ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 29.01.2020

ОБЗОР СМИ

Банки могут увеличить кредитование экономики: данные за 2019 год

Активы банковского сектора выросли за 2019 год на 5,2%, в основном за счет наращивания кредитного портфеля, сообщается  в информационно-аналитическом материале  «О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году».

Рост розничного кредитования за год составил 18,6% против 22,8% в 2018 году, причем заметное торможение происходило последние четыре месяца. Снижение темпов прироста наблюдалось как в сегменте необеспеченных потребительских ссуд (благодаря применению Банком России регулятивных мер по сдерживанию этого сегмента), так и ипотечных кредитов (отчасти носит технический характер ввиду проведения сделок секьюритизации). Качество розничных кредитов пока опасений не вызывает, хотя рост необеспеченных ссуд происходит в условиях продолжающегося плавного увеличения долговой нагрузки.

Корпоративные кредиты практически не росли в ноябре–декабре, в значительной мере под влиянием сезонных факторов. И в целом за 2019 год прирост корпоративного кредитования (+4,5%) оказался несколько ниже, чем в 2018 году (+5,8%), из-за слабого спроса со стороны компаний, в том числе по причине активного привлечения ими облигационных заимствований.

Приток вкладов физических лиц в декабре под воздействием сезонных факторов достиг +4,0%, а общий их приток в 2019 году составил 10,1%, что существенно выше показателя 2018 года (+6,5%), несмотря на значительное снижение депозитных ставок.

Декабрьский прирост депозитов и средств организаций оказался максимальным в 2019 году (+3,1%) исключительно под влиянием сезонных факторов. В целом за истекший год объем депозитов и средств организаций на счетах вырос на 4,4%.

Несмотря на некоторое снижение, в декабре сохранился высокий уровень структурного профицита ликвидности (2,8 трлн рублей). К тому же банки располагают большим объемом рыночного обеспечения, под залог которого можно получить дополнительное рефинансирование в случае необходимости. Запас валютной ликвидности (около 43 млрд долларов США на 1 января 2020 года) тоже достаточно комфортный.

В декабре доналоговая прибыль банковского сектора составила 166 млрд рублей (чистая прибыль – 129 млрд рублей). По итогам всего 2019 года банки заработали 2,0 трлн рублей до налогов, чистая прибыль – 1,7 трлн рублей (+73% к 2018 году). Однако, исключая технические доходы от внедрения МСФО 9 и результат банков под управлением УК ФКБС, чистая прибыль немного сократилась – до 1,3 трлн рублей (с 1,5 трлн рублей в 2018 году).

Регулятивный капитал вырос на 5,5%, так как активы под риском росли медленнее, чем нераспределенная прибыль. Текущий запас капитала позволяет расширить кредитование более чем на 20 трлн рублей. Кроме того, внедрение с 1 января 2020 года нового подхода к оценке кредитного риска, предполагающего выделение категорий заемщиков с пониженными коэффициентами риска (по части требований к субъектам малого и среднего предпринимательства, к заемщикам инвестиционного класса), позволит несколько высвободить капитал банков и обеспечить дополнительные возможности для кредитования.

Банк России

Определены сроки проведения FINOPOLIS 2020

Форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2020, который организует Банк России, пройдет 28–30 октября. По традиции FINOPOLIS примет Главный медиацентр Олимпийского парка Сочи.

Мероприятия молодежной программы форума стартуют 27 октября.

FINOPOLIS  ежегодно собирает на своей площадке представителей органов государственной власти, лидеров финансового рынка и финтех-стартапов, IT-отрасли, международных экспертов, в том числе от регуляторов иностранных государств, для обсуждения последних тенденций в области современных финансовых технологий, а также возможностей их применения в финансовом секторе.

В выставочной зоне форума будут представлены новейшие достижения, связанные с инновационными финансовыми технологиями.

