ОБЗОР СМИ
Банк России согласовал с Правительством Российской Федерации «дорожную карту» по реализации Основных направлений развития финансового рынка на предстоящие три года. Документ был утвержден Советом директоров в феврале 2019 года.
Мероприятия по развитию финансового рынка сгруппированы по четырем направлениям: развитие конкуренции; формирование доверительной среды; поддержание финансовой стабильности; обеспечение доступности финансовых услуг и капитала.
В ближайшие три года для обеспечения конкурентного доступа к инфраструктуре и данным на финансовом рынке Банк России планирует развивать Систему быстрых платежей, механизм удаленной идентификации с помощью биометрии, запустить проект «Маркетплейс» и цифровой профиль. Кроме того, в планах регулятора – расширить права бюро кредитных историй на получение, обработку и передачу персональных данных, а также использование альтернативных скоринговых моделей, включая поведенческий скоринг на основе данных социальных сетей и иных легальных источников.
Работая над повышением доверия к финансовым институтам, регулятор намерен определить понятие конфликта интересов при продаже финансовых продуктов, разработать рекомендации, как избежать либо свести конфликт к минимуму. Совместно с Правительством РФ планируется выстроить систему регулирования и надзора за деятельностью аудиторов.
Одной из приоритетных задач по обеспечению финансовой стабильности является повышение оперативности и своевременности надзорного реагирования. Банк России намерен расширить применение профессионального суждения в надзорном процессе. Это позволит реагировать на возникающие проблемы в финансовых организациях на ранних стадиях.
В области повышения доступности финансовых услуг и капитала Банк России собирается расширить перечень разрешенных активов для НПФ и страховщиков, устранить барьеры для запуска и реализации проектов государственно-частного партнерства и выпуска концессионных облигаций. Предусматриваются меры, направленные на стимулирование притока прямых инвестиций на финансирование социально ответственных проектов, в том числе выпуск «зеленых» облигаций.
«Реализация запланированных мероприятий не только позволит финансовому рынку оперативно отвечать на возникающие вызовы и потребности его участников, но и будет способствовать повышению доверия граждан и бизнеса к финансовым институтам и действиям регулятора», – отметил директор Департамента стратегического развития финансового рынка Владимир Таможников.
Банк России публикует обзор взаимодействия Службы анализа рисков и СРО оценщиков
Документ подготовлен по итогам взаимодействия Службы анализа рисков (САР) Банка России и оценочного сообщества за 2017–2018 годы.
Ключевым элементом взаимодействия с саморегулируемыми организациями (СРО) оценщиков является направление САР жалоб в СРО по итогам анализа отчетов об оценке независимых оценщиков. Это один из инструментов, применяемых Банком России для предотвращения использования поднадзорными организациями отчетов об оценке, выполненных с нарушениями требований законодательства.
По итогам анализа поступивших на проверку от структурных подразделений Банка России отчетов об оценке, использованных в деятельности поднадзорных Банку России организаций, Служба анализа рисков за два года направила в СРО 255 жалоб на действия оценщиков.
Изучение характера мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО к оценщикам по итогам рассмотрения жалоб, показывает, что СРО недостаточно используют инструменты влияния на оценщиков. Единичные случаи применения СРО штрафа (2%), приостановления права оценочной деятельности (3%, при этом на очень короткий срок – не более 1 месяца), рекомендации о приостановлении деятельности (1%) не позволяют в достаточной мере обеспечить повышение качества оценочных услуг, отмечается в обзоре.
Служба анализа рисков Банка России в дальнейшем будет обращать особое внимание на повышение качества оценочных услуг, и прежде всего – тех оценщиков, в отношении которых направлено более одной жалобы и неоднократно применялись меры дисциплинарного воздействия.
Обзоры взаимодействия САР и СРО оценщиков будут публиковаться на сайте Банка России раз в полгода.
Московский кредитный банк (МКБ) стал акционером терминальной сети «Элекснет», принадлежащей «Роснефти» и группе «Регион». Банк может передать сети свои терминалы, а сам будет пользоваться ее услугами. Эксперты считают сделку более выгодной для «Элекснета», чем для МКБ.
