12 марта 2019 года Государственной Думой были приняты в первом чтении законопроекты № 603192 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части регулирования сферы платежных сервисов), № 603170 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (в части уточнения требований к деятельности иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг)».
Ольга Ярыгина, Генеральный директор платежной системы «Sendy» по вопросу об изменениях в Федеральный закон «О национальной платежной системе»:
Госдума приняла в первом чтении проект изменения Федерального закона о национальной платежной системе 161-ФЗ. С момента принятия самого закона в 2011 прошло достаточно много времени, рынок и платежные технологии стремительно развиваются. Можно сказать, что изменение закона призвано догнать уходящие требования к платежам и операторам, предоставляющих эти услуги.
Первое что бросается в глаза: Банк России хочет легализовать оказание на территории России услуг поставщиков разных сервисов, например, AliPay, WeChat ,ApplePay, SamsungPay и пр. Теперь российским банкам, предоставляющим такой сервис для своих торговых точек, необходимо будет зарегистрировать в Банке России свои отношения с иностранными поставщиками. За Банком России закрепляется право запрашивать у иностранных поставщиков информацию о сервисе, включая персональные данные. Стоит отменить, что подобные нормы в отношении иностранных платежных систем и платежных сервисов уже внедрены Центральными Банками некоторых стран СНГ, например, национальными банками Таджикистана и Кыргыстана. Эти требования выглядят вполне обоснованными и своевременными.
Еще одной важной особенностью изменений в Законе станет расширение функционала банковского платежного агента. Теперь агрегаторы платежей попадут в правовое поле банковских платежных агентов, что вполне логично, и их деятельность будет регламентирована. Это позволит удалить с рынка недобросовестные компании и защитить интересы россиян.
Что очень важно: при достаточной либеральности закона в части распространения услуг иностранных платежных сервисов и различных мобильных приложений, Банк России настроен крайне решительно в части ограничения доступа этих сервисов к аутентификационным данным российских клиентов, т.е. пароли, коды, аналоги собственноручной подписи остаются исключительно в зоне ответственности российских кредитных организаций. Банк России также собирается распространить требования российского законодательства по защите информации при осуществлении переводов денежных средств на иностранных поставщиков платежных услуг. Эти требования особенно актуальны в условиях современного нестабильного международного финансового рынка.
Безусловно, российским поставщикам иностранных платежных сервисов придётся приложить определенные усилия для приведения уже действующих контрактов к вновь вводимым нормам и здесь очень важен переходный период, который, мы надеемся, будет заложен в законе. К сожалению, в представленной версии Закона совершенно не учтены особенности российских Платежных систем, Операторы которых не являются кредитными организациями, т.е. собственно не являются операторами по переводу денежных средств. В этом отношении возможны проблемы в части легализации уже действующих контрактов на платежные услуги. Возможно, потребуются дополнительные разъяснения со стороны Банка России отдельных норм закона. Здесь очень важен оперативный контакт с соответствующими структурами Банка России.