ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 15.08.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Путин поддерживает переход на нацвалюты в расчетах за нефть и газ

ЯЛТА, 14 августа. ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин считает, что необходимо договариваться с рядом стран о торговле товарами, в том числе энергоресурсами, в национальных валютах.

«По поводу торговли энергоносителями за рубли — я тоже считаю, что это было бы правильно, и мы должны к этому стремиться, но вопрос в том, что это непростая история», — заявил Путин на встрече с членами фракций политических партий в Госдуме.

Глава государства напомнил, что энергоносители торгуются на биржах в долларах — так сложилось уже много лет назад, это мировая практика, которую сломать достаточно сложно. Более того, российские компании, которые занимаются торговлей энергоносителями, сами заинтересованы в том, чтобы получать доллары или евро за поставленную продукцию, отметил он.

Несмотря на это, Путин считает, что долларовая монополия идет во вред энергетическому сектору мировой экономики.

ПРАЙМ

 

Интервью первого заместителя председателя ЦБ Георгия Лунтовского радио Business FM

Лунтовский: предложение переводить командировочные на карты банков малоэффективно

Инициатива, в рамках которой предлагается законодательно обязать компании перечислять командировочные средства на банковские карты, в России будет малоэффективна. Такое мнение высказал в эфире радио Business FM первый заместитель председателя ЦБ Георгий Лунтовский.

Представитель регулятора отметил, что подобные предложения уже озвучивались банкирами и членами правительства. «И у нас в Банке России эта тема не один раз обсуждалась, — сказал Лунтовский. — Но эта тема не совсем связана с развитием безналичных платежей».

«На сегодняшний день у нас, к сожалению, на мой взгляд, такая инициатива малоэффективна», — считает первый зампред. Он отметил, что причин тому может быть несколько. «Это связано и с огромной территорией страны, и с неразвитостью инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов», — пояснил Лунтовский.

Лунтовский: средняя скорость расчетов наличными составляет 22 секунды, безналом — 30

Средняя скорость расчетов наличными денежными средствами составляет 22 секунды, в то время как безналичными — 30 секунд. Такие данные озвучил в эфире радио Business FM первый заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский.

«Говорят, что безналичные расчеты дают экономический эффект. Но если говорить об общественных издержках на одну трансакцию, то наличные деньги — расчет делали не мы, это данные экспертов Европейского центробанка — это где-то 0,42 евро. Что касается кредитных карт, то это 2,39 евро, — рассказывает Лунтовский. — Что касается продолжительности трансакций в секундах, то если говорить о картах, то это в среднем примерно 30 секунд, наличные платежи — 22 секунды».

Вместе с тем первый зампред ЦБ подчеркнул, что проводить операции безналичным способом удобнее.

Лунтовский: Россия обогнала Англию, Германию, Францию и Италию по количеству банкоматов на тысячу жителей

Россия занимает одно из лидирующих мест среди стран Европы по количеству банкоматов на одного жителя, обогнав по данному показателю Англию, Германию, Францию и Италию.

«Россия на сегодняшний день занимает одно из первых мест в Европе по количеству банкоматов — 1,3 банкомата на 1 тысячу жителей, — сказал Лунтовский. — Для примера: в Великобритании 1 банкомат на 1 тысячу жителей, в Германии — 1, в Италии — 0,8, во Франции — 0,9».

Однако первый зампред отметил, что наибольшее количество банкоматов в указанных странах расположено в крупных городах, «где есть бизнес и достаточно высокий уровень жизни». При этом в средних, малых городах, а также деревнях и поселках данный вид дистанционного обслуживания клиентов банков «совершенно не развит».

Однако по количеству POS-терминалов, добавил Лунтовский, Россия значительно отстает от всех европейских стран.

Сенатор Журавлев: «Доступ банков к информации ФНС и ПФР — прорыв в борьбе с мошенничеством и высокими ставками»

Открытие российским банкам доступа к базам данных ПФР и ФНС о доходах граждан страны может стать прорывом в борьбе с кредитным мошенничеством и высокими процентными ставками по займам. Такое мнение выразил в четверг сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Николай Журавлев.

