ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 22.06.2020

ОБЗОР СМИ

Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 100 б.п., до 4,50% годовых

Совет директоров Банка России 19 июня 2020 года принял решение снизить ключевую ставку на 100 б.п., до 4,50% годовых. Дезинфляционные факторы действуют сильнее, чем ожидалось ранее, в связи с большей длительностью ограничительных мер в России и в мире. Влияние краткосрочных проинфляционных факторов в основном исчерпано. Риски для финансовой стабильности, связанные с ситуацией на глобальных финансовых рынках, уменьшились. Инфляционные ожидания населения и бизнеса снизились. В этих условиях существует риск значимого отклонения инфляции вниз от цели 4% в 2021 году. Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и удержание инфляции вблизи 4%.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Динамика инфляции в этом году и в первой половине 2021 года будет во многом формироваться под влиянием произошедшего в II квартале глубокого падения внутреннего и внешнего спроса. Дезинфляционное влияние слабого спроса усилилось, что связано с текущими и отложенными экономическими эффектами ограничений. Инфляционные ожидания населения и бизнеса снизились после краткосрочного роста в марте—апреле. 

Влияние на цены произошедшего в марте ослабления рубля и временного повышенного спроса на отдельные группы товаров исчерпано. По предварительным данным на 15 июня, годовая инфляция составила около 3,1%. В ближайшие месяцы динамику потребительских цен будет дополнительно сдерживать укрепление рубля, наблюдавшееся в мае — начале июня на фоне стабилизации мировых финансовых рынков и роста цен на нефть. Текущая месячная инфляция в годовом выражении продолжит снижаться. В то же время показатель годовой инфляции будет увеличиваться в 2020 году из-за эффекта низкой базы 2019 года.  

В условиях преобладающего влияния дезинфляционных факторов существует риск значимого отклонения инфляции вниз от цели 4% в 2021 году. Принятое решение по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и удержание годовой инфляции вблизи 4%.

Денежно-кредитные условия, после некоторого ужесточения в марте—апреле, несколько смягчились в мае—июне. Доходности ОФЗ и корпоративных облигаций опустились ниже уровней начала текущего года, в том числе под влиянием проводимой денежно-кредитной политики. Страновая премия за риск уменьшилась во многом под влиянием улучшения ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках. Снизились процентные ставки по депозитам и ипотечным жилищным кредитам. Вместе с тем возросшие кредитные риски в реальном секторе оказывают повышательное давление на процентные ставки, а также приводят к ужесточению неценовых условий кредитования в ряде сегментов рынка. Принятые Банком России решения о снижении ключевой ставки и произошедшее существенное уменьшение доходностей на рынке ОФЗ создают условия для снижения процентных ставок на других сегментах финансового рынка в дальнейшем. Это наряду с мерами Правительства, а также другими мерами Банка России поддержит кредитование, в том числе в наиболее уязвимых секторах экономики.

Экономическая активность. Часть принятых ограничительных мер продолжает действовать. Наряду с существенным падением внешнего спроса это оказывает более длительное негативное влияние на экономическую активность, чем Банк России предполагал в апреле. Произошло существенное снижение деловой активности в сфере услуг и промышленности, сокращение объемов новых заказов на внешнем и внутреннем рынках, падение инвестиций. Возросла безработица, и снизились доходы, значительно сократился оборот розничной торговли. Поэтапное снятие ограничительных мер в мае—июне способствует постепенному восстановлению секторов, ориентированных на потребление. Вместе с тем опросы по-прежнему отражают сохранение осторожных настроений бизнеса.

Сокращение ВВП в II квартале может быть более существенным, чем ожидалось. В то же время поддержку российской экономике оказывают дополнительные меры Правительства и Банка России по смягчению экономических последствий пандемии коронавируса. В этих условиях ВВП снизится на 4–6% в 2020 году. В 2021–2022 годах продолжится восстановительный рост российской экономики.

