1 июля 2014 года вступают в силу ряд положений американского закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA). На вопросы Национального платежного совета — что нас ожидает после этой даты, ответил руководитель группы по системам комплаенс и ПОД/ФТ ЗАО «КПМГ» в России и СНГ Дмитрий Чистов. Интервью с экспертом подготовлено в рамках Меморандума о взаимодействии, заключенного между НП «НПС» и ЗАО «КПМГ».
НП «НПС»: После отказа США от переговоров с Россией по FATCA, в каком направлении движется мысль регуляторов о законодательном закреплении передачи информации об американских налогоплательщиках? Есть мнение, что передача информации может быть уголовно наказуема, в то же время были публикации, что будет позволено передавать информацию с согласия клиента.
Д. Чистов: По последним данным, подправленный законопроект по обмену налоговой информацией был только что согласован с Комитетом Госдумы по финансовым рынкам Госдумы.
НП «НПС»: Как будет решен вопрос с передачей информации?
Д. Чистов: Персональную информацию можно передавать и сейчас, а вот с банковской информацией такой ясности нет.
НП «НПС»: Произошли ли изменения в графике применения? Соблюдается ли он?
Д. Чистов: В целом, график остается без изменений. До 1 января 2015г. отложено только начало идентификации новых корпоративных клиентов (юридических лиц).
НП «НПС»: США неоднократно переносили сроки вступления в силу FATCA. Не произойдет ли также и 1 июля?
Д. Чистов: Скорее всего, сроки сохранятся прежними, и для каких-либо переносов нет оснований. Американские политики очень часто говорят правду, а сейчас официальные заявления руководство Министерства финансов США и американского налогового ведомства не содержат намерений о переносе сроков.
НП «НПС»: 30 июня — дата, когда должны быть подписаны соглашения с IRS или IGA, и 1 июля, когда начинается удержание. Как банки подошли к этой дате?
Д. Чистов: 515 банков и финансовых организаций Российской Федерации зарегистрировались на портале налоговой службы как участвующие. Следовательно, они присоединились к типовому соглашению с налоговым ведомством США, а значит, готовы удерживать. Не стоит забывать, по крайней мере, еще о сотне-двух, зарегистрировавшихся как Limited FFI, которые делают все то же самое, за исключением отчетности и штрафного удержания.
НП «НПС»: Известно, что многие российские финансовые организации заключили соглашения с IRS напрямую. Означает ли это, что с 1 июля они начнут передавать сведения?
Д. Чистов: Прямо сейчас – нет. Сведения об анкетных данных американских налогоплательщиках за 2014 год надо будет передать в 1-м квартале следующего года.
НП «НПС»: Что будет происходить с остальными банками, кто не подписал соглашения?
Д. Чистов: Будут страдать. Неприсоединившиеся к ФАТКА финансовые организации попадут под штрафные удержания.
НП «НПС»: Как оценивают банки риски, с которыми они столкнутся как при передаче информации, так и при игнорировании требований FATCA?
Д. Чистов: С передачей банковской информации, которая потребуется только в 2016 году, вероятно, скоро разберутся, с передачей персональной информации все хорошо. Игнорирование же требований FATCA может выйти себе дороже.
НП «НПС»: Не наступит ли еще один потенциальный финансовый коллапс?
Д. Чистов: FATCA коллапс уж точно не вызовет, а вот финансовые потери и затруднения в бизнесе из-за ограничений связей с самым развитым финансовым рынком будут.
НП «НПС»: В случае отказа банка от подписания соглашения, сможет ли он работать с американскими партнерами?
Д. Чистов: В зависимости от того, в чем будет заключаться эта работа – работа с определенными финансовыми инструментами США и их производными будет затруднена. Обычная торговля не должна пострадать.
НП «НПС»: Все ли страны готовы соблюдать требования FATCA?
Д. Чистов: Около 70 стран, включая Гондурас, Кюросао и Туркс и Кайкос нашли в себе силы согласовать межправительственные соглашения, десятки заканчивают переговоры.
НП «НПС»: Какова статистика подключения банков к IRS через национальные институты и напрямую?
Д. Чистов: Семь из них будут отчитываться в IRS напрямую, остальные – через национальный уполномоченный орган. «Невезучие», кто ничего не подписал, будут отчитываться напрямую, но в более жестких условиях.
НП «НПС»: Есть сведения о том, что конгломераты стран, например, Евросоюз, намерены создать аналогичные FATCA законы. Этот процесс уже реализуется?
Д. Чистов: Финансовым организациям уже сейчас предлагается присоединяться к взаимному обмену налоговой информацией на основе процедур и протоколов FATCA в рамках ОЭСР. Осенью прошлого года Россия активно поддержала эту идею на форуме двадцатки в Москве.
НП «НПС»: Намерена ли Россия в рамках Евразийского союза или БРИКС выставить такие же требования к США или Евросоюзу?
Д. Чистов: Для реального выставления таких требований, как FATCA, надо иметь такую развитую и нужную всем экономику и финансовый рынок как американские. Хотя, подобные предложения представлены в законопроекте по обмену налоговой информацией. Напомню, что Россия уже пыталась вступить в FATCA «в рамках БРИКС».
НП «НПС»: Не будет ли полный взаимообмен информацией на уровне налоговых ведомств всех стран друг с другом общим решением проблемы?
Д. Чистов: ОЭСР и США это как раз и планируют.
НП «НПС»: Какие серьезные вопросы не решены для успешной реализации FATCA на территории России?
Д. Чистов: Остаются вопросы штрафного удержания и отправки этих денег, а также разница в определении конечных бенефициаров и в отказе в открытии определенных счетов.
НП «НПС»: Не проще ли отказаться от обслуживания американских резидентов?
Д. Чистов: Это позволит только сэкономить на количестве строк в «нулевых отчетах» в IRS. Минусом такого решения станет отсутствие дохода от операций с деньгами богатых американцев.