ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 17.09.2019

ОБЗОР СМИ

Банк России обозначил приоритеты развития информационной безопасности

Совет директоров Банка России одобрил «Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019–2021 годов». Документ призван конкретизировать цели Банка России по обеспечению устойчивости финансового рынка и повышению уровня  его информационной безопасности. Функции соответствующего центра компетенций выполняет Департамент информационной безопасности Банка России.

Согласно документу, информационная безопасность кредитных и некредитных финансовых организаций должна обеспечиваться на уровне инфраструктуры, прикладного программного обеспечения и приложений. Кроме того, приоритетное внимание необходимо уделять безопасности технологий обработки и протоколирования действий и операций. Защита прав потребителей финансовых услуг также является стратегической задачей регулятора: эта работа будет строиться на основе объективных данных по их финансовым потерям.

Стратегия устанавливает метрики, по которым регулятор будет оценивать риск информационной безопасности в каждой поднадзорной организации на всех трех уровнях и на основе этой оценки определять эффективность обеспечения информационной безопасности в масштабе всей кредитно-финансовой сферы.

К таким метрикам, в частности, регулятор отнес соответствие поднадзорных организаций требованиям государственных стандартов в части защиты информации, непрерывности деятельности, управления рисками, аутсорсинга. Что касается приложений, то критерием оценки надлежащего уровня их защиты станет сертификация. «Точки сосредоточения риска» в используемых организациями кредитно-финансовой сферы информационных технологиях будут проактивно выявляться на основе анализа данных, характеризующих уровень риска по финансовым операциям, с применением технологии Big Data. В свою очередь для нейтрализации выявленного риска Банк России разработает методологию расчета минимального размера финансового обеспечения, требуемого для покрытия потенциального ущерба (например, дополнительные требования к капиталу кредитных организаций, независимые гарантии, страхование).

Стратегия предполагает, что к 2021 году будет сформировано полное видение уровня риска отдельных организаций кредитно-финансовой сферы, их готовности противостоять кибератакам (с точки зрения обработки киберриска и его финансового покрытия) и, как следствие, уровня готовности кредитно-финансовой сферы противостоять киберугрозам.

Банк России

Банк России поддерживает кредитование малого бизнеса и смягчает регулирование для банков с базовой лицензией

Принятые изменения устанавливают отдельный порядок формирования резервов по портфелям однородных ссуд субъектам малого и среднего предпринимательства, оценка риска по которым проводится на основании внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика без использования его официальной отчетности.

Аналогичный порядок может применяться и к портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Предоставлена возможность группировать ссуды, выданные заемщикам – физическим лицам, биометрическими персональными данными которых располагает кредитная организация, в портфели однородных ссуд с уменьшенным размером резерва.

В отношении ссуд, по которым выявлены факты недействительности документов, удостоверяющих личность заемщика, не применяется резерв в размере 100% при наличии биометрических персональных данных заемщиков.

Для формирования резервов уточняются критерии, применяемые при определении уровня кредитоспособности заемщиков-застройщиков, использующих счета эскроу в долевом жилищном строительстве.

Также кредитным организациям предоставляется право принимать решение о неухудшении качества обслуживания долга по ипотечным ссудам, выданным заемщикам, которые решат воспользоваться ипотечными каникулами, вне зависимости от оценки их финансового положения, и, как следствие, право не увеличивать размер формируемых резервов на возможные потери.

Кроме того, вводятся регуляторные послабления для банков с базовой лицензией в рамках реализации концепции пропорционального регулирования. В частности, для них предусмотрено неприменение повышенного коэффициента 2,0 при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по требованиям к организациям, единственным учредителем которых является государство; к заемщикам, требования к которым на момент получения банком-кредитором базовой лицензии относились к I или II категории качества в целях формирования резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам (данная льгота будет действовать в течение 5 лет с даты изменения банком-кредитором статуса на «банк с базовой лицензией»); к субъектам МСП в период с даты их исключения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства до конца года, в котором произошло данное исключение.

Для банков с базовой лицензией также снижается в два раза (с 100 до 50) минимальное количество отдельных заемщиков – субъектов МСП, требования к которым могут быть включены в регуляторный розничный портфель, с применением к ним пониженного коэффициента 75%.

