ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 13.03.2020

ОБЗОР СМИ

Комментарий Банка России об операциях по предоставлению ликвидности

Банк России считает текущий уровень ликвидности российского банковского сектора достаточным для устойчивого функционирования российской финансовой системы.

Вместе с тем, принимая во внимание произошедшие в течение текущей недели колебания обменных курсов и цен финансовых активов на российском и глобальном финансовых рынках, а также действия центральных банков других стран, Банк России счел целесообразным провести сегодня, 13 марта 2020 г., аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей.

Банк России сохраняет лимит операций «валютный своп» по предоставлению долларов США со сроком исполнения «сегодня» на повышенном уровне 5 млрд долларов США.

Банк России продолжит отслеживать ситуацию на российском и глобальном финановых рынках и будет уточнять объемы операций по предоставлению и абсорбированию ликвидности, в том числе с учетом ее развития.

Банк России

В феврале инфляция снизилась, но с начала марта баланс рисков для инфляции изменился

В феврале 2020 года сохранялись дезинфляционные тенденции под влиянием в целом высокой насыщенности продовольственного рынка, сдержанного спроса и лаговых эффектов укрепления рубля в предыдущие месяцы. Вместе с тем с начала марта произошло значительное изменение внешних условий, связанное с распространением эпидемии коронавируса и ухудшением ситуации на рынке нефти, отмечается в очередном выпуске информационно-аналитического комментария Банка России «Динамика потребительских цен».

Вызванное этими событиями ослабление рубля является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором. Инфляция с низкого уровня последних месяцев будет возвращаться к цели Банка России быстрее, чем прогнозировалось ранее.

Однако выраженное и продолжительное замедление мировой экономики, а также влияние возросшей неопределенности и произошедшего ужесточения денежно-кредитных условий на динамику внутреннего спроса могут стать значимыми дезинфляционными факторами среднесрочного характера.

Банк России будет комплексно рассматривать влияние произошедших изменений на среднесрочный прогноз динамики инфляции, инфляционных ожиданий и развития экономики и оценивать риски устойчивого отклонения инфляции от цели на прогнозном горизонте.

Банк России

Ипотека и доступность жилья: аналитическая записка

Повышение доступности жилья — одна из приоритетных задач социально-экономического развития. Зачастую снижение ставки по ипотеке рассматривают как ключевой инструмент решения этой задачи. Однако основным фактором повышения доступности жилья должен стать высокий и устойчивый рост доходов населения, опережающий рост цен на жилье, отмечается в аналитической записке «Ипотека и доступность жилья».

Как показывают авторы исследования, для снижения ставок по ипотеке возможности есть. Один из способов — субсидирование части процентных платежей за счет бюджета через различные льготные программы. Эта мера позволит повысить доступность ипотеки без негативных последствий для ценовой и финансовой стабильности.

Однако возможности ипотеки в повышении доступности жилья не безграничны. Опыт многих стран демонстрирует, что чрезмерное снижение ставок приводит к обратному эффекту — росту цен на жилье и снижению его доступности.

Повышению ценовой доступности жилья может способствовать снижение себестоимости строительства, отмечают авторы исследования. Дополнительные возможности решения «жилищного вопроса», по их мнению, может предоставить развитие вторичного рынка жилья и долгосрочной аренды.

Банк России

Волатильность финансовых рынков в феврале значительно возросла

Ситуация на финансовых рынках после стабилизации в первой половине февраля ухудшилась во второй половине месяца на фоне распространения коронавирусной инфекции за пределами Китая, которое привело к распродажам активов, отмечается в очередном выпуске комментария «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки».

Структурный профицит ликвидности в феврале увеличился, чему способствовало временное снижение банками остатков средств на корсчетах в Банке России. Его несколько компенсировал отток ликвидности за счет снижения задолженности банков по операциям Федерального казначейства, размещения ОФЗ Минфином России, а также увеличения объема наличных денег в обращении. Спред ставок МБК к ключевой ставке Банка России сузился в том числе в связи с отсутствием значительных притоков ликвидности по сравнению с предыдущим периодом усреднения.

Ставки в сегменте «валютный своп» оставались преимущественно вблизи ставок МБК на фоне сохранения запасов валютной ликвидности в банковском секторе на комфортном уровне, а также сокращения длинных позиций нерезидентов по рублю и соответствующего сокращения рублевого кредитования в сегменте «валютный своп».