Рабочая группа, в которую входят, в частности, правительство, ЦБ и НБКИ, подготовила законопроект, предоставляющий кредитным организациям с марта 2015 года доступ к информации Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда. Согласно документу, банки смогут проверять информацию о финансовой состоятельности своих клиентов с их согласия перед выдачей кредита. Данный нормативный акт уже нашел поддержку со стороны ассоциации «Россия», депутата Госдумы Анатолия Аксакова и Национального бюро кредитных историй.

«Совет Федерации полностью поддерживает эту инициативу, — заявил Журавлев. — Законопроект, позволяющий кредитным организациям подтверждать информацию о доходах заемщиков, решит проблему высоких процентных ставок по кредитам. Данная мера позволит существенно снизить риски мошенничества в виде предоставления заемщиками поддельных сведений о доходах. Соответственно, снизится банковский риск, а с ним пойдут вниз и ставки по кредитам».

Сенатор подчеркнул, что задача по снижению процентных ставок не только по корпоративным, но и частным займам является одной из приоритетных для финансовых властей страны. В связи с этим Журавлев выразил надежду на то, что участникам законодательного процесса удастся найти оптимальную форму взаимодействия банков и внебюджетных фондов, а законопроект будет принят в осеннюю сессию.

Банки.ру

СМИ: В России могут создать национальную систему онлайн-бронирования отелей

МОСКВА, 15 августа. /ПРАЙМ/. В России может появиться свой аналог Booking.com — популярной в мире системы онлайн-бронирования гостиниц. В новый проект, который будут курировать Ростуризм и Минкомсвязь, потребуется инвестировать за четыре года около 50 млн долларов. Созданием нового интернет-ресурса заинтересовались госкомпания «Ростелеком» и госкорпорация «Ростех». Об этом сегодня пишет «Коммерсант».

В 2015 году Федеральное агентство по туризму /Ростуризм/ и Минкомсвязь должны представить правительству предложения по созданию национальной системы бронирования гостиничных и туристических услуг. Об этом говорится в проекте плана мероприятий по реализации стратегии развития туризма в 2014-2020 годах, разработанной Минкультуры /курирует туристическую отрасль/. В Минкомсвязи знают об этом поручении, но пока не занимались его детальной проработкой. В Ростуризме сообщили, что новая система по функционалу может напоминать один из популярных в мире интернет-ресурсов по бронирования отелей Booking.com. Главная цель национальной системы — продвижение малоизвестных региональных санаториев и пансионатов, уточнили в ведомстве.

Информационной базой для новой системы могут стать региональные ресурсы, добавили в Ростуризме. Так, похожий портал в октябре планируется запустить в Московской области, сообщил советник губернатора по вопросам культуры, туризма и спорта Игорь Чайка. На сайте можно будет не только забронировать отель, но купить билеты на электричку и в музей. «Для стимулирования внутреннего туризма национальная система бронирования скоро станет незаменимой»,- не исключает он.

У нового проекта уже есть интересанты. Госкомпания «Ростелеком», по словам ее представителя Андрея Полякова, могла бы взяться за создание подобной системы. В тендере готов поучаствовать и «Ростех», говорит представитель госкорпорации Василий Бровко. «Ростех» уже разрабатывает национальную систему бронирования авиабилетов: инвестиции в этот проект оцениваются в 1 млрд рублей.

«Мы не будем спекулировать на теме потенциальной конкуренции»,- так отреагировал представитель Booking.com на возможное появление нового интернет-ресурса. Идея создать национальную систему бронирования не нова, говорит Феликс Шпильман, операционный директор «Островок.ру» /этот сайт, как и Oktogo.ru, тоже может стать прямым конкурентом будущего ресурса/. Если инициаторы хотят создать крупного игрока, то им придется привлечь только за четыре года около 50 млн долларов, рассуждает господин Шпильман, ссылаясь на опыт своей компании. По его подсчетам, система бронирования может зарабатывать 10-25 проц стоимости каждого заказа.