МКБ в конце 2018 года получил 49% в «Элекснете», сообщил «Ъ» источник в банке, а затем подтвердили в его пресс-службе. Долю банк приобрел у кипрского офшора Elecsnet Holding Limited, который владел 100% небанковской кредитной организации «Московский клиринговый центр», отвечающей за проведение платежей «Элекснета». Сам офшор в 2018 году приобрели у граждан—основателей сети и фонда Mint Capital структуры группы «Регион» и структуры «Роснефти». Таким образом, они сохранили 51% в «Элекснете».
«Элекснет» начал сотрудничать с МКБ сразу после покупки сети структурами «Региона» и «Роснефти». Уже в сентябре в терминалах компании появилась возможность оплачивать кредиты МКБ, а в ноябре терминалы банка позволили пополнять кошелек «Элекснета». По данным самой компании, в ее сети сейчас 4,2 тыс. устройств. Эту информацию подтверждают и в МКБ. «Ключевая особенность в том, что «Элекснет» оказывает услуги именно через собственную сеть,— пояснили в банке.— У МКБ собственных устройств более 7 тыс. В результате слияния инфраструктуры образуется сеть более чем в 11 тыс. устройств фактически во всех регионах РФ».
Единый парк займет второе место на рынке по выручке, доступности сети, количеству получателей услуг. Перевод терминалов под банковские нужды с расширением функционала позволит объединенному оператору занять долю рынка порядка 6% по количеству терминалов и около 25% по выручке, уточнили в МКБ. По данным ЦБ за 2017 год (более поздней статистики нет), в целом в России работает около 350 тыс. платежных терминалов небанковских организаций и чуть меньше 10 тыс. у банков. Исходя из этого доля общей инфраструктуры МКБ и «Элекснета» на рынке составит около 3%. Как уточнили в МКБ, в перспективе планируется создать возможность для клиентов банка из малого бизнеса осуществлять через новые терминалы самоинкассацию, проводить расчеты с клиентами и контрагентами. Необходимость получения доли в «Элекснете» в МКБ объясняют тем, что так «удобнее внедрять новые услуги с учетом того, что на стороне МКБ уже есть технологии самоинкассации». По информации источника «Ъ», банк рассматривает возможность передачи всех своих терминалов «Элекснету». В пресс-службе МКБ эту информацию комментировать отказались. В «Элекснете» не ответили на запрос «Ъ».
Между тем эксперты не считают покупку доли в «Элекснете» целесообразной для банка. Сейчас активно растет доля безналичных расчетов, а количество банкоматов снижается, и в этих условиях логичнее заключать агентский договор, считает председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева: «МКБ мог просто сделать «Элекснет» агентом по приему наличных для банка в терминалах сети». С этим согласен гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. «По сути, это очень крупная сделка на рынке, где много быстрорастущих конкурирующих альтернатив,— уточняет он.— Все они в виртуальном пространстве, и их будущее более очевидно».
Для «Элекснета», наоборот, сделка выглядит выгодной. «Мне кажется, что «Элекснет» потерял какую-то динамику развития и долю рынка,— считает исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова.— Для него партнер в виде банка, который на своих условиях наполнит терминалы продуктами, создает возможность развиваться».
ЦБ может обязать все системно значимые банки РФ присоединиться к СБП до осени
Системно значимые банки России могут обязать присоединиться к Системе быстрых платежей (СБП) с 1 сентября 2019 года, на остальные кредитные организации, имеющие универсальную лицензию на осуществление банковских операций, — с 1 апреля 2020 года. Это следует из проекта указания Банка России, опубликованного в понедельник, 8 апреля, на сайте регулятора.
«Требование об обязательном предоставлении доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей участниками СБП — кредитными организациями (их филиалами), являющимися участниками внешней платежной системы, будет распространяться на системно значимые кредитные организации с 1 сентября 2019 года, на остальные кредитные организации — с 1 апреля 2020 года», — говорится в пояснительной записке к документу.
О том, что подключение к СБП должно стать обязательным, в первую очередь для системно значимых банков, глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила в конце января. Банк России рассчитывает, что в весеннюю сессию Госдума примет закон, который обяжет крупные банки подключаться к СБП, об этом Набиуллина сообщила на ежегодной встрече банков с руководством регулятора. Изначально предполагалось, что подключение к СБП должно быть добровольным.