Инфляционные риски. Дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными. Дезинфляционные риски для базового сценария в основном связаны с неопределенностью относительно дальнейшего развития ситуации с пандемией коронавируса в России и в мире, масштабов возможных мер борьбы с ней и их влияния на экономическую активность, а также скорости восстановления мировой и российской экономики в результате смягчения ограничительных мер.

Краткосрочные проинфляционные риски, связанные с возможным значительным переносом в цены произошедшего ранее ослабления рубля, а также с эпизодами повышенного спроса на отдельные группы товаров, исчерпаны. Однако нарушение логистических цепочек в условиях введенных ограничений, а также дополнительные издержки, связанные с защитой работников и потребителей от угрозы распространения коронавируса, могут оказывать некоторое повышательное влияние на цены. Периоды усиления волатильности на глобальных рынках могут отражаться на курсовых и инфляционных ожиданиях.

На среднесрочную динамику инфляции будут значимо влиять параметры бюджетной политики, в частности масштаб и эффективность мер, принимаемых Правительством для смягчения последствий пандемии коронавируса и преодоления структурных ограничений, а также скорость бюджетной консолидации в 2021–2022 годах.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 24 июля 2020 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России и среднесрочного прогноза — 13:30 по московскому времени.

Банк России

Финансовый пульс: восстановление экономики охватывает все более широкий круг отраслей

Постепенное снятие ограничительных мер способствует восстановлению производственной активности по все более широкому кругу отраслей, отмечается в очередном выпуске еженедельного аналитического обзора Банка России «Финансовый пульс».

На фоне постепенной нормализации ситуации с поставками и новыми заказами растет оптимизм предприятий в отношении перспектив увеличения производства. Вместе с тем снижение нефтедобычи и вторичные эффекты от ограничений сдерживают восстановление экономики.

Динамика индекса потребительских цен указывает на исчерпание влияния временных факторов, которые привели к ускорению инфляции в марте—апреле. В динамике цен постепенно проявляется дезинфляционное влияние снижения потребительского спроса.

С начала июня наблюдалось усиление кредитной активности банков. При этом в условиях постепенного восстановления экономической активности снижается потребность заемщиков, особенно субъектов МСП, в реструктуризации кредитных договоров.

Банк России

Аксаков: снижение ключевой ставки поддержит оживление экономики после пандемии

Решение Банка России существенно снизить ключевую ставку — на 100 базисных пунктов, до 4,5% годовых — подтолкнет банки к дальнейшему снижению ставок по коммерческим кредитам и поможет минимизировать негативные экономические последствия пандемии коронавируса, считает председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.

«Удешевление кредитных ресурсов одновременно с реализацией государственных программ поддержки населения и бизнеса в условиях пандемии является серьезным стимулом для наметившегося оживления экономической активности», — подчеркнул глава комитета Госдумы по финрынку.

Снижение ключевой ставки — логичный шаг в сторону смягчения денежно-кредитной политики на фоне замедления инфляции в мае до 3% и продолжающегося снижения инфляционных ожиданий на ближайшие месяцы, считает Аксаков. С учетом того что инфляция закрепилась ниже прогнозного диапазона на этот год, Банк России вполне может принять решение о дальнейшем снижении ключевой ставки на следующем заседании, добавил он.

Banki.ru

Банк России: число жалоб со стороны потребителей финуслуг за неделю сократилось на четверть

Число обращений в Центробанк от потребителей финансовых услуг за неделю сократилось более чем на четверть, свидетельствуют данные очередного выпуска еженедельного аналитического обзора регулятора «Финансовый пульс».

«За период с 11 по 17 июня количество обращений, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг, снизилось на 25,5% по сравнению с периодом с 4 по 10 июня и составило 5,3 тыс.», — указано в обзоре.

Как поясняется, отчасти такое снижение связано с тем, что на отчетной неделе рабочих дней было на один меньше, чем на предыдущей.

«В разрезе проблем самой актуальной для потребителей банковских услуг и услуг микрофинансовых организаций остается проблема с погашением (включая реструктуризацию/рефинансирование) — ее удельный вес в общем объеме обработанных жалоб составил 21,3% (против 21,6% в предыдущем периоде)», — отмечают в Центробанке.

