ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 16.10.2019

ОБЗОР СМИ

Маркировка сайтов финансовых организаций в Интернете расширяется

Официальные сайты кредитных и микрофинансовых организаций, а также сайты субъектов страхового дела с октября 2019 года начали маркироваться порталом Mail.ru. Таким образом, получил развитие проект, ранее реализованный Банком России совместно с компанией «Яндекс».

В поисковой выдаче Mail.ru появился специальный значок (синий кружок с галочкой), информирующий потребителя о том, что на промаркированном сайте предлагаются услуги финансовой организации, которая находится под надзором Банка России, и ее деятельность регулируется законодательством, защищающим права и интересы потребителей соответствующих финансовых услуг. Услуга доступна пользователям как в мобильной версии, так и в версии для ПК.

Проект по маркировке в поисковой системе «Яндекс» был начат регулятором в июне 2017 года, и первыми маркер получили микрофинансовые организации. Впоследствии к проекту присоединились страховщики и другие участники финансового рынка.  Инструмент предоставляет потребителю возможность выбирать в онлайн-пространстве компании, которые работают законно и обладают соответствующим статусом. Кроме того, минимизирована возможность для действующих в Интернете нелегальных компаний, в том числе двойников, вводить в заблуждение потребителя финансовых услуг.

Банк России

В Госдуму внесены поправки об отмене комиссии за «банковский роуминг»

Взимание комиссии за межрегиональные переводы внутри одного банка — это дискриминация, считают авторы нового законопроекта, который поступил в Госдуму. Эту плату предлагается отменить.

Документ разработали в правительстве РФ. В начале октября о подготовке данной инициативы сообщил глава кабмина Дмитрий Медведев. Он отметил, что кредитные организации нередко пытаются получить повышенное вознаграждение за стандартные процедуры, которые никаких затрат не влекут.

— Страна у нас большая, но с точки зрения такого рода электронных транзакций это абсолютно никакой разницы не имеет и никак не сказывается на затратах, — подчеркнул он. — Поэтому эта межрегиональная дискриминация недопустима и должна быть устранена.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его принятие приведет к заявленной главой правительства цели. Разработчики приводят результаты исследования, которое провела Федеральная антимонопольная служба совместно с Минфином и Центробанком. Оказалось, что переводы между банковскими счетами и картами физических лиц, открытыми в одном банке, осуществляются через платежную инфраструктуру этого банка. При этом переводы между счетами, открытыми в различных территориальных подразделениях, являются в полном смысле обычными внутренними переводами.

Таким образом, обеспечивая такие операции, банк не создает добавленной стоимости по сравнению с переводами внутри одной территориальной зоны и не оказывает потребителю какой-либо дополнительной услуги, делают вывод разработчики.

В случае принятия закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.

Положительными эффектами от устранения межрегиональной дискриминации, по мнению кабмина, может стать обеспечение свободы перемещения денежных средств на финансовом рынке России за счет ослабления географических барьеров. Другое следствие — развитие безналичных платежей за счет повышения их привлекательности у конечного потребителя.

Банки при этом получат стимулы для оптимизации своих бизнесмоделей и бизнес-процессов для наиболее полного удовлетворения потребностей клиента.

Российская газета

Банки дают капитал на отсечение

Банк России решил смягчить ряд пруденциальных требований к банкам. Практически одновременно с правительством он запускает свою «регуляторную гильотину».

Планируется, во-первых, отменить норматив, ограничивающий 3% требования банка к его инсайдерам (Н10.1), во-вторых, уточнить расчет норматива, ограничивающего риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков 25% (Н6) — изменения затронут порядок учета операций по платежным картам, но детали Банк России пока не раскрывает.

В-третьих, в отношении банковских групп будет отменен норматив Н23 (использования капитала банка для приобретения акций других юрлиц), но он сохранится на индивидуальной основе.

Кроме того, в надзоре Банк России упростит методологию оценки экономического положения банков, а для санируемых банков отменит требование о составлении планов восстановления капитала.

Кроме того, в связи с введением с 1 октября показателя долговой нагрузки ЦБ внесет техническую правку в инструкцию «Об обязательных нормативах банков».

Для расчетных небанковских кредитных организаций планируется упростить правила ведения операций с юрлицами и размещения средств в центральных банках — нерезидентах, что будет способствовать развитию рынка платежей, в том числе в СНГ, сообщает Банк России.

Оптимизация коснется и объема отчетности банков, а также периметра раскрываемой ими информации.