Банк России

Глаз да глаз: ЦБ намерен ужесточить контроль за биометрией

Центробанк предлагает прописать финансовым организациям такие же требования к хранению и безопасности персональных данных россиян, как и у Единой биометрической системы (ЕБС). Об этом говорится в поправках ЦБ к депутатскому законопроекту о биометрии («Известия» ознакомились с документом). В собственных базах банки хранят в несколько раз больше слепков лица и голоса граждан, чем передают в ЕБС, поэтому отслеживать их безопасность необходимо, уверены эксперты. Новые требования и контроль со стороны регулятора защитят всю биометрию, что пойдет на пользу и клиентам, и рынку.

Ужесточить и популяризовать

ЦБ впервые перечислил перечень рисков при сборе и хранении биометрии не только в ЕБС, но и во внутренних базах банков. Например, регулятор считает угрозой подмену при сборе и передаче слепков внутри кредитной организации, удаление персональных данных, а также их компрометацию. Об этом говорится в проекте указания Банка России, который внесен в Госдуму вместе с поправками в законопроект о биометрии. Таким образом регулятор намерен следить за безопасностью всех слепков лица и голоса, которые сдают россияне, а не только за теми, что направляются в ЕБС.

В документе также говорится о необходимости шифровать биометрические данные криптографическими ключами, которые прошли проверку ФСБ. От обязанности собирать биометрию в ЕБС планируется освободить мини-офисы, где работает только один сотрудник, и отделения, которые не обслуживают клиентов. Кроме того, поправки ЦБ предполагают расширение сферы применения биометрии: раньше была конкретизация операций (счета, вклады, кредиты, переводы), а теперь вносится общая формулировка — возможность «осуществлять банковские операции и иные сделки с клиентами-физлицами».

Защищенность персональных данных россиян, собираемых во внутренние системы банков, должна быть адекватна возникающим рискам, заявили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Там добавили, что требования регулятора формируются с учетом анализа всех рисков.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Сбор образцов в ЕБС начался 1 июля 2018 года. С тех пор сдавшие слепки лица и голоса россияне могут получить банковские услуги (открыть счет, взять кредит и положить деньги на вклад) дистанционно в любой финансовой организации, уже предоставляющей такую возможность.

Многозадачная биометрия

Сбербанк уже собрал для себя более миллиона биометрических слепков, сообщал ранее глава кредитной организации Герман Греф. На запрос «Известий» о количестве образцов в банке не ответили. При этом в ЕБС всего 115 тыс. слепков, сообщили «Известиям» в «Ростелекоме» (оператор ЕБС).

Почта Банк применяет собственную биометрическую идентификацию клиентов по изображению лица почти пять лет: она действует во всех 19 тыс. точек обслуживания, рассказал руководитель дирекции биометрических технологий кредитной организации Андрей Шурыгин. Он пояснил, что данные используются для защиты от мошенников — например, если злоумышленник хочет взять кредит по чужому паспорту. Благодаря биометрической идентификации только за 2019 год Почта Банку удалось предотвратить несколько тысяч потенциально мошеннических действий, подчеркнул Андрей Шурыгин.

Тинькофф Банк, у которого нет отделений, но активно работают колл-центры, предотвращает мошеннические действия с помощью алгоритма распознавания голоса, рассказали в кредитной организации. Там пояснили, что речь звонящего сравнивается с имеющейся в банке «эталонной» записью и позволяет, например, убедиться, что заявку на кредит делает настоящий держатель карты. Кроме того, распознавание голоса сокращает время подтверждения личности до четырех раз по сравнению со стандартным набором вопросов (запрос кодового слова, номера паспорта и так далее), подчеркнули в «Тинькофф».

Защита на высоте

Сейчас для защиты данных при сборе и передаче их в ЕБС банк может реализовать собственное решение по безопасности, но его нужно самостоятельно разработать и согласовать с ФСБ, пояснили в Ростелекоме. В пресс-службе оператора ЕБС отметили, что уже существуют «коробочные» и облачные решения по безопасности обработки биометрии, которые дешевле и проще встроить в инфраструктуру кредитной организации.