Banki.ru

ЦБ: кредитная и депозитная активность банков усилилась

В России с начала июня наблюдалось усиление кредитной активности банков, при этом в условиях постепенного восстановления экономической активности снижается потребность заемщиков, особенно субъектов МСП, в реструктуризации кредитных договоров. Об этом говорится в очередном выпуске еженедельного аналитического обзора Банка России «Финансовый пульс».

Объем требований банков к российским компаниям в первой половине июня вырос на 0,4%, а к физическим лицам (включая требования к индивидуальным предпринимателям) — на 0,3%, следует из данных ЦБ. Как поясняется, существенный вклад в прирост розничного портфеля вносит предоставление кредитов в рамках программы льготного ипотечного кредитования по ставке 6,5%. За первую декаду июня банки выдали более 30 млрд рублей таких льготных ипотечных кредитов, а с начала действия программы (в мае) — более 90 млрд.

По состоянию на 17 июня от физических лиц поступило 2,2 млн заявок на реструктуризацию. С конца мая наблюдается тенденция к сокращению числа поступающих требований о реструктуризации кредитных договоров, что происходит в условиях постепенного выхода из карантина. Так, если в последнюю полную неделю мая от заемщиков поступило более 172 тыс. заявлений, то к середине июня этот показатель снизился до 79 тыс., указывают в Центробанке.

Кроме того, согласно информации, полученной от 61 банка (включая все системно значимые), за период с 20 марта по 17 июня число заявок субъектов МСП на изменение условий кредитных договоров (реструктуризацию) составило 133,4 тыс. С 10 июня число заявок увеличилось только на 1,8 тыс. — это самый низкий недельный прирост за время проведения мониторинга.

Депозитная активность банков также усилилась, отмечают в ЦБ.

«Ситуация с ресурсной базой в целом позитивная. Объем депозитов организаций вырос на 0,8%. Средства населения также заметно увеличились (плюс 1,4%), в большей степени за последнюю неделю (плюс 0,9%) с учетом выплаты авансов по зарплате», — говорится в обзоре.

В Центробанке указывают, что «депозитные ставки были достаточно стабильными: по данным оперативного мониторинга, за первую декаду июня максимальная ставка по депозитам населения в рублях снизилась незначительно — до 5,01% с 5,04% в третьей декаде мая». Уточним, что значение 5,01% — минимальное за всю историю наблюдений ЦБ (с середины 2009 года).

«Рост клиентских средств во многом связан с бюджетными тратами, на что указывает сокращение объема государственных средств на депозитах на 0,5 трлн рублей. В результате бюджетных расходов средства поступают на счета конечных получателей — компаний и людей (семей с детьми, госслужащих, пенсионеров)», — отмечает регулятор.

Banki.ru

Переводы поступят в ЦБ

Банк России считает недопустимыми комиссии за переводы внутри сети одного банка и намерен добиться права ограничивать их. Об этом «РГ» сообщили в ЦБ.

Ранее Банк России инициировал закон об отмене банковского роуминга — комиссий за переводы в другой регион внутри банка. «Мы видим, что отдельные участники рынка, ссылаясь на новые требования, ввели новые лимиты и дополнительные комиссии для граждан за переводы внутри своей сети, — отметил представитель ЦБ. — Конечно, такие действия ограничивают возможности граждан беспрепятственно осуществлять переводы. Вводить такие барьеры недопустимо с учетом того, что банк знает своего клиента и его платежное поведение. Кроме того, с точки зрения затрат самого банка такие ограничения не обоснованы». ЦБ в таких случаях не называет конкретные банки, но отмена банковского роуминга была направлена против «межрегиональных» комиссий Сбербанка.

Готовясь к их вынужденной отмене, банк ввел комиссии в размере 1% (но не более 1 тыс. руб.) за все переводы на сумму более 50 тыс. руб. в месяц на свои карты, а со 2 июня установил такую же комиссию за все переводы через банкоматы, независимо от суммы, оправдывая это тем, что через этот канал идет лишь 1% операций. При этом переводы за пределы Сбербанка на сумму до 100 тыс. руб. для его клиентов стали бесплатны с присоединением банка к Системе быстрых платежей.