Указания о внесении  изменений в Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», изменений в Положение Банка России от 23.10.2017 № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и  изменений в Инструкцию Банка России от 06.12.2017 № 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» зарегистрированы в Министерстве юстиции и вступают в силу 24 сентября 2019 года.

Банк России

В СБП прошла пилотная онлайн-оплата по QR-коду

Система быстрых платежей (СБП) стала доступна для оплаты товаров в Интернете по QR-коду. Первую такую покупку провели онлайн-ретейлер Wildberries и банк «Русский Стандарт», сообщает пресс-служба Национальной системы платежных карт (НСПК).

«Wildberries — крупнейший в России онлайн-ретейлер — стал первым в России интернет-магазином, который провел пилотную оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП). Банк «Русский Стандарт» обеспечил техническую возможность оплаты с использованием технологии СБП для e-commerce», — говорится в сообщении.

Технология оплаты товаров и услуг с помощью QR-кода крайне проста. Покупателю необходимо будет выбрать оплату через СБП, затем просканировать QR-код, который отображается на компьютере, с помощью мобильного приложения своего банка на смартфоне и подтвердить оплату в приложении. Банк плательщика должен быть также участником СБП. Деньги со счета покупателя поступят на счет магазина практически сразу после совершения покупки.

«По данным наших исследований, 39% россиян регулярно расплачиваются безналично в интернет-магазинах за товары и услуги, и это не считая тех, кто оплачивает различные услуги в мобильном приложении своего банка. Мы уверены, что новый способ безналичной оплаты с помощью СБП будет так же прост и востребован для россиян, которые привыкли делать покупки в онлайне», — отметил директор по развитию инновационных сервисов НСПК Дмитрий Колесников.

Банк «Русский Стандарт» является участником СБП. Оператор СБП — Банк России. Функции операционного платежного клирингового центра СБП выполняет Национальная система платежных карт.

Banki.ru

Как потратить триллион

Минфин резко отреагировал на предложение председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной поднять цену отсечения в бюджетном правиле, которое она высказала на банковском форуме в Сочи.

«Странно такие предложения слышать от ЦБ, — сказал замминистра финансов Владимир Колычев журналистам в Москве. — Это как если бы Минфин вдруг начал предлагать снизить ключевую ставку из-за проблем в банковском надзоре и регулировании. Конечно, подрывать доверие к экономической политике мы не будем — изменение правила не планируется. Так же как и давать советы, как проводить денежно-кредитную политику».

В этом году цена отсечения составляет 41,6 доллара за баррель — нефтяные доходы от превышения мировыми ценами этого уровня направляются в резервы правительства — Фонд национального благосостояния (ФНБ), и так до тех пор, пока ликвидная часть фонда не превысит 7% ВВП. Это произойдет в 2020 году, когда в фонд, где уже сосредоточено 8,17 трлн рублей (ликвидная часть — около 6,5 трлн), будут перечислены так называемые допдоходы этого года. В правительстве обсуждается перечень проектов, которые могут финансироваться из этого источника.

Набиуллина сказала, что главное пожелание Банка России — чтобы любые решения по трате ФНБ не восстанавливали зависимость макроэкономических показателей от цен на нефть. «Если мы тратим, допустим, не весь излишек (сверх порога в 7% ВВП), а какую-то часть, то, по сути, это равнозначно увеличению цены отсечки по нефти», — отметила она. Ранее на повышении цены отсечения настаивал экс-министр финансов, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, Набиуллина была в числе противников такого решения. Теперь, по ее словам, оно возможно, поскольку уже накоплена определенная подушка, и «если уж менять систему управления ФНБ, то лучше это делать более прозрачным способом, возможно, через отсечку».

Траты триллионов рублей из ФНБ могут снова привязать рубль к ценам на нефть, опасается ЦБ

В действительности, Набиуллина поддерживает дальнейшую стерилизацию сверхдоходов, аргументы против изменения цены отсечения никуда не делись, скорее, глава ЦБ имеет в виду, что честнее будет сделать так, раз правительство решило тратить допдоходы, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

«Логика ЦБ понятна. Раз уж собираемся тратить ФНБ, то пусть будут заранее определенные масштабы этих трат в соответствии с четким правилом, объясняет директор по инвестициям «Локо-Инвеста» и автор Telegram-канала MMI Кирилл Тремасов. — Это упростит задачу ЦБ по управлению ставками и инфляцией (намного проще всё просчитать). Если же тратить из ФНБ напрямую, то мы столкнёмся с высокой волатильностью и непредсказуемостью этих трат, что затруднит ЦБ работу».