В каждой внутренней биометрической базе банка в среднем содержится в 2–5 раз больше изображений лиц и голосовых слепков, чем в ЕБС, оценил президент Национальной финансовой ассоциации (НФА) Василий Заблоцкий. Он пояснил, что, помимо разного функционала, у внутрибанковской и единой биометрии отличается процесс сбора: во внутреннюю базу клиенту разрешается сдать слепки с помощью смартфона, а в ЕБС — только в отделении. Банк может регулярно обновлять слепки, а также его система работает быстрее, чем единая, добавил Василий Заблоцкий. По его словам, новые требования ЦБ означают повышение уровня безопасности для всех клиентов российских банков.

Ужесточение требований регулятора будет мотивировать кредитные организации активнее пользоваться ЕБС и популяризует ее, считает аналитик «Финам» Алексей Коренев. Сейчас банки неохотно делятся биометрической информацией о своих клиентах. По словам эксперта, в дальнейшем единая система поможет отсекать ненадежных заемщиков, у которых уже несколько кредитов в разных банках.

Известия

На операторов связи спускают ПСА

Депутаты доработали законопроект о единой системе проверки сведений об абонентах

Доработанный проект по созданию в России единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи (ЕИС ПСА) Госдума может рассмотреть во втором чтении уже в феврале. Основная цель — сделать телефонный номер гражданина его полноценным идентификатором для получения финансовых услуг. Предстоящая работа не радует ни банкиров, ни операторов сотовой связи, но регуляторы не намерены отступать: система призвана снизить уровень мошенничества и сделать платежи прозрачнее.

По информации “Ъ”, на 31 января в Госдуме намечено совещание, на котором будут представлены поправки в закон «О связи» и ряд других законодательных актов с целью создания ЕИС ПСА. Законопроект был принят весной прошлого года в первом чтении, сейчас он доработан с учетом замечаний участников рынка, Минкомсвязи, Банка России, Росфинмониторинга, ФСБ, а также правительства ко второму чтению. “Ъ” удалось ознакомиться с содержанием документа. Основной его целью является создание единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи — юрлиц, индивидуальных предпринимателей и физлиц. Эта система должна сделать номер телефона полноценным идентификатором получателя в первую очередь финансовых услуг.

Ключевой проблемой при использовании в качестве идентификатора номера телефона является то, что до 70% телефонных номеров пользуются не те, на кого они зарегистрированы»,— поясняет глава Национального совета по финансовому рынку Андрей Емелин.

Поэтому предполагается ввести понятие пользователя абонентского номера не только для юрлиц, но и для граждан. Любой абонент будет вправе проинформировать оператора связи, что у него существует пользователь номера, приобретенного абонентом, и этот номер будет закреплен уже за ним. «Тогда для идентификации и получения удаленных финансовых услуг будет достаточно сверки с оператором связи через ЕИС ПСА ФИО, номера паспорта и номера телефона»,— поясняет он.

В течение двух лет предполагается подключить к системе все банки и всех операторов связи. Операторы связи по запросу будут проводить проверку номера. Максимальные тарифы за услугу будет устанавливать правительство. Оператор системы будет определяться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с ЦБ.

Пользователями ЕИС ПСА станут ЦБ, Минкомсвязи, Росфинмониторинг, кредитные организации, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, а также операторы услуг информационного обмена, некредитные финансовые организации, операторы связи, коллекторы. Операторов связи законопроект обязывает подключиться к ЕИС ПСА, проводить проверки данных в своих базах и вносить в них изменения, связанные с использованием номеров.