Регулятор предлагает направлять предложения и замечания к проекту в рамках публичного обсуждения с 8 по 21 апреля 2019 года включительно.
Cрок вступления в силу проекта предусмотрен с 1 июля 2019 года, за исключением его отдельных положений. Действие проекта будет распространяться на участников платежной системы Банка России и ОПКЦ внешней платежной системы, отмечается в указе ЦБ.
Целями издания проекта являются: совершенствование предоставляемых платежной системой Банка России сервисов, в том числе развитие сервиса быстрых платежей; обеспечение беспрепятственного и недискриминационного доступа пользователей платежных услуг к сервису быстрых платежей, поясняет регулятор.
Разработанная ЦБ Система быстрых платежей запущена с 28 февраля для всех клиентов банков-участников. На данный момент в системе работают 12 банков, еще 100 кредитных организаций подали заявки на интеграцию. СБП позволяет физическим лицам осуществлять мгновенные платежи в круглосуточном режиме по номеру мобильного телефона независимо от того, в каких банках открыты счета отправителя и получателя перевода.
В первый год система должна работать с нулевыми комиссиями для банков, а с начала 2020 года комиссии будут установлены в размере от 0,5 до 3 рублей для каждого из двух банков (отправитель и получатель) в зависимости от суммы перевода. Что касается комиссий за переводы в СБП для самих клиентов, то банки самостоятельно будут устанавливать такие тарифы.
Следующим этапом развития системы будет запуск во второй половине 2019 года платежей в пользу юридических лиц с помощью QR-кода при оплате товаров и услуг.
ЦФТ разработал облачное решение для взаимодействия с Маркетплейсом Банка России
Облачное решение ЦФТ обеспечивает обработку, преобразование и передачу прикладных запросов согласно спецификациям, действующим для платформы финансовых услуг.
«Маркетплейс» Банка России – площадка для всех участников финансового рынка, в состав которой входят: витрины-агрегаторы, показывающие потребителям информацию о финансовых продуктах; специальные платформы по разным финансовым продуктам, технологически соединяющие витрины-агрегаторы с поставщиками финансовых продуктов.
В ходе реализации проекта первой к запуску в промышленную эксплуатацию подготовлена платформа по банковским вкладам. Технологическим партнером проекта «Маркетплейс» и оператором платформы, через которую будут привлекаться банковские депозиты, является Московская биржа.
Для подключения банка к электронной платформе необходим соответствующий технологический инструментарий. Решение компании ЦФТ разработано в тесном сотрудничестве с экспертами Московской биржи. При его создании применены современные технологии интеграции, обеспечивающие эффективное и безопасное технологическое взаимодействие АБС банка с системой «Маркетплейс» Банка России. Реализована безопасная схема подключения в облаке по ГОСТу, поддерживаются протоколы передачи данных платформы ММВБ, обеспечивается кэширование данных в случае недоступности АБС, в части защиты персональных данных соблюдено действующее законодательство.
«Проект «Маркетплейс» Банка России предполагает тесную технологическую интеграцию разных его участников – операторов платформ, Национального расчётного депозитария (НРД), банков-партнеров, витрин-агрегаторов – говорит Андрей Висящев, Председатель Правления ГК ЦФТ. – Мы разработали инструмент для взаимодействия АБС банка с платформами «Маркетплейс». Это – облачное решение: банк получает возможность быстрого входа в проект на технологическом уровне и при этом оптимизирует свои затраты на создание необходимой IT-инфраструктуры. Доступ к программному обеспечению осуществляется через web-интерфейс».
Облачное решение ЦФТ обеспечивает: обработку, преобразование и передачу прикладных запросов согласно спецификациям, действующим для платформы финансовых услуг. Функциональная составляющая решения ЦФТ будет развиваться последовательно в соответствии с расширением линейки финансовых продуктов, размещаемых на площадках «Маркетплейс». В настоящее время реализована функциональность для подключения банка к платформе «Депозиты». Банк может передавать в платформу финансовые продукты для продажи, создавать досье нового клиента, передавать по запросу данные по счетам существующего клиента из АБС в платформу, отправлять в платформу уведомления об изменениях по договору вклада.