«Для регулирования в необходимых случаях предельных величин таких комиссий и лимитов операций Банку России требуются соответствующие полномочия, по аналогии с комиссиями в рамках платежных систем, — сообщили в ЦБ. — Мы в ближайшее время будем выходить к законодателям с таким предложением и просить его поддержать». Вероятно, ЦБ будет регулировать и плату за обслуживание и выпуск карт. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина не исключила, что ей придется попросить об этом Госдуму, если банки действительно станут повышать плату за само использование карт. Ранее банки предупредили, что повысят ее, если ЦБ продлит введенное на период пандемии ограничение комиссий за прием безналичных платежей при онлайн-покупках еды, лекарств и одежды.

Российская газета

Чем опасно регулирование эквайринговых комиссий?

В настоящее время президентом, правительством и Федеральным собранием Российской Федерации, Банком России, а также исполнительными и законодательными органами субъектов Федерации продолжается беспрецедентная по масштабам и значимости работа по противодействию пандемии COVID-19 и поддержанию стабильности и эффективности российской экономики в неблагоприятных условиях экономического кризиса. При этом профессиональными объединениями торговых предприятий вновь и вновь поднимается вопрос о необходимости ограничения стоимости эквайринговых услуг, предоставляемых кредитными организациями. В своей статье, которая будет опубликована в августовском номере журнала «ПЛАС», Алексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам Ассоциации банков России, руководитель межведомственной Рабочей группы Ассоциации банков России по выработке согласованных решений и практическому определению направлений оптимизации размеров комиссии эквайринга, анализирует вероятность и последствия таких шагов в исторической перспективе самого вопроса госрегулирования эквайрингового рынка.

То, как развивался спор ритейла и участников платежного рынка вокруг темы эквайринговых комиссий, во многом обусловлено особенностями развития рынка эквайринга в России. Карточные платежи начали развиваться в России намного позднее, чем за рубежом. Этап наиболее активного роста, когда безналичные платежи по картам начали занимать заметное место в розничном торговом обороте в целом по стране, начался лет 10–15 назад. В это время охват карт достиг показателя в одну карту на жителя нашей страны, происходило активное развитие «зарплатных» проектов, карточного кредитования, а также банковских программ лояльности, стимулирующих безналичное платежное поведение.

Активный рост карточных платежей с учетом размера комиссий, в те годы в среднем в разы превышавших нынешние, привел к активному росту расходов ритейла на эквайринг, что привело к закономерному желанию ритейла снизить стоимость эквайринга для снижения издержек. Крупнейший ритейл в ходе переговоров добивался от банков и платежных систем специальных условий, ритейлеры меньшего размера были ограничены в использовании этих возможностей.

При этом за рубежом к тому моменту уже была накоплена история судебных споров, антимонопольных разбирательств и решений регуляторов в отношении interchange fee, что напрямую повлияло на дальнейшие события.

Регуляторы в России заняли взвешенную позицию в данном споре. Банк России не увидел необходимости регулирования комиссий.

В этот момент сложились основные аргументы сторон в споре (по большей части построенные на основе анализа зарубежного опыта), которые с минимальными изменениями используются до сих пор.

Со стороны ритейла:

  • «несправедливая стоимость» эквайринга;
  • эквайринг – квазиналог, повышающий стоимость товаров и услуг.

Со стороны банков и платежных систем:

  • стоимость эквайринговых услуг отражает баланс интересов, способствующий продвижению безналичных платежных инструментов и платежей;
  • совокупность установленных размеров всего спектра комиссий, которыми связаны все участники платежного рынка, представляет собой сбалансированную структуру, и снижение или повышение одной из компонент вызывает явный дисбаланс во взаимоотношениях всего рынка.