Клиентам «Нордеа» придется сообщать банку о зарубежных поездках во избежание проблем с картами

Нордеа Банк вводит новые меры по повышению безопасности использования банковских карт за рубежом «в связи с участившимися случаями мошенничества с использованием банковских карт в некоторых странах мира». Перечень стран с повышенным, по оценкам банка, риском мошенничества опубликован на сайте кредитной организации.

Банк намерен «уделять особое внимание» контролю за операциями в указанных странах и в этой связи предлагает клиентам заблаговременно сообщать о планируемых поездках туда. В противном случае проведение операций с использованием карт банка на территории этих стран «может быть затруднено или невозможно», предупреждают в «Нордеа».

Уведомить банк о планируемой зарубежной поездке можно через центр информационной поддержки, офис кредитной организации (требуется наличие паспорта) либо заявлением через систему Nordea Online.

О дате введения новых мер безопасности Нордеа Банк обещает проинформировать клиентов дополнительно.

Перечень стран с ограничениями по использованию банковских карт Visa, выпущенных Нордеа Банком, включает 104 государства, по использованию карт MasterCard — 55 государств. В том числе держателям карт этих систем рекомендуется предупреждать банк о своих поездках в такие популярные туристические регионы, как Вьетнам, Китай, Индия, Таиланд, а также в Австралию, Японию. Пользователи карт категории Maestro («ограничительный» список содержит 12 стран), так же как и других карт платежной системы MasterCard, могут столкнуться с проблемами и в США, если заранее не предупредят банк о возможных операциях по картам в этой стране.

Банки.ру

Лето Банк присоединился к единой банкоматной сети группы ВТБ

Лето Банк присоединился к единой банкоматной сети группы ВТБ, уже включающей устройства ВТБ 24, Банка Москвы и дочерних банков в странах СНГ и Грузии.

Теперь клиенты банка могут получать собственные денежные средства по картам, эмитированным Лето Банком, в банкоматах группы ВТБ по «домашним тарифам». Держатели карт банков – участников объединенной сети смогут снимать денежные средства в Лето Банке также по «домашним тарифам» своего банка.

Технологическое обеспечение операций в единой банкоматной сети осуществляет входящая в группу ВТБ процессинговая компания «МультиКарта».

Банки.ру

Участником системы UNIStream стал Московский Индустриальный Банк

К системе денежных переводов UNIStream присоединился Московский Индустриальный Банк. Об этом сообщили в UNIStream, подчеркнув, что, таким образом, ее сеть обслуживания увеличивается более чем на 270 офисов, расположенных в 29 субъектах РФ.

Денежный перевод без открытия счета по системе UNIStream можно отправить по России, в страны СНГ, Грузию, Прибалтику, Турцию, дальнее зарубежье в рублях, долларах и евро. Комиссия составляет от 1%, а для переводов в сумме от 100 тыс. рублей по России и странам ближнего зарубежья действует фиксированный сбор в размере 990 рублей.

Банки.ру

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ 

МИНФИН РОССИИ

  • Информация о начале приема заявок второго раунда конкурсного отбора инициатив (Подпроектов), направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг

Подробнее во вложении

БАНК РОССИИ

  • Опубликовано Письмо Банка России от 08.08.2014 N 138-Т «О представлении сведений в уполномоченный орган»

Банком России сообщен код операции, применяемый для сообщения сведений о контролируемых операциях с денежными средствами на счетах организаций, имеющих стратегическое значение

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 22 июля 2014 года, операции по зачислению денежных средств на соответствующие счета указанных организаций в сумме, равной или превышающей 50 млн. рублей, подлежат обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

При направлении сообщений об указанных операциях рекомендовано применять код 4007.

Подробнее во вложении


  • Перечень кредитных организаций, в которые назначены уполномоченные представители Банка России

Уполномоченные представители Банка России, действующие в соответствии со статьей 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», по состоянию на 01.07.2014 назначены в 57 кредитных организаций.