Силовики могут получить право без суда приостанавливать операции по счетам и вкладам
Росфинмониторинг предлагает позволить МВД и ФСБ приостанавливать операции по банковским счетам без решения суда. Речь идет о приостановке списаний денег со счетов и вкладов, используемых для финансирования терроризма, оборота наркотиков, а также проведения незаконных публичных мероприятий. Приостанавливать эти операции предлагается «только в нетерпящих отлагательства случаях».
Росфинмониторинг разработал и опубликовал законопроект, согласно которому власти смогут без суда потребовать у банков приостановить списание средств со счетов или вкладов. Такое решение, как следует из пояснительной записки, может быть принято, если известно, что этот счет или вклад используется для финансирования:
- террористической и экстремистской деятельности,
- организации и проведения публичных мероприятий с нарушением установленного порядка,
- незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.
Принятие законопроекта позволит создать «эффективный механизм обеспечения безопасности государства, защиты интересов общества и граждан в случае использования финансовых инструментов в противоправных целях», указывается в документе.
Кто будет принимать решение
Дать такое право предлагается «ограниченной категории должностных лиц». Это будут руководители федеральных МВД, ФСБ, Росфинмониторинга, их заместители, а также руководители территориальных органов МВД и ФСБ.
Если они примут решение приостановить операции по счету или вкладу, то в течение суток должны будут уведомить об этом генпрокурора, его заместителя или прокурора субъекта федерации — в зависимости от того, на каком уровне было принято решение о «заморозке» счета. Генпрокуратура при этом сможет опротестовать решение о приостановке операций, если посчитает, что оно было принято с нарушением закона. На рассмотрение ее жалобы отводится 48 часов.
Какие операции предложено блокировать без суда
Речь в законопроекте идет об «операциях, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа».
Приостанавливать эти операции предлагается «только в нетерпящих отлагательства случаях» и при наличии «достаточных, предварительно подтвержденных и задокументированных» оснований, говорится в документе.
Как будет работать новый механизм
Чтобы действовать оперативно, Росфинмониторинг предлагает действовать так же, как делается сейчас с блокировкой счетов по 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Силовики, приняв решение о необходимости заблокировать списание денег, должны будут оповестить об этом банк, который выпустил карту, открыл счет или вклад или с которым заключен договор об использовании электронного средства платежа. Банк при этом должен будет сообщить о приостановлении операций по счетам, вкладам или картам их владельцам в тот же день.
Новый порядок повлечет за собой «ограничение прав граждан», которые не смогут распоряжаться собственными деньгами, признает Росфинмониторинг в пояснительной записке. Поэтому приостанавливать операции предлагается только временно — максимум на 10 рабочих дней. Для блокировки операций на больший срок понадобится судебное решение.
Суд же, приняв такое решение, может также назначить владельцу заблокированного вклада или счета «ежемесячное пособие» в размере прожиточного минимума — для «обеспечения жизнедеятельности» его самого и членов его семьи. «Пособие» предлагается выплачивать из его собственных денег — тех, что лежат на счете или вкладе, операции по которому приостанавливаются.
Зачем потребовались изменения
Авторы законопроекта объясняют это ссылаясь на «информацию правоохранительных органов». Согласно этой информации, «в подавляющем большинстве случаев» для совершения преступлений используются счета или вклады, открытые на подставных лиц или без идентификации владельцев и на короткое время. Это делает блокировку таким счетов и вкладов через суд «неэффективной», указывается в документе.
Открыть со скриптом: правила продажи финпродуктов подготовят к лету
Фразы, которые сотрудникам банков можно и нельзя говорить населению, появятся во II квартале 2019 года. Об этом «Известиям» рассказал Василий Заблоцкий, президент Национальной финансовой ассоциации (саморегулируемая организация), в которую входят крупнейшие банки. В частности, кредитным организациям будет запрещено сообщать клиентам, что продукт застрахован, если это не вклад. Также они должны будут предупредить о потенциальных рисках потери средств. Новые нормы распространятся на продукты с инвестиционной составляющей, которые банки как агенты предоставляют гражданам. В ЦБ поддерживают создание сценариев взаимодействия с потребителями финуслуг. Однако эффективность правил общения с клиентами будет зависеть от того, насколько банк дорожит своей репутацией.