По сути же речь идет о том, что ритейл пытается использовать регулирование эквайринга как инструмент снижения издержек и повышения доходности собственного бизнеса, а банки сопротивляются регулированию, так как оно грозит резким падением доходности платежных услуг для банков и сервис-провайдеров, уходом части сервис-провайдеров с рынка, сокращением инвестиций в развитие платежных технологий, необходимостью пересматривать бизнес-модели эмиссии и эквайринга, стратегии развития этих услуг.

Противостояние в таком виде сохранялось до 2019 года, когда спор вышел на новую высоту. Была сформирована рабочая группа под руководством Д. Козака, результатом дискуссий стало решение платежных систем Visa, Mastercard и МИР о добровольном снижении размера межбанковских комиссий на социально значимые товары. Регулирование вновь введено не было.

В августе 2019 года в Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» была внесена норма о праве Банка России определять предельный размер тарифа, который банк может взимать с клиента за использование платежных карт.

В апреле 2020 года Банк России в рамках «борьбы с последствиями пандемии» ввел ограничения эквайринговых комиссий в онлайн-торговле, а также рассматривает введение иных ценовых ограничений. При этом представители ЦБ сами заявляют о неэффективности таких мер.

Очевидно, что государственное регулирование стоимости эквайринга не только не приведет к благоприятному результату для потребителей и небольших предприятий торговли, но и ослабит финансовый сектор.

Принципиально важным представляется отчетливое понимание, что спор об эквайринговых комиссиях – это спор двух отраслей экономики, для одной из которых (финансовой) комиссии – источник существования и развития, для другой (торговой) – нежелательные издержки. Такой же спор может произойти, если профессиональные объединения торговых предприятий попросят энергетиков снизить цену на электроэнергию только для них в два раза. Это возможно? Ясно, что нет! Конечные потребители не являются непосредственными бенефициарами в данном споре независимо от принимаемой модели, что доказывает и имеющийся зарубежный опыт, и регуляторное снижение эквайринговых комиссий никогда не приносит им никаких выгод, о чем свидетельствует мировой опыт соответствующего регулирования. В то же время их расходы на осуществление безналичных платежей существенно возрастают.

Регулирование эквайринговых тарифов ведет к пересмотру всей системы безналичных платежей, в которой участвует несколько основных субъектов: покупатель (население) – банк-эмитент банковской карты – платежная система – банк-эквайрер – торговая точка. Изменение в пользу только одного из элементов системы неизбежно приводит к нарушению сложившегося баланса и интересов остальных элементов, потому принятие решения о введении регулирования размера эквайрингового тарифа не может осуществляться без учета соответствующих последствий.

Plusworld

В PwC предсказали введение налога на искусственный интеллект

К 2030 году в России может появиться налог или лицензия на искусственный интеллект. К такому выводу пришли руководители и менеджеры из ИТ-индустрии, опрошенные компаниями PricewaterhouseCoopers (PwC) в России, IDC, КРОК и нетворкинг-платформой Digital Leader (результат исследования есть у РБК). В опросе приняли участие 160 менеджеров ИТ-компаний, консалтинга, подразделений, занимающихся внедрением и разработкой инноваций, а также цифровой трансформацией.

Налог на искусственный интеллект

Большинство респондентов убеждены, что к наибольшим изменениям в компаниях приведут технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Внедрение первой в те или иные сферы может иметь последствия в виде фальсификации видео и фото, манипуляции с персональными данными и т.д., считает комьюнити-менеджер Digital Leader Алексей Сидорин.

«Логично, что в будущем правительства все больше будут обращать внимание на регулирование искусственного интеллекта, возможно, обязывать компании получать лицензии или сертификаты на разработку или эксплуатацию технологий на его основе. С помощью этого рычага можно будет блокировать создание общественно опасных решений и обеспечить синхронизацию с социальными и трудовыми институтами», — говорит Сидорин.