Анатолий Аксаков, глава комитета по финансовому рынку Госдумы, на форуме Finopolis 10 октября 2019 года: «Здесь «обязаловки» не должно быть, это должно быть право, которым может воспользоваться любой институт»

В «Теле2» указали, что концептуально не поддерживают законопроект, который предусматривает неоправданно избыточное регулирование и введение обязательного посредника между операторами и банками. В МТС обратили внимание, что «операторов хотят обязать проверять всю абонентскую базу не реже раза в год». «Это значит, что в отсутствие полностью оцифрованной базы паспортов граждан РФ в ЕИС не исключены случаи, когда операторы будут вынуждены отключать абонентов от услуг связи, несмотря на корректность предоставленных персональных данных»,— отметили там. «Текущая версия законопроекта несет риск государственного регулирования тарифа на подобный вид взаимодействия и риски информационной безопасности, что может нарушить права абонентов»,— отметили в «МегаФоне».

Банкиры также выступают за сохранение действующего порядка. «Система не должна нести дополнительные риски и перестраивать технологические процессы банков, а также не должна подменять сложившийся рынок легального обмена информацией между банками и операторами»,— указали в Сбербанке. Предусмотренный законопроектом механизм проверки абонентского номера клиента станет работоспособным лишь при условии актуализации операторами связи своих информационных баз, отмечают в «ФК Открытие». «Сим-карты, оформленные на физлиц, активно используются малым и средним бизнесом,— добавляют в МКБ.— Сейчас банки не проверяют — договор сотовой связи заключен на самого клиента или третье лицо, и проводить такую проверку проблематично».

Впрочем, по словам собеседников “Ъ”, знакомых с ситуацией, ЦБ и Минкомсвязи поддерживают проект. Прямое взаимодействие с крупнейшими операторами по силам только 20% банков из топ-100, более мелкие кредитные организации этого позволить себе не могут, как и региональные операторы связи, а законодательное регулирование должно обеспечивать равные права граждан и равные возможности бизнеса независимо от размера банка или оператора, считает Андрей Емелин. По словам замначальника департамента информационной безопасности ЦБ Артема Сычева, хотя сейчас незначительное количество мошеннических операций с подменой сим-карт, их число может возрасти по мере расширения использования номера мобильного телефона как идентификатора клиента или операции. В Минкомсвязи не ответили на запрос “Ъ”.

Эксперты обращают внимание на техническую непроработанность проекта. По словам эксперта по информационной безопасности Cisco Алексея Лукацкого, взаимодействие операторов с банками не напрямую, а черед посредника в лице ЕИС ПСА, может замедлить процесс проведения операций. Впрочем, если технические сложности удастся преодолеть, то внедрение ЕИС ПСА поможет в борьбе с теневыми операциями — сделает более достоверной информацию обо всех отправителях и получателях платежей, указывает эксперт.

Коммерсант

Министр связи предложил дать силовикам онлайн-доступ к данным россиян

Все уполномоченные сотрудники, ведущие оперативно-разыскную деятельность (ОРД), к 2024 году смогут получить доступ к различным типам данных о гражданах в режиме онлайн, речь идет о государственных данных, данных банков, операторов мобильной связи и интернет-сервисов, говорится в презентации нового министра связи Максута Шадаева на заседании рабочей группы Госсовета по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика», пишут «Ведомости».

Как пояснили юристы, данные правоохранители получают как из собственных баз, так и из других, в том числе по решению суда, которое нужно, например, для получения доступа к записям телефонных переговоров, электронной почте, СМС, сообщениям в мессенджерах, для получения банковской информации; при этом воплотить инициативу Шадаева об онлайн-доступе без изменения законодательства и Конституции невозможно.

По словам экспертов, идея упростить получение данных правильная, суды и сейчас редко отказывают правоохранительным органам; главный вопрос в том, как идея Шадаева будет исполнена, т. е. как будет предоставляться доступ к такой базе и кто его сможет получить; доступ должен выдаваться, например, по личному идентификатору конкретного сотрудника правоохранительных органов, чтобы в базе можно было посмотреть, кто, когда и зачем к такой информации обращался, считают эксперты.