Подмена понятий
Уже во II квартале 2019 года у банков появятся четкие сценарии общения с клиентами при продаже финансовых продуктов (так называемые скрипты), сообщил «Известиям» Василий Заблоцкий. В частности, банку нельзя будет говорить клиенту, что продукт застрахован, если это не банковский депозит. Кроме того, кредитная организация обязана сообщить о всех возможных рисках приобретаемого продукта. Например, о потенциальных потерях средств. Под такие нормы подпадет работа с инвестиционными продуктами — ПИФами, доверительным управлением, ценными бумагами, брокерскими и индивидуальными инвестиционными счетами (ИИС), которые кредитные организации в качестве агентов предоставляют населению.
В НФА считают, что требования по скриптам станут еще одним способом борьбы с мисселингом — когда клиенту под видом одной услуги продают другую. Например, чаще всего кредитные организации говорят, что предлагают открыть вклад, а на самом деле продвигают инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Неслучайно именно этот вид мисселинга неоднократно попадал в поле зрения Центробанка. В регуляторе заявляли, что агенты предоставляют потребителям неполную информацию об особенностях и рисках инвестиционного страхования жизни.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
ИСЖ — это инструмент, обеспечивающий клиенту кроме непосредственно страховки доход от инвестиций при гарантии сохранности финансовых вложений. Однако это высокорисковый продукт: если закрывать его досрочно, то можно получить меньше денег, чем в него было вложено. Колеблется и доход от ИСЖ. В результате прибыль по такому полису зачастую оказывается ниже, чем у банковского вклада. Премии страховщиков по ИСЖ за шесть месяцев 2018 года выросли на 65% по отношению к 2017 году и достигли 138 млрд рублей.
Также сотрудники банков умудряются под видом вкладов продать гражданам паи ПИФов, ценные бумаги, в том числе облигации и векселя своей же кредитной организации или своих партнеров. При этом клиентов никто не предупреждает о том, что инвестиции в эти инструменты в отличие от вкладов не застрахованы государством. Не редки случаи, когда при получении уже одобренного кредита перед клиентом кладут на подпись договор страхования. Причем в этот момент заемщику «намекают», что отказ может не лучшим образом отразиться на его кредитной истории.
В пресс-службе ЦБ «Известиям» сообщили, что поддерживают разработку такого стандарта саморегулируемыми организациями. Там добавили, что своим информационным письмом давали общие рекомендации СРО к сценариям продаж — рекомендовали обеспечить их соответствие общим принципам защиты прав и интересов граждан. В свою очередь, детальные положения (в том числе в части подходов при взаимодействии с клиентами и в части инвестиционного консультирования) прописываются непосредственно СРО, подчеркнули в регуляторе.
Максимально корректно
Банки, опрошенные «Известиями», положительно оценивают введение требований по скриптам. На российском рынке есть финансовые продукты, которые появились недавно и не изучены потребителем, отметила руководитель направления департамента розничных продуктов Локо-банка Надежда Белая. Требования по скриптам позволят клиентам гарантированно получать четкую и понятную информацию, а сотрудникам банков станет проще ориентироваться в условиях продуктов, считает руководитель Центра организации продаж и развития казначейских операций УБРиР Максим Голубков.
С появлением общих стандартов станет больше банков с высоким качеством сервиса, уверен директор департамента сети и развития продаж Росбанка Тахир Минажетдинов. Альфа-банк также поддерживает внедрение требований по скриптам и совместно с НФА работает над их концепцией, рассказал директор по развитию сегментов и некредитных продуктов розничного бизнеса банка Алексей Ермаков. Таким образом граждане будут защищены от случаев, когда навязываются различные условия под «звездочкой», отметила начальник управления организации продаж в сети «Ак Барс Банка» Ксения Сергеева.
Работают над подготовкой стандарта и в «БКС Премьер». Там заявили, что заинтересованы в максимально корректном общении с действующими и потенциальными частными инвесторами, а также в том, чтобы примеров недобросовестной конкуренции становилось всё меньше.