По его прогнозу, вслед за лицензированием и оценкой реального влияния на общество могут ввести налог на искусственный интеллект, который будут собирать с использующих эту технологию организаций, в частности с тех, кто заменяют ею своих работников. В таком случае государство сможет перераспределить полученные средства в пользу потерявших работу сотрудников, чтобы те могли освоить другие навыки. Сидорин напомнил, что уже сегодня видны попытки регулирования использования искусственного интеллекта, например, власти США обвиняют Facebook и Google в том, что во время прошлой президентской кампании алгоритмы этих интернет-игроков позволили влиять на выбор граждан.

Директор Центра машинного обучения компании «Инфосистемы Джет» Евгений Колесников также считает введение подобного налога вероятным сценарием. «Внедряя подобные технологии, предприятие может оптимизировать процессы и уволить 10% сотрудников. Это напрямую скажется на себестоимости продукции, и все потребители выиграют, получив товар за меньшую цену, но появятся люди, которым будет нечем кормить семью. Вопрос про этичность использования машинного обучения и другие вопросы требуют регулирования на уровне государства», — говорит он. Колесников предполагает, что может появиться не только налог на технологии, но и даже штраф за их использование или неиспользование в компаниях.

Впрочем, старший управляющий директор управления развития компетенций по исследованию данных Сбербанка Максим Еременко считает введение налога на искусственный интеллект малореалистичным сценарием. «Если следовать идее, что технологии искусственного интеллекта — это новое «электричество», или провести аналогию с любым другим добываемым ресурсом, то, наверное, можно ввести налог на его добычу, но вводить налог на применение этих технологий в продуктах и сервисах смысла нет», — говорит он. Еременко объяснил, что введение налога на искусственный интеллект увеличит затраты на развитие технологии, что может помешать ее массовому внедрению.

Искусственный интеллект и машинное обучение за последние десять лет уже существенно трансформировали бизнес, этот тренд сохраняется, и сегодня мы вышли на стадию создания нормативно-правовой базы для этой сферы, соглашается представитель МТС. «Введение налога на технологии искусственного интеллекта кажется очень маловероятным, напротив, именно возможность делиться моделями, данными для их обучения позволит ускорить развитие отрасли и повсеместное внедрение инноваций», — считает он.

Tinder для бизнеса

Значительных изменений эксперты ожидают также от внедрения технологии интернета вещей. Так, в течение ближайших пяти лет ее развитие позволит бесконтактно считывать информацию о собеседнике на офлайн-мероприятиях. Например, сейчас, чтобы узнать что-то о человеке на конференции или встрече, нужно отвлекать его, расспрашивать, брать визитки, искать в соцсетях.

«Внедрение бесконтактного считывания информации позволит экономить время деловых людей на офлайн-мероприятиях и даст им возможность делать взаимодействие интереснее, а нетворкинг эффективнее», — считает Сидорин. Например, технология может быть реализована как приложение или функция операционной системы телефона. Посетитель делового мероприятия будет видеть в телефоне профили всех, кто дал к ним доступ. «По сути, это Tinder для бизнеса. Благодаря тому, что получать доступ к профилю можно будет только в случае, если его владелец разрешил это действие, будет исключена возможность нежелательного распознавания личности», — рассуждает Сидорин. По его словам, уже сейчас розничные компании умеют очень точно определять профиль и интересы пользователей в онлайне, активно развивают проекты по подобному сценарию в офлайне. «Соотнести цифровой профиль покупателя и человека, который зашел в магазин, сегодня можно, например, с помощью технологии Wi-Fi», — указал эксперт.

По словам Еременко, идею Tinder для бизнеса технически можно реализовать уже сейчас: «Бесконтактно считывать данные в офлайне по человеку и окружающим нас объектам технологически уже возможно. Более того, есть уже ряд сервисов, которые позволяют по фотографии человека или любого иного объекта найти и собрать о нем всю информацию в свободном доступе. Однако часто нужны согласия тех, в отношении кого осуществляется поиск информации. И это, на мой взгляд, основной фактор сдерживания развития таких технологий».

Главным барьером для цифровизации сегодня и через десять лет эксперты назвали негибкие и медленные процессы в компаниях. На втором и третьем месте по важности — отсутствие бюджетов на проекты по цифровизации и нормативно-правовые барьеры.

РБК

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}