное ПО, перечень типов такого ПО и порядок формирования и ведения реестра будут устанавливаться правительством. Ранее «Ъ» сообщал, что, в соответствии с концепцией законопроекта, подготовленной ФАС в конце января, речь шла о браузере, антивирусе, программе геопозиционирования и мессенджере, устанавливаемых на смартфоны, планшеты, ноутбуки и стационарные компьютеры массой до 10 кг.
«То, что мы создаем альтернативу иностранным продуктам, вовсе не означает, что мы собираемся встать на путь самоизоляции. Это просто невозможно, а самое главное, это нецелесообразно», — Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ, в январе 2019 года
В ФАС подтвердили «Ъ», что законопроект направлен в Минкомсвязь. В России абонентское оборудование связи подлежит сертификации, напомнил заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. «Выполнение требований по предустановке и удаляемости приложений, не влияющих на работоспособность устройств, станет одним из условий сертификации такого оборудования»,— сказал он. Документ прорабатывается в профильных департаментах, подтвердил «Ъ» заместитель главы Минкомсвязи Олег Иванов. «В целом подход интересный, но должен быть тщательно проработан как с технической, так и с экономической точек зрения»,— отметил он.
Согласно проекту, предустановка приложений станет обязательным условием для выхода устройств в обращение на российском рынке, констатирует представитель ассоциации РАТЭК (входят Apple, Samsung, Huawei, Google, Philips и др.) Антон Гуськов.
Для подтверждения соответствия требованиям устройства проходят испытания, которые проводятся по стандартам, но для подтверждения условий предустановки и удаляемости приложений и софта таких стандартов не существует, отмечает он.
Таким образом, требования законопроекта ФАС будут невыполнимы, как минимум пока такие стандарты не появятся, считает господин Гуськов. Если все же проект ФАС станет нормой, это приведет к технологическому отставанию России от других стран и дисбалансу конкуренции, настаивает он.
По данным собеседников «Ъ» на рынке связи, законопроектом, в частности, обеспокоена компания Apple, которая направила в ФАС соответствующий отзыв и надеется на продолжение дискуссии по поводу документа.
Именно на Apple инициатива может отразиться наиболее болезненно, согласен аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: компания имеет закрытую операционную платформу, на которой практически отсутствуют определенные категории приложений, например антивирусы. Высока вероятность, что в случае принятия регулирования Apple может серьезно снизить долю на российском рынке, полагает он. В самой Apple не ответили на запрос «Ъ».
Напротив, выиграет от инициативы «Яндекс», которого собеседники «Ъ» на рынке называют основным лоббистом законопроекта. Так, сейчас «Яндекс» платит десятки миллионов долларов в год за предустановку своих приложений в смартфонах, оценивает Эльдар Муртазин: благодаря этому примерно из 35 млн смартфонов, продающихся в России ежегодно, на 18 млн есть приложения «Яндекса». Предложенный ФАС механизм регулирования логичен, но он приведет к тому, что огромный рынок предустановки приложений исчезнет, считает аналитик. «После принятия законопроекта для «Яндекса» предустановка потенциально может стать бесплатной, поскольку в требованиях регулятора не описаны механизмы выбора софта для предустановки»,— указывает господин Муртазин.
В «Яндексе» сообщили «Ъ», что позиция компании по концепции законопроекта ФАС не изменилась. «Важно, чтобы технические детали любого нового регулирования были тщательно проработаны. Безусловно, существующие коммерческие договоренности с производителями необходимо сохранить. Также не должны пострадать пользовательский опыт и безопасность устройств»,— отмечали ранее в компании.
Президент России согласился с идеей исправить проблему с необоснованной блокировкой счетов компаний
Президент России Владимир Путин согласился с идеей усовершенствовать «антиотмывочный» закон, чтобы избежать необоснованных блокировок банковских счетов предприятий из-за операций, которые кредитные организации по этому закону должны расценивать как потенциально подозрительные.
Один из участников пленарного заседания форума «Деловой России» рассказал российскому лидеру, что по действующему закону практически любой платеж предпринимателя может быть признан подозрительным, что приводит к блокировке счета его компании и существенно осложняет работу. Участник форума предложил обеспечить некий иммунитет для компаний, которые в течение нескольких лет не получали никаких замечаний в рамках этого закона, «чтобы автоматической блокировки счета не было без предварительных переговоров с предпринимателем, без возможности дать объяснения».
«Мне кажется абсолютно здравым предложение по поводу того, что если компания работает в течение нескольких лет, допустим трех лет, без всяких серьезных к ней претензий, то ее вполне можно избавить от таких подозрений», — ответил Путин.
Президент признал, что в некоторых случаях блокировка счетов неизбежна, «но это негативно сказывается на ведении бизнеса и может иметь тяжелые последствия». «Если эту меру использовать, то она должна быть как крайняя, а не широко применяемая», — добавил он.