Банк России отмечал, что для него очень важна возможность заблаговременно оценить последствия от инвестирования средств ФНБ, чтобы иметь время для изменения своей политики. Из нескольких вариантов инвестиций из ФНБ наименее чувствительными для колебаний рубля, инфляции и экономической активности ЦБ называл установление потолка ежегодных инвестиций из фонда. По сути, это в значительной мере аналогично разовому повышению цены отсечения в бюджетном правиле: в таком случае в резервы будет откладываться меньше валюты, а расходы бюджета возрастут.

Колычев указал на разницу инвестиций и бюджетных расходов: первые возвращаются с определенной доходностью, а в случае с длящимися обязательствами их необходимо поддерживать ежегодно. «Другое дело, что инвестиции из ФНБ ни в коем случае не должны носить квазибюджетный характер», — отметил Колычев. Для этого их доля в проектах должна быть невысокой, ценовые условия — такие же, как у других кредиторов, а доля внутренних инвестиций из ФНБ не должна приводить к опасениям в действенности механизма бюджетных правил в части обеспечения снижения зависимости экономических условий от динамики цен на нефть. «Кажется, куда конструктивнее обсуждать вот эти принципы, а не обсуждать в публичном пространстве неординарные предложения по проведению экономической политики», — заключил Колычев.

Российская газета

Поведенческий дозор: банки отказываются надзирать за собой

Банки категорически против создания саморегулируемой организации (СРО), которая, по замыслу ЦБ, необходима для подготовки и внедрения стандартов взаимодействия с потребителями финуслуг. Совет одной из банковских ассоциаций — АРБ — уже единогласно высказался по этому поводу. В ходе XVII Международного банковского форума в Сочи решение должны были принять участники совета другой ассоциации — «Россия», но в итоге они даже не стали голосовать по этому вопросу. Это «Известиям» подтвердили председатель совета Анатолий Аксаков и президент ассоциации Георгий Лунтовский. Однако, как рассказали «Известиям» источники, близкие к банковскому объединению и ЦБ, кредитные организации, входящие в ассоциацию «Россия», также категорически не согласны создавать СРО.

Банки должны создать саморегулируемую организацию для подготовки стандартов по взаимодействию с потребителями финуслуг — об этом в начале июля заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на пленарной сессии Международного финансового конгресса в Санкт-Петербурге. В противном случае Центробанк напишет эти правила сам. На данный момент из всех участников финансового рынка СРО не имеют только кредитные организации. Этот вопрос долго не поднимался, пока в России не начал развиваться поведенческий надзор, который в том числе предполагает установление правил продажи финансовых продуктов и защиты интересов их потребителей. Подобные стандарты уже приняты страховщиками и участниками рынка МФО.

Банки, учитывая их долю на финансовом рынке, занимают первое место по количеству претензий со стороны потребителей. Это подтвердила и статистика, которую Центробанк опубликовал в начале августа. Так, более половины жалоб (57,5%, или 74 тыс.), поступивших в Банк России в первом полугодии 2019-го, традиционно пришлось на кредитные организации.

В июле председатель ЦБ не обозначила срок, когда кредитные организации должны определиться с позицией по вопросу СРО. Но, как рассказали «Известиям» несколько источников, близких к банковским ассоциациям, принятия решения регулятор ожидал к середине сентября. В частности, «Россия» планировала провести голосование в ходе Международного банковского форума в Сочи. Совет ассоциации собрался в пятницу, однако голосования так и не случилось. Банкиры выступили категорически против создания СРО, рассказали собеседники «Известий», знакомые с ходом мероприятия.

Всё сами

Переубедить кредитные организации не смог и первый зампред ЦБ Сергей Швецов, который выступил с яркой речью на одной из сессий форума, объяснив собравшимся преимущества самостоятельного решения. Правда, собеседники «Известий» утверждают, что в ходе мероприятия Сергей Швецов должен был представить последнюю редакцию законопроекта о банковском СРО, который разработал регулятор. Но этого не произошло. Сейчас для ЦБ важно получить принципиальное согласие от банкиров.