Замедление корпоративного кредитования в январе носило технический характер, что объясняется исчерпанием эффекта переклассификации требований в начале предыдущего года. Снижение активности на розничном кредитном рынке в январе продолжилось, причем потребительское и ипотечное кредитование вносило сопоставимый вклад в замедление роста портфеля кредитов населению в годовом выражении. В декабре 2019 года продолжилось снижение ставок в сегменте корпоративных кредитов. В январе текущего года ипотечная ставка обновила очередной исторический минимум.

Банк России

Банк России и правительство создадут рабочую группу по длинным деньгам

Центробанк и правительство РФ договорились о создании рабочей группы по вопросам привлечения в экономику длинных денег. Об этом сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов на заседании совета Ассоциации банков России.

«Мы договорились создать с правительством рабочую группу по длинным деньгам. В ближайшие дни будет первое заседание, будет создана подгруппа по стройке, туда будут, безусловно, включены и строительные компании, и финансовые компании, представители ассоциации, где одним из элементов снижения себестоимости (кредитов. — Прим. Банки.ру) будет стандартизация документации», — рассказал он.

Длинными деньгами называют инвестиции в капитал на срок от двух лет.

Banki.ru

Регулятор введет индивидуальные паспорта для 13 банковских продуктов

Банк России определил банковские продукты, для которых будут введены индивидуальные паспорта (Key Information Document). Об этом сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута на заседании совета Ассоциации банков России.

«Мы исходили из двух характеристик: либо это наиболее массовые продукты, либо это наиболее новые и сложные для понимания продукты», — пояснил он, уточнив, что на сегодня разработка завершена. Мамута отметил, что требования к паспортам будут основаны на рекомендациях европейского регулирования. То есть KID не должен превышать в объеме двух-трех страниц, должен быть прописан достаточно крупным шрифтом и включать основные условия договора. При этом он не является договором и носит исключительно информационно-разъяснительный характер.

В общей сложности перечень паспортизируемых банковских продуктов включает 13 позиций: это дебетовая карта, номинальный счет для опекуна (попечителя), номинальный счет, не связанный с опекой и попечительством, обезличенный металлический счет, вклад в драгоценных металлах, вклад до востребования, накопительный счет, вклад, удостоверенный сберегательным сертификатом, срочный вклад, счет эскроу для целей долевого строительства, счет эскроу для целей, не связанных с долевым строительством, аренда банковской ячейки, хранение ценностей в банковской ячейке.

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов привел в пример ситуацию, когда к банковскому продукту навязывается страховка, которая не имеет самостоятельной потребительской стоимости. То есть по страховому продукту премия есть, а условия страхования такие, что «не существует даже гипотетической ситуации» наступления страхового случая.

По словам Швецова, одна из целей KID — «выкинуть эту всю шелуху» из практики продаж. «То есть если банк хочет получать по ипотеке процентную ставку и считает, что эта ставка справедливая, не надо ее в рекламе занижать, а догонять через продажу несуществующих услуг», — пояснил он.

Напомним, ЦБ предложил ввести для финансовых инструментов индивидуальный паспорт в июне 2019 года. Предполагается, что специальный документ в доступной форме будет предупреждать потребителя обо всех рисках. Изначально регулятор включил в перечень 30 финансовых продуктов, в связи с которыми чаще всего поступают жалобы от клиентов.

Banki.ru

К Системе быстрых платежей подключились 50 российских банков

К разработанной Банком России Системе быстрых платежей (СБП) подключились 50 российских банков. Об этом свидетельствует информация, опубликованная на официальном сайте системы.

Одними из последних к СБП присоединились банк «Солидарность» и Владбизнесбанк.

Система быстрых платежей заработала в начале 2019 года. Переводы между физическими лицами в СБП системно значимые банки должны проводить с 1 октября 2019 года, а банки с универсальной лицензией — с 1 октября 2020-го. Установление обязанности банков подключиться к СБП и предоставлять своим клиентам услуги по этим типам операций направлено на повышение доступности финансовых услуг для граждан, снижение стоимости платежей для потребителей, развитие конкуренции на финансовом рынке.