В последние годы Банк России предъявлял все больше требований к банкам, отмена устаревших или избыточных норм будет способствовать доступности финансовых услуг

Вряд ли все это приведет к существенному высвобождению средств и сокращению операционных расходов банков, с точки зрения стабильности банковского сектора эти меры также не предполагают перемен, говорит старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов. «Тем не менее предложенные Банком России меры следует приветствовать, поскольку регулятивная нагрузка на банки в России достаточно высока и в последние годы продолжала увеличиваться», — говорит он.

«Это небольшие, но полезные изменения», — согласен первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

В Альфа-Банке не видят влияния отмены норматива Н10.1, так как уже как два года действует более жесткий норматив Н25, который также включает требования к инсайдерам. «Однако мы поддерживаем исключение дублирующих пруденциальных требований ЦБ РФ», — отметил представитель банка.

Эффект от изменений расчета Н6 оценить без деталей пока невозможно, говорят собеседники «Российской газеты» на банковском рынке.

Ранее Банк России заявил, что по примеру правительства, запустившего «регуляторную гильотину», он отменит утратившие актуальность или избыточные нормы на финансовом рынке. Для разбора инициатив профессионального сообщества внутри регулятора создана рабочая группа с несколькими профильными подгруппами. Основной пакет предложений по изменению и актуализации норм будет сформирован к концу 2019 года, сообщал Банк России.

Российская газета

Законопроект об информировании физлиц о блокировке электронных кошельков принят в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому в случае приостановления или прекращения электронного денежного перевода клиента оператор обязан будет в тот же день уведомить клиента и сообщить о причине блокировки. Проект вносит поправки в закон «О национальной платежной системе», говорится на сайте нижней палаты парламента.

Оператор в тот же день будет обязан проинформировать клиента в различной форме — как СМС-сообщением, так и звонком.

«Предлагаемые проектом закона изменения направлены на защиту прав и интересов клиентов электронных средств платежей и дополняют законодательные меры, принимаемые для борьбы с лицами, занимающимися мошенничеством, отмыванием денег и финансированием терроризма, защищая права тех граждан, которые к этой категории не относятся», — говорится в пояснительной записке.

Banki.ru

Революции не будет? Почему финтех не перевернул мировую индустрию финансов

Прогнозы о том, что дни традиционного финансового бизнеса сочтены, не спешат сбываться: пока финансовые институты по всему миру пытаются переиграть финтех на его поле, и эти попытки порой весьма успешны.

По оценке KPMG, объем инвестиций в глобальный финтех в 2018 году вырос вдвое. Рекордные $112 млрд были вложены в 2200 финансовых стартапов по всему миру. Интерес к финтеху растет на фоне предсказаний, что дни традиционного финансового бизнеса сочтены, однако финансовые институты по всему миру пытаются переиграть финтех на его поле. Одни, как Barclays или Deutsche Bank создают акселераторы для выращивания стартапов. Другие, как JP MorganBNP Paribas или Credit Suisse, покупают перспективные финтех-компании. Третьи, как российские Сбербанк и ВТБ, ищут синергию в стратегических альянсах с интернет-платформами.

Экономика и ДНК

Новости о том, как финтех изменит традиционные бизнесы, как правило, пишутся в будущем времени. Критериями успеха здесь могут служить существенная доля дохода, заработанного на новых сервисах, или процент клиентов, воспользовавшихся новой услугой. Но в этом смысле крупных глобальных кейсов трансформаций и интеграции новых подходов, полностью меняющих бизнес традиционных институтов, пока нет. Все ограничивается большим удобством и автоматизацией традиционных сервисов, упрощающих жизнь пользователям, но не меняющих сути бизнеса.

Главная причина ­— экономика. Она отсекает инновации еще на подступах к финансовому институту, поскольку любой по-настоящему революционный финтех-сервис требует перестройки работающей многие годы бизнес-модели. К этому мало кто в банковской индустрии по-настоящему готов. В США, например, из нескольких тысяч сделок с финтех-стартапами непосредственно «для себя» крупными банками были приобретены лишь несколько десятков новичков.

Те, кто даже несмотря на прямую угрозу существующему потоку доходов, принял решение об интеграции сторонней технологии, обычно выбирает одну из трех возможностей:

  • приобрести стартап как дочернюю структуру;
  • перекупить команду и интегрировать в штат;
  • попытаться добиться эксклюзивного пользования сервисом.