Президент напомнил, что эту тему уже обсуждал с женщинами-предпринимателями в 2018 году во время встречи в преддверии 8 Марта. Путин отметил, что тогда попросил правительство и Центробанк сформулировать соответствующее предложение, но, «к сожалению, до сих пор этот вопрос не решен».
«Коллеги слышат, что я говорю, слышат ваше предложение. Мы доработаем как можно быстрее», — заключил президент РФ.
Банкам разрешат проверять мобильные номера клиентов?
Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении законопроект о создании сервиса для проверки банками сведений об абонентах мобильных операторов.
Законопроект о создании сервиса для проверки банками сведений об абонентах мобильных операторов в июле 2018 года внес председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Его планируется рассмотреть 7 февраля. «Законопроект направлен на то, чтобы финансовые институты могли <…> определять достоверность владельца номера телефона», – объяснил А. Аксаков. Пользоваться этой системой смогут ЦБ, банки и операторы платежных систем.
Использование анонимных сим-карт несет угрозу финансовому рынку, перечисляют авторы в пояснительной записке. Например, для денежных переводов без открытия банковского счета (до 100 000 руб.) достаточно пройти так называемую процедуру упрощенной идентификации, которая предполагает подтверждение мобильного номера, и недобросовестные клиенты могут использовать номера, купленные у нелегальных продавцов. Сделать это легко. Летом прошлого года МВД и Роскомнадзор изъяли 20 700 сим-карт, предназначенных для незаконной продажи.
Во-вторых, граждане часто жалуются банкам на задолженности предыдущих владельцев мобильных номеров (авторы называют их токсичными). Их от одного абонента к другому передают операторы. Кредиторы, желающие взыскать долг с нового владельца номера, способны доставить ему массу неудобств. Эти же токсичные номера могут использоваться при подтверждении юридически значимых действий граждан при взаимодействии с государственными системами и бюро кредитных историй.
Система не будет собирать и хранить информацию об абонентах, а работать она должна в виде шлюза, перенаправляя запрос оператору, гласит пояснительная записка. Запросы будут тарифицироваться, но как, пока не ясно. В ответ банк получит подтверждение соответствия номера, ФИО абонента и номера документа, удостоверяющего его личность. Функционал тестировало ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи», оператор базы перенесенных номеров. Оператора системы определит правительство. Оно дало положительный отзыв на законопроект, сказал А. Аксаков: замечания есть, но они технические и будут уточнены ко второму чтению.
Бедность довела: почему россияне идут к мошенникам
Россияне все чаще идут к нелегальным кредиторам и вкладывают деньги в финансовые пирамиды. Эксперты говорят, что такое поведение россиян вызвано низкими доходами. Часть наших сограждан пытается получить кредит, чтобы рассчитаться по прежним долгам, а те, кому удается немного отложить, не готовы медленно копить деньги на вкладах.
Россияне все чаще обращаются к мошенникам. Как рассказали в Банке России, в 2018 году ЦБ выявил 2293 организации-нелегальных кредитора на территории России, что превышает в 1,7 раза соответствующее количество (1344) в 2017 году.
Об этом рассказал в интервью РИА «Новости» директор департамента противодействия недобросовестным практикам Центробанка Валерий Лях.
За прошлый год выросло не только количество нелегальных кредиторов, но и количество пирамид. Если в 2017 году было выявлено 137 финансовых пирамид, то в 2018 году — 168.
Полученные данные в ЦБ объясняют «более активной работой в регионах».
Идти к нелегальным кредиторам и вкладываться в пирамиды россиян заставляет ухудшение экономической ситуации, поясняют эксперты.
В 2019 году реальные доходы населения России будут стагнировать, вероятно продолжение падения реальных доходов ориентировочно на 0,4-0,5%, говорится в исследовании Финансового университета при правительстве РФ.
Реальные доходы россиян продолжают падать пятый год подряд, свидетельствуют данные Росстата. Речь идет о доходах, скорректированных на инфляцию и обязательные платежи. В 2018 году снижение составило 0,2%. При этом в 2017 году речь шла о снижении на 1,2%, в 2016 году показатель упал на 5,8% в реальном выражении, в 2015 году — на 3,2%, а в 2014 году — на 0,7%. Последний раз реальные доходы населения росли в 2013 году — на 4%.
На этом фоне россияне начали активно брать кредиты. Так, в прошлом году объем кредитов населению по состоянию на конец года достиг 14,9 триллиона рублей, что стало абсолютным максимумом с 2012 года. Долги россиян за прошедший год выросли на 22,8%.
«Снижение уровня потребления при снижении доходов — всегда очень болезненный процесс, поэтому граждане любят перекредитовываться, закрывать одни кредиты другими, хотя это очень рискованная финансовая стратегия. Хорошо, если она не приведет к массовым банкротствам и «схлопыванию» рынк