— Процесс обсуждений внутри ассоциации шел вполне спокойно, — рассказал собеседник «Известий», близкий к ассоциации «Россия». — Но с момента форума в Петербурге к банкам постепенно приходило понимание всех последствий.

Он пояснил, что к моменту голосования кредитные организации, просчитав свои издержки, временные затраты и риски, поняли: создание СРО — мероприятие более проблемное, чем норматив ЦБ (например, инструкция).

Источник, близкий к Центробанку, имеет другое объяснение негативного отношения к саморегулированию со стороны кредитных организаций.

— По моей информации, главными противниками СРО являются акционеры банков, поскольку не хотят получить вместо лоббиста в лице ассоциации фактически «маленького помощника ЦБ», — рассказал он.

Контра без про

Почему банки выступают против создания СРО? На это есть официальная позиция, высказанная руководителями ассоциации «Россия»: «нужно хорошо обдумать, зачем нужна саморегулируемая организация — только ли для создания стандартов, или у ЦБ есть иные планы».

В ходе сессии на форуме в Сочи Георгий Лунтовский привел результаты опроса банкиров. Среди главных причин неприятия идеи создания саморегулируемой организации — «пересечение функций СРО с надзорными ведомствами (Банк России, Роспотребнадзор), дополнительные административные и финансовые издержки, отсутствие реальных механизмов воздействия на поведение банков в отличие от практики нормативного регулирования, функции СРО по контролю за деятельностью банков не позволят в полной мере реализовать задачи продвижения и защиты интересов банков».

— Помимо финансовых издержек, банкам придется два–три года потратить на юридическую деятельность по созданию СРО и стандартов, базового и внутреннего, — уточнил один из собеседников «Известий».

Но это лишь вершина айсберга. В нижней его части — многочисленные доводы, оглашать которые официально банкиры избегают. Больше всего представителей кредитных организаций беспокоит вопрос наделения СРО надзорными функциями. Однако о них пока даже нет речи, заявил Сергей Швецов, отвечая на вопрос «Известий».

— Пока, судя по нашим переговорам, банки на надзор со стороны СРО вообще не готовы. Сейчас речь идет об их готовности или неготовности к тому, чтобы участвовать в создании стандартов. Прежде всего, профинансировать их, — отметил он.

По словам источника «Известий», который знаком с содержанием законопроекта, в последнем его варианте предполагается такой вариант: первые два года соблюдение стандарта будет контролировать Центробанк, а потом надзор всё же перейдет к СРО. Впрочем, как отметил Сергей Швецов, есть «развилки», которые обсуждаются.

Есть и еще один момент, который чрезвычайно беспокоит банкиров. При выявлении многочисленных нарушений СРО должна исключить участника из своих рядов. А это влечет за собой отзыв лицензии, поскольку, когда на рынке появляется саморегулируемая организация, членство в ней обязательно. Создавать СРО и получить лицензионный риск однозначно не входит в планы любого участника финрынка.

Без дедлайна

Идеальным завершением дискуссии банки видят создание норматива ЦБ с правилами взаимодействия с потребителями финансовых услуг. Но это не устраивает сам Центробанк. По замечанию первого зампреда Банка России, этику трудно прописать в нормативном акте. Но банкиры усматривают в настойчивом стремлении регулятора продвинуть СРО другое.

— ЦБ удобно переложить это на кредитные организации, поскольку сейчас поведенческий надзор не утвержден законодательно. И если Центробанк хочет его развивать, нужно вносить соответствующий законопроект. Не факт, что его примут, — пояснил собеседник «Известий», близкий к ассоциации «Россия».

Собеседник «Известий», близкий к Центробанку, утверждает, что для регулятора важно доработать документ в ходе обсуждения с кредитными организациями. В любом случае процесс переговоров быстрым и легким не будет. Как заявил Сергей Швецов, дедлайнов не установлено, но не будет и патовой ситуации — если кредитные организации не создадут СРО, то это сделает регулятор.

Известия

Банки против равенства с коллекторами

Но шансы повлиять на изменение полномочий ФССП невелики

Банкиры обратились в Минюст с просьбой не распространять на них полномочия Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по контролю за взысканием долгов физлиц. Участники рынка настаивают, что в результате создается двойное регулирование, поскольку эту сферу уже контролирует ЦБ. Однако вряд ли этот аргумент изменит ситуацию. Банк России поддержал передачу контроля в части взыскания долгов граждан за банками в ведение ФССП, а эксперты полагают, что расширение ее полномочий позволит централизовать контроль.