Подробнее во вложении

  • Размещена электронная версия «Вестника Банка России» № 66 (1544) от 16.07.14

Данные о поддельных денежных знаках, выявленных в банковской системе России

во II квартале 2014 года ……………………………………………………………………………….. 20

Реестр арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России

в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций,

по состоянию на 3 июля 2014 года …………………………………………………………………… 22

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1711 …………………………………………………. 26

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1712 …………………………………………………. 26

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1713 …………………………………………………. 27

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1714…………………………………………………. 27

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1715…………………………………………………. 28

Приказ Банка России от 11.07.2014 № ОД$1730 …………………………………………………. 28

Приказ Банка России от 11.07.2014 № ОД$1731 …………………………………………………. 29

Приказ Банка России от 11.07.2014 № ОД$1732 …………………………………………………. 31

Приказ Банка России от 11.07.2014 № ОД$1733 …………………………………………………. 31

Сообщение АСВ для вкладчиков ОАО МКБ “Замоскворецкий” ……………………………….. 33

Сообщение АСВ для вкладчиков ИАБ “Диг$Банк” (ОАО) ……………………………………… 34

Объявление временной администрации по управлению ОАО МКБ “Замоскворецкий” … 36

Сообщение об итогах проведения депозитной операции “тонкой настройки”

на аукционной основе ………………………………………………………………………………….. 37

Показатели ставок межбанковского рынка с 7 по 11 июля 2014 года …………………………. 38

валютный рынок ……………………………………………………………………………………… 40

Официальные курсы иностранных валют, устанавливаемые Банком России ……………. 40

рынок драгоценных металлов ………………………………………………………………………. 41

Динамика учетных цен на драгоценные металлы ……………………………………………… 41

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1706 “О назначении временной

администрации страховой организации Общества с ограниченной ответственностью

“Общество страхования жизни “Россия” ………………………………………………………….. 42

Приказ Банка России от 10.07.2014 № ОД$1719 “О приостановлении действия лицензии

на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера

Общества с ограниченной ответственностью “Страховой брокерский дом “Кенсингтон” ….. 43

Подробнее во вложении

РОСФИНМОНИТОРИНГ

  • О выпуске очередной редакции Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму от 13 августа 2014 года

Внесены изменения в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. 

В разделе сайта «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» размещен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности  или терроризму, от 13.08.2014.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА

Алма Обаева, НП «НПС»: роль стандартизации в регулировании  национальной платежной системы

Сегодня все большую актуальность приобретают вопросы стандартизации финансовых операций. Национальный платежный совет уделяет повышенное внимание вопросам внедрения современных платежных стандартов и формированию единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями. Работа ведется в тесном сотрудничестве с Банком России, Техническим комитетом №122 «Стандарты финансовых операций» и участниками платежной индустрии.

Традиция, когда регулирование отрасли в значительной части осуществляется только через принимаемые законы и издаваемые к ним подзаконные нормативные акты, должна быть преодолена. При изменении условий в развитии той или иной сферы рынка законодатель каждый раз сталкивается с необходимостью вносить коррективы в нормативно-правовую базу, которая на самом деле должна определять стратегический статус отрасли и формализовать ее место в системе остальных отраслей. Роль  постоянно дополняемых регламентирующих документов могут выполнять стандарты, выработанные и принятые соответствующей отраслью, которые позволяют снизить нагрузку в регулировании в части необходимости прописывать, например, технические компоненты в законах и подзаконных нормативных актах.

Идеальной представляется ситуация, когда регулирование будет осуществляться ориентировочно на треть в строго очерченных законом рамках, более половины на основе выработанных рынком стандартов, и в определенном объеме в виде подзаконных нормативных актов, издаваемых тем или иным ведомством.

Оценивая представленную модель как перспективную, регулятор в ряде своих нормативных актов, касающихся решения специализированных задач, ссылается на принятые технические стандарты. В их числе проект Указания Банка России «О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной инфраструктуры для признания платежной системы национально значимой», где в части, касающейся материальных носителей платежных карт, регулятор указывает требования действующих стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2006 «Карты идентификационные. Физические характеристики», ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-1-2010 «Карты идентификационные. Карты на интегральных схемах с контактами. Часть 1. Физические характеристики» и т.д.