На данный момент в СБП представлены практически все крупнейшие кредитные организации России. Сбербанк остается единственным системно значимым банком, который не присоединился к СБП. При этом ООО «ПС Яндекс.Деньги» — дочерняя компания Сбербанка, основным акционером которой он является, — уже стала участником системы.

В декабре прошлого года глава Сбербанка Герман Греф сообщал журналистам, что рассчитывает на подключение к СБП в I квартале 2020 года.

На этой неделе Банк России предложил увеличить размер переводов в СБП до 2 млн рублей с нынешних 600 тыс.

Banki.ru

Принят закон о покупке правительством акций Сбербанка

Госдума приняла закон, согласно которому кабмин РФ выкупит у Центробанка контрольный пакет акций Сбербанка по рыночной цене.

Правительство покупает 52,3% акций Сбербанка за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков объяснил, что сейчас складывается ситуация, когда Банк России, являясь и регулятором, и надзорным органом, одновременно входит в совет директоров Сбербанка.

— И, соответственно, получается, что и регулирует, и надзирает за тем институтом, которым владеет, с которым работает, — добавил парламентарий. Таким образом, по его словам, будет разрешен конфликт интересов.

— Государство решает одновременно огромное количество проблем, а главное — делает это в момент, когда это абсолютно выгодно экономически: за меньшие деньги приобретает очень хороший актив, — отметил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Согласно комментариям парламентариев, Сбербанк сможет активнее развиваться, а средства вкладчиков при этом будут защищены еще надежнее.

Средства от продажи пакета ЦБ в Сбербанке будут направлены в федеральный бюджет. Таким образом, правительство получит дополнительный источник финансирования социальных инициатив, выдвинутых президентом в Послании Федеральному Собранию.

Российская газета

Сколково и VR_Bank определили лидеров цифрового банкинга в России

VR_Bank и Фонд «Сколково» оценили уровень цифровизации ТОП-50 российских банков (по размеру активов). Эксперты проанализировали потенциальное воздействие используемых финансовыми организациями инноваций на жизнь человека, развитие предпринимательской среды и отечественной банковской индустрии.

«Крупные банки станут центрами экосистем, объединяя множество сервисов для максимального покрытия жизненных нужд клиента. Финтех будет основным поставщиком технологий и одновременно главным конкурентом для банков. Анализ больших массивов данных, искусственный интеллект, машинное обучение, технология блокчейн, роботизация – все эти технологии, позволяющие дистанционно совершать банковские операции, лягут в основу новых продуктовых решений. Задача рейтинга выявить визионеров финансового рынка, возглавляющих digital-трансформацию отрасли с тем, чтобы предугадать, каким будет ее развитие», – рассказал финансовый директор VR_Bank Роман Ромашевский.

«Мы увеличили число критериев оценки, а также число участников рейтинга, что позволило нам повысить объективность анализа уровня цифровизации отрасли. Неизменными остались основные принципы – data-driven подход и анализ открытых источников данных. Одним из важных параметров, который одновременно отражает восприимчивость и спрос на инновации, является количество контрактов между банком и стартапами. Вопреки расхожему мифу о том, что банки осуществляют все разработки самостоятельно, оказалось, что лидеры отрасли активно взаимодействуют с технологическими компаниями, открывая fast track для инноваций, меняя свои процессы и бизнес-культуру», – отметил директор центра инноваций Finance & Blockchain Фонда «Сколково» Павел Новиков.

Рейтинг анализирует различные показатели ТОП-50 лидеров отрасли (по размеру активов на 1 января 2020 года, согласно данным Банка России). Предыдущий рейтинг за I полугодие 2019 года включал данные ТОП-30 банков.

Обновленная методология рейтинга объединяет 21 показатель, которые сгруппированы в пять основных тематических блоков и дают представление об уровне онлайновости банка и готовности к цифровизации. Это финансовые показатели, косвенно отражающие объём расходов кредитных организаций на IT, количество контрактов со стартапами «Сколково», наличие актуальных цифровых сервисов, проникновение мобильных приложений банка, качество и скорость обработки обращений в соцсетях.

В силу расширения выборки оценки некоторых банков из ТОП-30 предыдущего рейтинга претерпели существенные изменения, например, банк «Открытие» поднялся с 14 на 7 место.