Часть презентации Шадаев посвятил цифровизации госуслуг и способам идентификации граждан: он считает, что главная цель цифровизации госуслуг — снижение времени, которое должен тратить каждый гражданин в год на общение с органами власти, оно не должно превышать трех часов; Шадаев рассказал, что к 2024 году в личном кабинете госуслуг граждане получат доступ ко всем данным о себе, которые есть у государства, а также сведения о том, кому они были переданы.

Отдельно Шадаев говорил о замене обычных паспортов на цифровой ID и использование биометрии; в проекте электронного удостоверения участвует автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», но ее представитель заявил, что не может поставить знак равенства между формулировками «цифровой ID» и «электронное удостоверение гражданина».

Banki.ru

Прибыль российского банковского сектора до налогов достигла в 2019 году 2 трлн рублей

Российские банки заработали в прошлом году в общей сложности 2 трлн рублей до налогов, а годовая чистая прибыль сектора составила 1,7 трлн рублей. Такие данные приводятся в информационно-аналитическом материале Банка России «О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году».

Центробанк в своем материале анализирует в том числе и декабрьскую динамику банковского сектора.

Так, в декабре прирост активов ускорился с ноябрьских плюс 0,2% до плюс 1,3%, а объем активов на 1 января 2020-го достиг 96,6 трлн рублей. В примечании ЦБ уточняется, что активы не уменьшаются на величину резервов на возможные потери банковского сектора. В целом за минувший год активы сектора выросли на 5,2%, в основном за счет наращивания кредитного портфеля.

Динамика корпоративного кредитования второй месяц подряд находилась в околонулевой зоне (плюс 0,1%), причем объем рублевых кредитов в декабре сокращался (минус 1%) при существенном увеличении валютного кредитования (плюс 3,4%). В целом за 2019 год прирост корпоративного кредитования (плюс 4,5%) оказался несколько меньше, чем в 2018-м (плюс 5,8%), из-за слабого спроса со стороны компаний, в том числе ввиду более активного привлечения ими облигационных заимствований.

Декабрьский прирост розничного кредитного портфеля (плюс 1%) был меньше, чем в ноябре (плюс 1,3%). Годовые темпы прироста также существенно замедлились — с плюс 22,8% за 2018 год до плюс 18,6% за 2019-й. Как поясняется, замедлению способствовало в том числе применение Банком России сдерживающих регулятивных мер в отношении необеспеченных потребительских ссуд.

Приток вкладов физических лиц в декабре под воздействием сезонных факторов (включая перечисление пенсионных выплат за декабрь и январь) достиг 4%, при этом рос объем как рублевых (плюс 4,6%), так и валютных вкладов (плюс 1,4%). Общий прирост объема вкладов в 2019 году составил 10,1%, что существенно выше показателя 2018 года (плюс 6,5%).

Прирост объема депозитов и средств организаций в декабре оказался максимальным в 2019 году (плюс 3,1%), но в целом за год составил только 4,4%, указывают в ЦБ, отмечая, что депозиты и средства организаций — волатильный источник фондирования.

«В декабре доналоговая прибыль банковского сектора составила 166 млрд рублей (чистая прибыль — 129 млрд рублей). По итогам всего 2019 года банки заработали 2 трлн рублей до налогов (чистая прибыль — 1,7 трлн рублей, плюс 73% к 2018 году). Такой большой скачок связан с тем, что в состав прибыли 2019 года входит технический доход в размере около 0,4 трлн рублей от части корректировок, связанных с внедрением нового стандарта учета кредитного риска МСФО 9 (совокупный результат от применения корректировок в соответствии с МСФО 9 — убыток около 0,9 трлн рублей), а также с тем, что в 2018 году банки под управлением ООО «УК ФКБС» отразили значительный убыток в размере около 0,5 трлн рублей из-за разового досоздания резервов по старым проблемным активам, в то время как в 2019 году их результат был близок у нулевому. Исключая влияние МСФО 9 и результат банков под управлением ООО «УК ФКБС», чистая прибыль сектора в 2019 году составила 1,3 трлн рублей, что на 11% ниже, чем в 2018 году (1,5 трлн рублей)», — говорится в обзоре.