Однако во всех перечисленных случаях большинство нововведений разбиваются о стену так называемой «корпоративной ДНК». Чтобы представить высоту этого препятствия, возьмите организационную структуру крупного банка, прибавьте сюда весь комплекс описанных и подразумевающихся должностных инструкций, систему подбора, найма, вознаграждений, KPI, личные приоритеты и опасения менеджмента. Помножьте это на интересы стейкхолдеров, от владельцев до партнеров и клиентов. Возведите в степень требований комплайенса, риск-менеджмента, юристов, информационной безопасности и регулирования.

То, что получилось, и есть корпоративная ДНК. Если инновации требуют даже незначительных изменений этого кода, сопротивление будет колоссальным, несмотря на давление сверху, и потребует бескомпромиссных решений, в том числе кадровых.

Доверие и регулирование

Но и встречное движение — превращение финтех-компаний в крупных финансовых игроков — идет со скрипом. Во всяком случае, никакого цунами, сметающего нынешних лидеров рынка финансовых услуг в развитых странах мира, на горизонте не видно.

Ключевой фактор здесь — доверие. «Вы можете доверить очень много вещей своему ребенку, но вряд ли доверите ему водить свою машину», — заметил один финансист по поводу возможностей финтех. Сложные финансовые услуги, особенно на корпоративном уровне, капиталоемкие продукты, клиенты с нулевой толерантностью к рискам — все это требует определенного уровня доверия. Принципиально новые игроки появляются лишь в тех регионах и секторах бизнеса, где удается решить вопрос доверия в свою пользу, а лучше — выстроить его с нуля.

Этот тезис наглядно иллюстрирует ситуация с blockchain, который должен был заменить «буквально все», включая систему учета и хранения финансовых активов. С момента появления технологии прошли годы, и главными центрами внедрения blockchain стали сами учетные институты: австралийский ASX, российский НРД, южноафриканский STRATE, американский DTCC. Возможности применения blockchain для создания новых рынков по-прежнему выглядят привлекательно. Но вот вероятность того, что инвесторы доверят свои традиционные активы на триллионы долларов новым игрокам, просто поверив в технологию, нулевая.

Регуляторы, стоящие на страже интересов потребителей и стабильности системы в целом, и здесь объективно сдерживают напор изменений. И хотя финансисты имеют обыкновение ворчать на сложное и избыточное регулирование, находясь в центре цифрового вихря, они, скорее, должны благодарить власти, защищающие традиционный бизнес от напора неофитов. Ситуация с рынком криптоактивов — яркий пример того, что регуляторы склонны выстраивать систему вокруг заслужившей доверие инфраструктуры даже в самых прорывных секторах. Американский DTCC в июне этого года обнародовал принципы учета токенизированных ценных бумаг, обращенные к регулятору и участникам рынка. В России новое регулирование и технологии учета криптоактивов строятся на базе традиционной финансовой инфраструктуры и пока только для квалифицированных инвесторов.

Масштаб и специализация

Последние десятилетия глобальный финансовый ландшафт определяли гигантские глобальные универсальные банки, умеющие аккумулировать и распределять огромные финансовые ресурсы и эксплуатировать эффект масштаба. Похожая ситуация и в бизнесе цифровых платформ, где чемпионы по количеству пользователей еще совсем недавно казались недосягаемыми, вовсю эксплуатируя сетевой эффект и целясь в максимально широкую аудиторию.

Однако в видовой конкуренции выживают не крупнейшие и не сильнейшие, а наиболее приспособляемые. Развитие технологий и усложнение цифровых сервисов ставит вопрос о трансформации эффективной модели банковского бизнеса и переводит конкуренцию на новый уровень. Удачное технологическое решение одного затрагивает многих. Появляются открытые каналы продаж, продающие сервисы и продукты многих конкурирующих участников. Становится возможным отказ от непрофильных функций: эффективные бэк-офисные функции или решения в области аналитики и риск-менеджмента продаются как технологический сервис, стремительно развиваются услуги в области RegTech, позволяющие автоматизировать функции отчетности.

При этом самый заметный водораздел в применении инноваций в финансовой сфере проходит по линии B2B/B2C. Для подавляющего большинства универсальных банков ритейл — верхняя часть айсберга. Основа — корпоративный бизнес. К примеру, в российском банковском секторе доходы и прибыль ритейла вдвое меньше, чем по операциям с юрлицами. Аппетит же к инновациям, напротив, выше в ритейле, где рисковать и получать эффект от цифровых нововведений проще, удобнее и гораздо дешевле. Если посмотреть внутрь ритейловых и корпоративных линеек продуктов, заметно, что инновации успешнее внедряются там, где масштабы бизнеса меньше. Такая ситуация создает внутреннее напряжение и подталкивает к упрощению бизнес-моделей, обособлению бизнесов, специализирующихся на отдельных группах продуктов и клиентов.