Случаи нарушения требований будут рассматриваться на дисциплинарном комитете НФА, пояснили «Известиям» в саморегулируемой организации. В зависимости от их тяжести на профучастника могут быть наложены штрафные санкции (их размер определит комитет). Также выявлением случаев мисселинга занимается служба по защите прав потребителей при Банке России. Она может оштрафовать или вынести предписание об устранении нарушений. Однако для этого клиент должен обратиться с жалобой.
Требования к скриптам — полезное нововведение, которое следовало внедрить давно, утверждает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. По его словам, в этом вопросе необходимо взять на вооружение опыт Кипра. Там продавцы финансовых услуг обязаны предупреждать о высоком риске потерять деньги при каждом разговоре с клиентом. Для наглядности они должны сообщить, сколько их клиентов ранее потеряли средства при инвестировании.
Кроме того, кипрские организации обязаны отказывать желающим воспользоваться финансовыми услугами, если у них недостаточно опыта в инвестировании или же их ежегодный доход ниже определенного уровня. В случае невыполнения требований предусмотрен штраф в размере от €50 тыс. до €300 тыс. Такой подход повышает внутренний контроль организации. За счет высоких штрафов регулятору Кипра удалось переложить основную работу по мониторингу на самих участников, подчеркнул Геннадий Николаев.
Однако любые стандарты, принятые той или иной СРО, носят преимущественно рекомендательный характер, напомнил президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев. Поэтому их выполнение полностью зависит от того, дорожит ли компания своим имиджем или нет, говорит эксперт.
Visa введет льготы на прием карт для мини-магазинов, лавочек и киосков
Международная платежная система Visa установит с 9 июля 2019 года межбанковскую комиссию 1% для торговых точек с оборотом до 10 млн руб. в год. Соответствующее уведомление Visa разослала российским банкам, рассказали РБК два источника в этой сфере. Получение письма подтвердили банк «Открытие», Райффайзенбанк, Промсвязьбанк (ПСБ) и банк «Русский стандарт».
РБК направил запрос в Visa и Mastercard.
Межбанковская комиссия, или интерчейндж, — это часть комиссии за эквайринг, которую устанавливает платежная система, а получает банк, эмитирующий карту. Сейчас ее средний размер по рынку составляет 1,6–1,8% при общем размере эквайринговой комиссии 1,5–2,5%.
Каким предприятиям Visa готова дать льготы
Претенденты на льготный тариф из числа микропредприятий, кроме ежегодного оборота до 10 млн руб., должны соответствовать еще ряду требований:
- их оборот по картам Visa не должен превышать 3 млн руб.;
- быть новыми клиентами платежной системы, то есть не принимать карты Visa в течение минимум полугода перед подключением эквайринга;
- соответствовать нормам федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в России.
К компаниям с годовым оборотом до 10 млн руб. могут относиться небольшие несетевые магазины — как продовольственные, так и непродовольственные, говорит директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов. Такой годовой оборот может быть у «очень маленького дворового магазинчика или очень-очень маленького интернет-магазинчика, в котором собственник выполняет практически всю работу сам», уточняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Под такие параметры, по его словам, подходят сервисы по ремонту обуви, одежды, маленькие лавки с пирожками и так далее. Сейчас эти микропредприятия не принимают карты в принципе, и единственный доступный для них способ оплаты — это наличные либо «Сбербанк онлайн», отметил представитель розницы.
Опрошенные РБК эксперты и участники рынка затруднились оценить число предприятий, которые могут претендовать на льготный тариф. При этом в октябре прошлого года заместитель министра экономического развития Вадим Живулин говорил, что, по данным реестра субъектов МСП, в России порядка 6 млн компаний из сектора малого и среднего бизнеса, большая часть которых представляют микропредприятия.
Visa снижает комиссию на фоне дискуссии между банками и ретейлерами о снижении комиссий за эквайринг, вышедшей на правительственный уровень. Банк России 21 марта по итогам диалога двух сторон направил в правительство предложение по снижению комиссий за прием карт для социальных и крупных покупок. В свою очередь, Минпромторг, который представляет интересы ретейлеров, указал на необходимость снизить ставку интерчейнджа для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг. В России к микро-, малому и среднему предпринимательству относится более крупный бизнес, нежели тот, который получит льготы от Visa. Предельный размер выручки д