Положительный финансовый результат до налогообложения показали 372 кредитные организации.

«В целом 2019 год очень хороший для банковской системы: банки хорошо нарастили кредиты, хороший приток депозитов, несмотря на снижение ставок. Доверие клиентов к банковской системе сохраняется, прибыль банки заработали неплохую», — комментирует директор департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов.

В числе прочего в отчете сообщается, что в 2019 году банковский сектор нарастил объем начисленных дивидендов относительно 2018 года: до 540 млрд с 464 млрд рублей. Основной объем по-прежнему приходится на банки с государственным участием. Оставшаяся в распоряжении банков прибыль как составная часть регулятивного капитала (около 0,5 трлн рублей) необходима для расширения бизнеса, прежде всего кредитования экономики, и покрытия непредвиденных потерь.

Регулятивный капитал вырос на 5,5%, так как активы под риском росли медленнее, чем нераспределенная прибыль. Текущий запас капитала позволяет расширить кредитование более чем на 20 трлн рублей. Кроме того, внедрение с 1 января 2020 года нового подхода к оценке кредитного риска, предполагающего выделение категорий заемщиков с пониженными коэффициентами риска (по части требований к субъектам малого и среднего предпринимательства, к заемщикам инвестиционного класса), позволит несколько высвободить капитал банков и обеспечить дополнительные возможности для кредитования, отмечают в Центробанке.

На 1 января 2020 года в России действовали 442 кредитные организации (на начало 2019-го — 484). В декабре их количество уменьшилось на две (с долей в активах менее 0,1%) в связи с отзывом лицензий. За весь 2019 год были отозваны либо аннулированы лицензии 31 кредитной организации, произошло 12 реорганизаций в форме присоединения. При этом в марте-2019 впервые более чем за четыре года была выдана лицензия вновь созданному банку, напоминают в ЦБ.

В отчете уточняется, что показатели прироста приведены с исключением влияния валютной переоценки (пересчет валютной составляющей в рубли по курсу на начало анализируемого периода) по кредитным организациям, действовавшим на последнюю отчетную дату (включая ранее реорганизованные банки).

Banki.ru

Минкомсвязь не поддержала план «сотовой четверки» по развитию 5G в России

Минкомсвязь вернулась к идее создать в России единую сеть 5G и не готова выделять без конкурса частоты «большой четверке» сотовых операторов. А те хотят строить несколько сетей нового стандарта и опасаются отстать в развитии 5G

Минкомсвязь вернулась к идее создания в России инфраструктурного оператора для строительства единой сети мобильной связи пятого поколения (5G), рассказали РБК два источника в крупных сотовых компаниях. По их словам, такому оператору государство без торгов выделит радиочастоты, а он должен будет предоставлять к этой сети доступ всем желающим поставщикам.

Создание инфраструктурного оператора описано в последней редакции концепции развития сетей 5G, подготовленной Минкомсвязью, сообщил один из собеседников, напомнив, что ранее рынок согласовал другую версию документа.

В середине декабря четыре крупнейших оператора связи — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и «Ростелеком» — договорились о создании совместного предприятия, которое должно было освободить частоты для развития 5G, чтобы впоследствии каждый участник СП мог построить собственные сети.

Почему Минкомсвязь против СП

В министерстве не видят смысла в том, чтобы операторы создавали совместное предприятие только для расчистки частот, сказал РБК заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов, курирующий отрасль связи. «Уже существует Союз LTE (объединение МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» и сотовой «дочки» «Ростелекома» «Т2 РТК Холдинг». — РБК), который занимался подобной работой при внедрении 4G, он мог бы выполнять эту работу и при внедрении 5G», — пояснил чиновник.