В бизнесе цифровых платформ новый бум, по всей видимости, будет также происходить за счет появления нишевых решений, предоставляющих четко таргетированной аудитории сервис лучше, чем это доступно «универсальному» лидеру. Примеров все больше: от StubHub, успешно откусившего бизнес по продаже билетов у eBay, до клонов универсального LinkedIn, ориентированных на узкие целевые группы «синих воротничков» (Wonolo), сотрудников нефтегазового сектора (RigUp), IT-инженеров (Hired) или сотрудников гостиничного сектора (Instawork).

Косвенно специализацию стимулирует и финансовое регулирование, требуя от банков, в частности, внедрять открытые API. В 2015 году в ЕС приняли платежную директиву PSD2, обязывающую банки предоставлять всем желающим доступ к информации о клиентах через открытые API. Российский ЦБ в августе 2019 обнародовал концепцию и «дорожную карту» развития открытых API и объявил, что законопроект в этой сфере будет принят к первому кварталу 2021 года. В эту же сторону смотрит и финансовая инфраструктура. В Великобритании сформирован специальный уполномоченный орган, ответственный за соблюдением положений PSD2. В России на базе НРД создается централизованный Регистратор финансовых транзакций и формируется инфраструктура безопасного сбора, хранения и обработки больших данных. Все это стимулирует создание новых бизнес-моделей, объективно ослабляя оборону универсальных гигантов и подстегивая специализацию новых финансовых решений.

Хрустальный шар

Предсказывать будущее финтеха нелегко, и хрустального шара нет ни у одного из аналитиков. Однако некоторые прогнозы можно сформулировать уже сейчас.

  1. Простой замены старых лидеров на новых в финансовом секторе не будет. Банки не станут IT-компаниями. IT-компании не смогут вытеснить банки.
  2. Те, кто решит, посмотрев на это, сохранять статус-кво, проиграют. Те, кто массированно вложится в создание подконтрольных стартапов или агрессивную скупку финтех-компаний для последующей интеграции, также проиграют, не сумев перестроить собственное ДНК.
  3. В выигрыше окажутся те, кто сможет выстроить работоспособные коллаборации, не пытаясь объять необъятное, но фокусируясь на отдельных задачах и аудиториях.
  4. Формы сотрудничества будут самые разные, но главным фактором будет наличие независимых взаимодополняющих партнеров. Мы увидим истории, когда крупные технологические компании интегрируют в себя отдельные банковские бизнесы, предлагая своей аудитории удобные и надежные сервисы. Мы увидим и то, как крупные финансовые институты, включая инфраструктурные, предлагают внутри своих платформ независимые финтех-сервисы.
  5. И там, и там коллаборации будут в большой степени «бесшовными», так что конечный потребитель будет использовать сервисы разных провайдеров, во многом даже не отдавая себе отчета в том, что они разные.
  6. Огромное начальное преимущество в этом процессе получат крупнейшие финансовые и технологические институты, способные «закрыть» в своих экосистемах значимую часть рынка и эффективно использовать аккумулируемые ими данные.
  7. Однако регулирование и дальнейшее развитие технологий сделает преимущество гигантов в работе с данными и обслуживании закрытых платежных (транзакционных) систем временным. Новая волна коллабораций и передела рынка будет связана именно со специализацией и демонополизацией этих сфер — и она не за горами.

Forbes Russia

Маркетплейс — старший по подъезду

Жильцам многоквартирных домов предложат «умное ЖКХ»

АНО «Цифровая экономика» предложила Минстрою концепцию развития рынка «умного ЖКХ», включающую возможность сбора данных со счетчиков цифровыми платформами и проведения собраний жильцов в электронном виде. Она может позволить выйти на рынок непрофильным компаниям и разработчикам, а управляющим компаниям (УК) — заработать на дополнительных услугах. Но участники рынка не уверены, что сервисами заинтересуются сами жильцы.