В этом же направлении необходимо развивать взаимодействие участников рынка в лице кредитных и иных финансовых организаций, производственных и торговых предприятий, регуляторов для реализации более широких целей:

•          создания единого стандарта электронных платежей,

•          решения проблем совместимости платежных систем,

•          создания единых систем идентификации клиентов,

•          содействия развитию электронного документооборота в смежных отраслях (торговля, отчетность),

•          формирования национальной транспортной инфраструктуры. 

Реализация конкретных шагов в заданном направлении будет способствовать повышению доступности финансового рынка для его участников, снижению рисков, повышению скорости осуществления платежных операций и, как следствие, приведет к снижению стоимости осуществления платежей.

Наиболее совершенно представленная модель может быть реализована на основе разработок международного стандарта ISO 20022. Построение собственной инфраструктуры, которая способна в национальном масштабе  обеспечить обмен платежными и иными финансовыми сообщениями между всеми организациями-участниками национальной платежной системы также возможно с использованием форматов на основе современного стандарта ISO 20022.

ISO 20022 – стандарт и методология создания описаний бизнес-процессов, сопровождающихся обменом электронными финансовыми сообщениями, и проектирования схем и форматов этих сообщений. Его можно рассматривать в качестве «финансового эсперанто», универсального языка взаимодействия разных автоматизированных систем участников финансовых и торговых рынков.

Стандарт ISO 20022 позволяет агрегировать остальные стандарты, что обеспечивает финансовым организациям возможность самостоятельно принимать решение о форматах платежных и иных финансовых сообщений при выстраивании отношений «банк-клиент». Реализация проекта по внедрению ISO 20022 любой крупной организацией возможна через совершенствование действующих стандартов и соединение их с ISO 20022.

Расширение применения ISO 20022 для обслуживания корпоративных клиентов все чаще становится одним из приоритетных направлений в стратегии финансовых, производственных и торговых  организаций. Европейские банки и их клиенты в текущем году завершают переход на ISO 20022 в части кредитовых и дебетовых переводов. Также на разной стадии находится внедрение этого стандарта в SWIFT, TARGET, CLS, платежной системе национального банка Японии. Важно отметить, что SWIFT разработал новый стандарт сообщений «MX» и намерен постепенно отходить от существующих стандартов «MT».

В России аналогичная тенденция в полной мере соответствует международному тренду — коммерческие организации все активнее  осуществляют переход, а перед государственными органами стоит задача унификации с участниками рынка.

Стратегией развития национальной платежной системы, согласованной Банком России, определены задачи по внедрению стандарта ISO 20022. В платежной системе Банка России предусматриваются процессы перехода на этот стандарт. Банк России, ТК №122, РОССВИФТ выпустили ряд документов, нацеленных на использование в финансовых операциях кредитных организаций и корпораций разработок на основе ISO 20022.

В Национальном платежном совете прорабатываются конкретные предложения о внедрении международного стандарта ISO 20022. Партнерство уверенно выступает за применение стандарта, которое будет способствовать решению проблем совместимости платежной системы Банка России с функционирующими на финансовом рынке платежными системами, повышению доступности российского финансового рынка для всех участников, сокращению издержек участников платежного рынка.

Сайт НП «НПС»

Директор юридического департамента НП «НПС» Юлия Лисицина: интернет-ресурс ФНС России мог бы в значительной части решить задачу развития электронного документооборота

Развитие электронного документооборота кредитных организаций и иных участников финансового рынка предполагает сокращение практики использования последними документов на бумажных носителях как в отношениях между собой, так и в отношениях с клиентами. Информационный интернет-ресурс ФНС России мог бы в значительной части решить данную задачу, однако на сегодня масштабы его использования не столь существенны, насколько этого можно было бы ожидать.

Информационный интернет-ресурс ФНС России позволяет кредитным организациям как бесплатно, так и за плату самостоятельно получать сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, необходимые для идентификации клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кредитные организации активно используют данный сервис. Однако полностью отказаться от требования предоставления клиентом надлежаще оформленной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП невозможно по ряду причин.