Иванов подчеркнул, что Минкомсвязь последовательно выступает за создание в России инфраструктурного оператора. «По проведенным расчетам, при таком сценарии капитальные затраты операторов окажутся минимум в полтора-два раза меньше, чем при строительстве сетей 5G несколькими операторами, следовательно, эта инфраструктура может быть создана быстрее», — указал замминистра. Ранее Минкомсвязь оценила, что если операторы будут строить сети преимущественно самостоятельно, общие затраты, например, в Москве составят 157,6 млрд руб. к 2024 году, а при строительстве единой сети — 55,4 млрд руб.

Вдобавок «на данный момент нечего расчищать: диапазон частот 3,4–3,8 ГГц полностью закрыт [для использования гражданскими средствами], по диапазону 700 МГц решение [о возможности его использования для 5G] предстоит согласовывать с вещателями», — объяснил РБК Иванов. По его словам, провести конверсию в настоящее время можно только в диапазоне 4,8–4,99 ГГц, а в ближайшей перспективе 4,4–4,8 ГГц, а также в миллиметровом диапазоне (30–300 ГГц). «Сейчас Минкомсвязь совместно с другими ведомствами разрабатывает план конверсии. В нем предусмотрено как бюджетное финансирование, так и внебюджетное, но детали имеют закрытый характер», — отметил замминистра.

Если крупнейшие компании не договорятся о создании инфраструктурного оператора, в министерстве не видят смысла выделять им частоты. «Одно дело, когда создается организация в интересах всей отрасли, которая будет предоставлять доступ к сетям 5G всем желающим, другое — когда конкретные компании пытаются поделить частоты, каждая в своих интересах», — указал Иванов.

Почему идея министерства не нравится операторам

Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева отметила, что позиция министерства удивила их и ранее операторы получали от Минкомсвязи «подтверждение о том, что предложенный формат СП — приемлемая форма партнерства для развития 5G». Если министерство и операторы не смогут договориться, это приведет к «отставанию России от других стран в запуске и развитии 5G, а также невозможности реализовать план по цифровизации ключевых отраслей промышленности», указала Айбашева. По ее словам, операторы практикуют совместное использование инфраструктуры, но хотели бы иметь возможность «гибко выбирать, в каких регионах, с кем и на каких условиях совместно развивать 5G, поскольку это залог сохранения конкуренции».

 «Реализация концепции развития 5G в ее нынешнем виде задержит сроки запуска нового стандарта в России, что отразится на технологическом развитии, — считает представитель МТС Алексей Меркутов. — Проблема нехватки частот не решается созданием единого инфраструктурного оператора, так как это не снимает вопрос дефицита спектра для обеспечения пропуска растущего трафика».

По словам представителя «Ростелекома», сначала надо решить дело с частотами, что и пытаются сделать операторы. Помимо создания единого инфраструктурного оператора могут быть и другие варианты объединения игроков рынка. «Ключевой вопрос — наличие ресурса в нужных диапазонах. Сейчас есть соглашение о намерениях, стороны прорабатывают юридически обязывающие документы. Обсуждение с участниками рынка формата объединения лучше вести в режиме диалога, а не приказа», — пояснил представитель «Ростелекома».

Представитель «Т2 РТК Холдинга» лишь отметил, что деятельность СП направлена на освобождение диапазона 3,4–3,8 ГГц, который необходим «для оптимального развития сетей 5G и их реального появления».

Представитель «МегаФона» сказал, что компания «придерживается принципов, изложенных в меморандуме о намерениях о создании совместного предприятия, подписанном операторами связи». «Мы находимся в диалоге с Минкомсвязью о необходимых корректировках в концепции развития 5G, учитывающих позицию всех операторов», — сказал он.

В Минкомсвязи считают, что сложившуюся ситуацию нельзя характеризовать как «неразрешимые противоречия между ведомством и операторами», сказал Олег Иванов. «Пока что фактически согласован только протокол о намерениях [о создании СП]. Мы общались с рядом операторов по этому пово

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}