Рабочая группа «Информационная инфраструктура» АНО «Цифровая экономика» согласовала концепцию развития в России цифровой платформы ЖКХ, создание которой предусмотрено нацпроектом, рассказал источник “Ъ”, участвовавший в подготовке документа, и подтвердила руководитель рабочей группы Анна Серебряникова. По словам собеседника “Ъ”, 8 октября концепцию направили на согласование в Минстрой. Документ (есть у “Ъ”), в частности, предусматривает возможность сбора данных с разных устройств и датчиков цифровыми платформами, создание электронного маркетплейса с перечнем услуг и поставщиков, а также внедрение электронных общих собраний собственников в многоквартирных домах с возможностью голосования. Как уточнил собеседник “Ъ”, участвовавший в разработке, реализация концепции не предусматривает инвестиций из бюджета.

В Минстрой документ еще не поступил, сообщили в его пресс-службе.

Пока проникновение цифровых решений в ЖКХ очень низкое, «у государства нет объективного представления о реальном потреблении населением тепловых, электрических и других ресурсов», признает собеседник “Ъ” в министерстве.

Так, после внедрения счетчиков на воду оказалось, что норма потребления на человека была сильно завышена, что привело к снижению полезного отпуска водоканалов и падению их рентабельности. Цифровизация позволит выявить дисбаланс капитальных вложений и выручки и сделает сферу более прозрачной, полагает он.

Решения для ЖКХ уже разрабатывают IT-компании и операторы связи. По оценке «МегаФона», объем рынка «умного ЖКХ» достигнет к 2022 году около 1,2 млрд руб. В январе 2019 года «МегаФон», «Кометрика» (входит в «ИКС Холдинг») и «Городские инновационные технологии» (ГИТ) договорились о партнерстве в этой сфере. По словам главы ГИТ Сергея Минко, компания планирует «пилот» по внедрению цифрового решения от партнеров, включая маркетплейс услуг. На него будут переведены десять домов в Санкт-Петербурге, в дальнейшем планируется расширение.

В «МегаФоне» уточнили, что УК будут сами решать, какие партнеры будут в маркетплейсе, а оператор будет получать от них комиссию.

Востребованным должен стать и сервис проведения общих собраний жилых домов, считает гендиректор «Кометрики» Дмитрий Петров. «Сейчас абсолютное большинство собраний происходит путем заполнения анкет в бумажной форме, что крайне неудобно и нередко приводит к спорам»,— отмечает он. Так, в 2018 году в России были обжалованы результаты более 3 тыс. общих собраний жильцов.

В «Ростелекоме» сервисы «умного ЖКХ» — одно из стратегических направлений, оператор уже реализовал проект цифровизации ЖКХ в Московской области, говорят в компании. МТС заключила соглашения по развитию цифровых проектов с 26 регионами, а в Татарстане в декабре 2018 года запустила пилот «умного города» в сфере ЖКХ на сети интернета вещей, отмечают в пресс-службе оператора. По оценке компании, объем рынка датчиков поквартирного учета в этом году составляет около 24,3 млрд руб., а к 2021-му достигнет 50,6 млрд руб. «Вымпелком» тестирует решения интернета вещей для «умного ЖКХ», говорят в операторе. У Tele2 есть решение учета энергии в ЖКХ, при его тестировании были развернуты две пилотные зоны в жилых домах в Москве и Петербурге.

Петр Бирюков, вице-мэр Москвы, 8 октября 2019 года (цитата «РИА Новости»):

«Мы говорим о цифровизации: наступит период, когда будут стоять автоматические краны, которые сами будут регулировать температуру в доме»

Исходя из того, что оборот всей сферы ЖКХ сейчас оценивается примерно в 5 трлн руб. в год, в перспективе трех-пяти лет емкость рынка цифровых решений для нее может составить несколько десятков миллиардов рублей в год, полагает руководитель программы «МВА-Телеком» бизнес-школы «Мирбис» Евгений Соломатин. УК внедрение комплексных цифровых платформ от независимых разработчиков может быть выгодно, так как они получат бесплатно базовые сервисы, которые должны быть реализованы в соответствии с законом, и дополнительные доходы по модели revenue sharing, отмечает он.

Сами УК пока спокойно относятся к приходу на рынок ЖКХ технологичных компаний. Независимые поставщики цифровых решений могут быстро сформировать «новый паттерн» потребления бытовых услуг, но главным вопросом для них будет масштабирование, считают в УК «ПИК-Комфорт». «Рынок ЖКХ консервативен, прийти в новый муниципалитет — уже немалый вызов, а крупные игроки за счет накопленного опыта способны опередить независимых»,— считают в компании. Да и сами жильцы пока не очень понимают ценность этих продуктов, добавляет директо

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}