ТОП-5 за последние полгода изменился незначительно. Райффайзенбанк поднялся с 3-го на 1-ое место рейтинга. «Тинькофф Банк» и Сбербанк России переместились на 2-ое и 3-е место соответственно, а Альфа-Банк сохранил 4-ю позицию. Пятерку лидеров на этот раз замкнул Промсвязьбанк, опередив Ак Барс Банк. Интересно, что Промсвязьбанк получил 0 баллов за критерии, расчет которых связан с финансовой отчетностью в силу специфики ее раскрытия, однако другие оценки позволили занять банку 5 место в рейтинге.

Безусловный лидер рейтинга – Райффайзенбанк – получил высокие оценки по всем показателям, в том числе, максимальные по критериям – «Отзывы в GooglePlay», «Просмотры корпоративного канала на YouTube», за наличие сервиса «Онлайн-бухгалтерия», количество контрактов со стартапами «Сколково».

Лидерами по расходам на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2019 год стали далеко не самые крупные банки по объему активов – ОТП Банк, Банк «Санкт-Петербург» и МТС Банк. Это может свидетельствовать как о наращивании технологических достижений с их стороны, так и о том, что инновационный процесс в других банках по большей мере организован за счет штатных специалистов.

Лидером по количеству контрактов со стартапами «Сколково» стал Сбербанк России, примерно одинаковое число контрактов оказалось у банка ВТБ, «Тинькофф Банк», Альфа-Банка и банка «Открытие». Учитывались только подтвержденные коммерческие контракты на момент составления рейтинга. Сотрудничество со стартапами направлено на создание инновационных разработок и их коммерциализацию, в том числе для быстрого развития собственных экосистем банков.

Несмотря на недавние инициативы Правительства РФ, банки не спешат активизировать работу с самозанятыми. По данным ФНС, с января по декабрь 2019 года самозанятые заплатили в бюджет более миллиарда рублей налогов, при этом с начала 2020 года налог на профессиональный доход действует в 23 регионах. На текущий момент из ТОП-50 только 5 банков предлагают сервисы для самозанятых – Сбербанк России, Альфа-Банк, Ак Барс Банк, Совкомбанк и МТС Банк.

Крупные банки пока что не выражают явной заинтересованности в разработке новых решений для развития дистанционных сервисов для МСБ по ведению онлайн-бухгалтерии, отправки отчётности в контролирующие органы, ведению документооборота. Такие услуги предпринимателям сейчас предоставляют Райфайзенбанк, «Тинькофф Банк», Сбербанк России, Альфа-Банк, АК Барс Банк и Совкомбанк.

Ненамного больше вариантов у предпринимателей – юридических лиц при выборе банка для открытия счета онлайн. Такая возможность есть у менее чем половины банков из ТОП-50. Также несмотря на отмену комиссии для банков в Системе быстрых платежей, ее участниками являются меньше половины участников рейтинга.

Наиболее популярные мобильные приложения на AppStore среди участников рейтинга оказались у Альфа-Банка и, с небольшим отрывом, у Сбербанка России, «Тинькофф Банк», Промсвязьбанка. На Android – у Райфайзенбанка, Сбербанка России, Банка «Санкт-Петербург». Приложения этих банков пользователи скачивали наиболее часто.

Почти все ТОП-50 банков активно присутствуют в Facebook, YouTube, «ВКонтакте» и Instagram. Примечательно, что во «ВКонтакте» и Instagram наиболее активен Сбербанк России, в Facebook – «Хоум Кредит энд Финанс Банк», YouTube – Райфайзенбанк. Очевидно, банки распределяют усилия в соответствии с предпочтениями своей целевой аудитории.

Plusworld

Аналитики оценили преимущества для России от налога на Google и Facebook

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), в руководство которого входит помощник президента России Максим Орешкин, проанализировали возможные сценарии реформирования налогообложения ИТ-гигантов в России и оценили преимущества и недостатки каждого из подходов. По их мнению, России следует перестраховаться на случай провала поисков единого для всех стран подхода к распределению налогов цифровых корпораций и внедрить собственный цифровой налог. В то же время односторонние меры могут спровоцировать ужесточение санкций США. Текст исследования есть у РБК.

Налоговое неравенство

Правила налогообложения не успевают за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая на пользователях по всему миру, платят налог на прибыль только по месту регистрации штаб-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые доходы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят больше налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 года пытается найти единый международный подход и решить проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Разработать механизм, который устроил бы все страны, пока не удалось.

Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. Сколько прибыли генерируют пользователи в той или иной стране, знают только сами корпорации, но они не раскрывают детальную информацию, отмечали ранее опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неопределенность, и, вероятно, единый механизм так и не будет разработан. «До готового результата еще далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР не будет», — заявил на презентации доклада руководитель направления «Бюджет и налоги» ЦСР Левон Айрапетян.

Ряд государств, включая Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны стать основой для достижения мирового консенсуса. Основные параметры единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 года, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 года.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны также начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Однако конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму».

C 2017 года в России уже действует «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах.

Однако НДС с электронных услуг покрывает далеко не все digital-модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли. «Регистрация для уплаты НДС никак не меняет ситуацию по распределению прибыли. Достаточно открыть формальный офис, но по факту здесь нет никого», — утверждает Левон Айрапетян.

Под «налог на Google» не подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной на российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они как раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная выгода

  • Введение цифрового налога увеличит доходы государства.

Если ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые уже разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в то время как у стран, которые подобный налог не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут начать взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

  • Цифровой налог уравняет условия для бизнеса, поддержав отечественные цифровые компании.

Россия одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными на международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Однако сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся на российском рынке в более выгодных условиях, платя меньше налогов.

  • Цифровой налог подстрахует на случай, если механизм ОЭСР будет распространяться не на все ИТ-корпорации.

Дело в том, что в декабре 2019 года США, как основной поставщик электронных услуг, предложили сделать единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Предложенный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет за ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае перед странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся от модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается только один вывод: взимать с них тот самый односторонний цифровой налог». Если при таком решении у России не будет готового механизма, придется с нуля разрабатывать цифровой налог, тогда как другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные доходы от введения механизма в группе стран, в которую входит и Россия, составят в среднем около €390 млн в год. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, потому что по модели ОЭСР страны делятся друг с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, по оценке экспертов, может занять около года.

При другом сценарии, если ОЭСР все же выработает единый подход, у России будет только одна проблема — как интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если консенсуса не будет, Россия просто сделает временный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифровой налог

Первой страной стала Франция, сделавшая это в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Причем срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех до шести лет. Однако Франция приостановила взимание налога до конца 2020-го с условием, что, если до конца года ОЭСР не выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Франция планирует собрать благодаря новому налогу свыше €450 млн.

Турция с 1 марта начала взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Великобритания планирует начать взимать цифровой налог по ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные доходы от £275 млн в 2021–2021 годах. Италия планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 года и получать свыше €600 млн ежегодно. На случай, если ОЭСР не примет единый подход, свой механизм также разработала Испания.

Как правило, в этих странах налогом облагается прибыль компаний от трех основных видов услуг:

  • услуги цифровых платформ и маркетплейсов;
  • онлайн-реклама, таргетированная на пользователей в этой конкретной стране;
  • продажа данных, полученных на основе предоставленной пользователем информации.

Свой механизм с 2016 года действует в Индии, он принес государству $39 млн дополнительных доходов. Сбором по ставке 6% облагаются доходы иностранных компаний от b2b-сделок в области цифровой рекламы.

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы на венгерском языке по прогрессивной ставке от 5,3 до 7,5% и 5% при вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 год венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил налог.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия такой односторонней меры.

  • Главный минус односторонних мер — двойное налогообложение.

На налоги от одной и той же онлайн-сделки, например между пользователями во Франции и Италии, могут претендовать обе страны. Из всех стран, которые внедрили цифровой налог, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено вычитать расходы на уплату цифрового налога из базы по налогу на прибыль, а также относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, где действует аналогичный цифровой налог.

  • Цифровой налог может спровоцировать дополнительные санкции США — основного поставщика электронных услуг.

Так, Франция заморозила цифровой налог в том числе из-за угрозы повышения таможенных пошлин со стороны США. Американская администрация назвала цифровой налог Франции дискриминационным и пригрозила ввести 100-процентные пошлины на ввоз французских товаров на сумму $2,4 млрд.

  • Дополнительный налог нарушит стабильность условий для международного бизнеса — неопределенность возрастет, и инвестиции снизятся.
  • Вслед за Россией страны бывшего СССР могут ввести аналогичные цифровые налоги, и тогда уже пострадают российские цифровые компании, работающие в
div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}