Ассоциация российских банков (АРБ) 13 сентября опубликовала письмо министру юстиции Александру Коновалову с просьбой учесть позицию сообщества при доработке проекта закона, вносящего изменения в ст. 14.57 КоАП. Документ предусматривает выведение из КоАП формулировки «за исключением кредитных организаций», из-за которой суды зачастую отказывались привлекать банки к ответственности за нарушения 230-ФЗ (о защите прав граждан при взыскании с них долгов). Также предлагается поднять штрафы для кредиторов в 2,5 раза до уровня, взимаемого с коллекторов, и разрешить сотрудникам ФССП рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 14.57 КоАП (см. “Ъ” от 5 сентября).

В АРБ утверждают, что эти вопросы уже урегулированы: «Банк России обладает всеми необходимыми инструментами для надзора и привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушение №230-ФЗ. Ст. 74 86-ФЗ («О Банке России») установлены достаточно жесткие административные меры воздействия Банка России на кредитные организации».

Уравнивание штрафов для банков и коллекторов в АРБ считают необоснованным, поскольку последние — «профессионалы в области возврата просроченной задолженности, к которым предъявляются повышенные требования, в отличие от других кредиторов», а значит, уровень «общественной опасности» их нарушений выше. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту не приводится аргументации в пользу необходимости установления штрафов именно в таком размере, говорится в письме. Передачу дел о привлечении к административной ответственности в ФССП банкиры также не поддерживают, считая, что «ввиду сложности» их должен рассматривать суд.

До последнего времени на стороне банковского сообщества выступал и регулятор — в Банке России считали, что не стоит передавать ФССП контроль за взысканием в отношении банков (см. “Ъ” от 19 февраля). Но теперь в ЦБ пересмотрели отношение к данному вопросу и поддерживают законопроект.

В Минюсте “Ъ” подтвердили, что обращение ассоциации поступило и находится нарассмотрении. Там добавили, что кредитные организации предлагается включить в число субъектов административного правонарушения ст. 14.57 КоАП и «установить ответственность за совершенное правонарушение, аналогичную» уровню сумм, для коллекторов «в целях исключения неравенства условий для лиц, совершающих действия по возврату просроченной задолженности» физлиц. Передать полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях ФССП предлагается «в целях обеспечения единства правовых подходов и методов при осуществлении уполномоченным органом государственного контроля требований законодательства».

Эксперты считают передачу полномочий контроля за всеми взыскателями ФССП и введение единых правил игры обоснованными. «Банки заботятся о собственном благополучии и хотят сохранить уровень воздействия законодательных норм,— говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.— Однако это, скорее, проходной аргумент, поскольку реальных случаев воздействия ЦБ на нарушителей при взыскании долгов припомнить не удается».

По мнению юриста, усиление полномочий ФССП добавит внимания к каждому случаю нарушения закона, поэтому важно централизовать контроль. «Взыскание долгов физлиц должно регулироваться одним ведомством, а не несколькими,— соглашается глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.— Проблему надо решать в комплексе в отношении всех участников рынка взыскания». «У всех, кто занимается одной и той же деятельностью, вне зависимости от того, основной это вид деятельности или вспомогательный, должны быть равные права и обязанности,— считает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.— Ответственность должна быть пропорциональна тем последствиям, которые наступили из-за нарушения закона».

Коммерсант

Бразильская угроза ликвидирована

Многомесячные атаки хакеров не прошли даром для российских банков

“Ъ” стали известны детали кибератаки на российские банки из Бразилии. Всего нападению подверглись восемь банков. Учитывая продолжительность атаки, которую удалось остановить лишь после вмешательства центробанков России и Бразилии, участники рынка могли понести существенный ущерб. По оценкам экспертов, банки могли заплатить в виде комиссий за безуспешные трансакции по картам сотни тысяч долларов. Поэтому, хотя хакерам и не удалось добиться успеха, говорить об отсутствии потерь у российских игроков не стоит.