Основным правовым риском, связанным с получением информации о клиенте на сайте ФНС России, является риск, связанный с неопределенностью правового статуса,  возможной недостоверностью и неактуальностью данной информации. Риск возникает как при получении сведений, формируемых с сайта ФНС России с использованием бесплатного сервиса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств», работающего в настоящее время в тестовом режиме, так с  использованием платного сервиса «Доступ в ЕГРЮЛ и ЕГРИП», предоставляемого ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 31.03.2009 № ММ-7-6/148@ «Об утверждении порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей». В частности, в настоящий момент отсутствует возможность самостоятельного формирования с сайта ФНС России выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по клиентам, которые зарегистрированы менее чем 5 дней.

Кроме того, существенное значение имеет неопределенность позиции судебного органа в спорах о недействительности сделок, совершенных между кредитной организацией и клиентом, по причине возможного признания кредитной организации недобросовестной стороной сделки. Следствием этого может стать оспаривание совершенных операций по счету с возмещением банком клиенту суммы совершенной операции и выплатой процентов, начисленных в порядке ст. 395 ГК РФ. Получение же и проверка кредитной организацией выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, заверенной регистрирующим органом, являются значимыми действиями банка, направленными на проверку законности действий клиента, позволяющими достоверно установить объем и содержание полученной банком информации о клиенте на соответствующую дату.

Также необходимо обратить внимание на то, что во многих случаях стоимость платного интернет — сервиса ФНС России, позволяющего получить доступ к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде, является существенным барьером для его использования некрупными организациями.

Озвученные проблемы развития электронного документооборота были консолидированы НП «НПС» в письме, направленном в Банк  России. Принимая во внимание нацеленность в настоящее время Банка России на развитие электронного документооборота можно ожидать положительных сдвигов в решении данного вопроса в ближайшей перспективе. Чему в полной мере соответствует и стремление кредитных организаций к упрощению и ускорению процедуры идентификации клиентов при открытии счетов и оказании иных банковских услуг.

ОБЗОР СМИ

Банкиров предупредили об опасности использования иностранного софта

Центробанк советует кредитным организациям переходить на отечественные разработки из-за возможных отзывов лицензий на банковские программные продукты со стороны иностранных производителей

Банк России настоятельно рекомендует кредитным организациям при разработке профильного программного обеспечения обратить внимание на «защиту от утраты прав (лицензий) на использование» банковских программ. Это следует из подписанного председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной распоряжения № Р-556, которым вводятся в действие рекомендации «по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы» (есть у «Известий»). Обеспечить защиту банки должны уже с 1 сентября текущего года, когда эти рекомендации вступят в силу.

Ранее замначальника Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев высказывал опасения, что в связи с введенными против России санкциями банки в лучшем случае могут потерять техподдержку от IT-гигантов, а в худшем — право пользования лицензиями на программные продукты. В мае подобные угрозы прозвучали от американских IT-компаний. В частности, представители IT-гигантов Microsoft, Oracle и Symantec заявляли, что готовы прервать отношения с российскими партнерами и отозвать лицензии на уже проданные программы.

— Фактически Банк России рекомендовал кредитным организациям при заключении лицензионных соглашений исключать (или как минимум ограничивать) право лицензиара отзывать лицензию, — говорит директор департамента финансового мониторинга и защиты информации некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Наталья Приезжая. — Банк России последователен в своих действиях. Так, в проекте указания «О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной инфраструктуры, для целей признания платежной системы национально значимой платежной системой» отмечено, что лицензионные соглашения должны предоставлять право использования программных средств на территории Российской Федерации в течение не менее 5 лет, а также предусматривать обязанность лицензиара по обновлению версий программных средств.

Как показал опрос «Известий», участники рынка разделяют опасения регулятора, но не знают, как выполнить его рекомендации.

— Как правило, именно правообладатели диктуют условия банкам при разработке программного обеспечения, а не наоборот, — констатирует менеджер банка из топ-10. — При этом закон в настоящее время на их стороне, а не стороне заказчика.

Как уже писали «Известия», на рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому регуляторов рынка обяжут защищать не только производителей программных продуктов или лицензион

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}