Как пояснил “Ъ” первый заместитель директора департамента информационной безопасности ЦБ РФ Артем Сычев, хакерская атака на российские банки из Бразилии, о факте которой стало известно 12 сентября, уникальна тем, что шла несколько месяцев: по десятку игроков и от одного эквайера из Бразилии. По информации источников “Ъ”, атака началась в апреле и была остановлена лишь недавно, жертвами киберпреступников стали восемь кредитных организаций.

Атака относилась к типу БИН. Это метод мошенничества, когда злоумышленники выясняют первые 6 цифр номера карты (БИН), используемые для идентификации банка в платежных системах, и далее уже методом перебора пытаются сгенерировать оставшиеся. «Если злоумышленнику удается сгенерировать номер карты, то идет списание средств»,— пояснил “Ъ” Артем Сычев.

Самостоятельно решить проблему банкам не удалось, они попросили помощи у регулятора.

«Мы связались с бразильскими коллегами, и атаки прекратились,— указывает Артем Сычев.— Мы не знаем, был ли взломан банк на той стороне или почему шла атака, это вне сферы нашей компетенции, но бразильские коллеги проблему решили».

Финансовых потерь российским банкам атака не принесла, заверил господин Сычев, однако «подобные БИН-атаки засоряют трафик, и потому проблема требовала решения».

Но даже если бразильские хакеры действительно не смогли похитить средства держателей карт российских банков, это не значит, что банкам не был нанесен ущерб. «Даже неуспешные хакерские атаки, связанные с перебором карт определенного банка, могут принести эквайеру и эмитенту существенные затраты ввиду того, что неуспешные авторизации также оплачиваются согласно тарифам платежных систем,— отмечает директор «КартСтандарт» Майя Глотова.— Сама суть такой атаки подразумевает многочисленные запросы, таким образом, убытки банка могут составлять до $10 тыс. в месяц. Таким образом, даже атаки, не принесшие ущерба клиентам банков, все равно являются затратными и требуют оперативного реагирования». Учитывая число подвергшихся атаке банков и ее длительность, можно предположить, что российским банкам, ставшим жертвами киберпреступников, пришлось потратить на комиссии сотни тысяч долларов, полагают эксперты.

И хотя данная атака относилась к типу простых, от которых российские банки умеют защищаться, это не значит, что она не могла быть успешной.

Показательным в данном случае является история южнокорейской компании KB Kookmin Card, которая в конце июня также подверглась БИН-атаке. Только держатели ее карт потеряли по $1, а общая сумма ущерба составила $2000. То есть мошенникам удалось провести 2 тыс. мелких трансакций всего за один день с 24 по 25 июня. Потери могли бы быть существенно больше, если бы компания не проявила бдительность и не порекомендовала держателям карт перевыпустить их. В такой ситуации эксперты и участники рынка отмечают замедленную реакцию российских банков и ЦБ, допустивших столь продолжительную по времени атаку.

Коммерсант

Дружба налогов

Россия и Белоруссия намерены в 2021 году перейти на единый Налоговый кодекс и не только

“Ъ” ознакомился с программой экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале сентября, но публично не раскрывавшейся. Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных соцгарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС, фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской.

“Ъ” стали известны положения проекта «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» — его 6 сентября парафировали, то есть согласовали с возможностью незначительных изменений, премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас. Источник “Ъ” в аппарате Белого дома подтвердил “Ъ” подлинность документа.

Предметные переговоры по программе на президентском и правительственном уровне шли с весны 2019 года (проект в виде «обновления Союзного государства» инициировал в декабре 2018 года Дмитрий Медведев), президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно давал понять (не всегда в позитивном ключе), что речь идет о достаточно серьезных шагах двух государств. При этом проект программы интеграции не публиковался, публичная часть переговоров в 2019 году в основном вращалась вокруг частных вопросов — компенсации Москвой Минску потерь от загрязнения нефти в системе «Транснефти» в апреле и «налогового маневра» РФ в нефтяной отрасли, а к расплывчатым громким заявлениям сторон о будущем сближении, делавшимся на протяжении последних 20 лет, все уже привыкли.

Между тем — по крайней мере на бумаге, подписанной двумя премьер-министрами,— речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ (не относящиеся к ним вопросы в «Программе действий», как правило, менее подробны), а также удельный вес двух экономик (ВВП Белоруссии в 2018

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}